Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2017 года в России: что ждет компании


Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2017 года в России: что ждет компании

Изменений в налоговом законодательстве с 1 января 2017 года в России не мало. Перемены коснутся, прежде всего, «старого» налога на прибыль, но появится, к примеру, и новый сбор, пишет fd.ru.

Для любой организации новый год – это не только подарки, шампанское и корпоративы, но и подарки (иногда в кавычках) от законодателей. Что же грядущий год готовит российским предпринимателям в налоговой сфере? Основные налоговые изменения были приняты совсем недавно, в конце ноября, Федеральными законами 401 и 405.

Изменения в налоговом законодательстве с 2017 года: Эпоха «упрощенки»

Один из новогодних подарков наши законотворцы начали готовить бизнесу еще летом, но за месяц до наступающего праздника решили сделать его еще более щедрым. Суть его в том, что ближайшие годы станут «годами упрощенки», то есть больше компаний смогут, при желании, использовать этот режим. Границы для использования такого режима увеличены: согласно Федеральному закону от 30 ноября 2016 г. № 401 – ФЗ продолжать использовать УСН в 2017 году смогут более богатые компании, чем раньше. Лимит дохода за девять месяцев со следующего года вырастет в 2,5 раза – с 60 до 150 млн рублей. Еще одно новшество: остаточная стоимость основных средств, рассчитываемая по балансу, увеличена в полтора раза – со 100 до 150 млн руб.

Тем же, кто еще только планирует переход на упрощенный режим, имеет смысл дождаться конца будущего года и только тогда подать уведомление: с 2018 года граница доходов будет увеличена аж почти вдвое до 112,5 млн рублей. При этом специальный коэффициент применяться не будет. В 2017 году, чтобы перейти на УСН, компания за 9 месяцев 2016 года должна заработать не больше 60 млн руб. (если точнее, 45 млн. руб., умноженные на коэффициент – дефлятор, составляющий 1,329). Этих изменений малый бизнес ждал уже давно, ведь данный специальный режим удобен небольшим фирмам: можно платить меньше налогов (не надо отдельно платить НДС и налог на прибыль), следовательно, приходится заполнять меньше бумаг. Остальные критерии возможного использования УСН изменениям не подверглись.

Имущество – как платить налог?

Тот же документ N 401 – ФЗ демонстрирует изменения для организаций, касающиеся налога на движимое имущество. Изначально предполагалось, что некоторые фирмы, вынужденные платить налог на движимое имущество, попросту говоря, автомобили, смогут не отчислять его, если транспортное средство было произведено не раньше 2013 года. Сейчас льгота распространяется на тех, к кому автомобиль перешел как основное средство начиная с 1 января 2013 года (ст. 381.1 НК РФ). Но в итоге было решено, что с начала следующего года решение о том, нужна ли такая льгота, будут принимать региональные власти. Если они решат, что такая щедрость излишня, с 2018 года компаниям придется раскошелиться.

Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2017 года в России по налогу на прибыль 

Тот же самый закон изменил распределение налога на прибыль с 2017 года. Больше налогов организациям, к их радости, платить не придется, но поступления будут распределяться иначе: 17 % (вместо нынешних 18%) – в региональный бюджет; 3 % (вместо 2%)  –  в федеральную казну (см. также законные способы оптимизации налога на прибыль).

Еще одно изменение, касающееся данного налога – в следующем году налоговую базу по прибыли можно будет уменьшить за счет убытков, понесенных в предыдущих налоговых периодах, не более чем на 50 % (см. новую редакцию статьи 283 НК РФ, в ней появился пункт 2.1, и Федеральный закон от 30.11.2016 № 401 – ФЗ). Сейчас юридические лица могут вычесть из прибыли все свои убытки. То есть даже если компания понесла в предыдущие годы огромные убытки, а потом вдруг резко вышла на прибыль, избавиться полностью уплат в казну не удастся уже при декларировании налога на прибыль за первый квартал. Правда, чтобы смягчить действие этой меры, закон отменяет 10 – летнее ограничение на перенос убытков, их теперь можно «размазывать» сколь угодно долго.

Есть и некоторое послабление для бизнеса, его внес Федеральный закон от 30.11.2016 № 405 – ФЗ в ст. 266 НК РФ.

Сейчас резерв по сомнительным долгам по-прежнему не должен быть больше, чем десятая часть от выручки по итогам налогового (или отчетного) периода. С 2017 года при создании резерва в течение налогового периода по результатам отчетных периодов его сумма не должна будет превышать наибольшую из двух величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или такую же часть от выручки за текущий отчетный период.

Налог для природы

Одно из изменений в налоговом законодательстве с 2017 года касается так называемого экологического сбора. Платить его обязательно, хоть он и относится к неналоговым платежам. Это новшество коснется российских производителей и импортеров, которым придется раскошелиться за утилизацию товаров, потерявших потребительские свойства. Для товаров в упаковке данный сбор необходимо платить только в отношении самой упаковки. Собственно говоря, он был введен еще в 2015 году, но тогда законотворцы не прописали ставку и прочие подробности. Теперь они наверстали упущенное. Перечень товаров весьма обширный (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. № 1886 – р), это целых 36 групп: от постельного белья и одежды до тетрадок, тары и бытовых приборов. Причем для каждой группы определена своя ставка. Правда, если компания утилизирует указанные товары за пределами РФ, то сбор платить ей не придется.

Итак, кому платить за экологию, понятно. Осталось разобраться, как. Во-первых, плательщики должны подать в свою налоговую инспекцию до 1 апреля года, идущего за отчетным, следующие документы:

  1. Декларацию по учету данного сбора.
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  3. Расчет сбора.

Во-вторых, до 15 апреля (в 2017 году – до 17, так как 15 апреля является выходным днем) компании должны заплатить сбор и направить копии платежных документов в налоговую.

Как пишет «ТАСС» со ссылкой на министра природных ресурсов и экологии России Иван Валентика, за один только в 2017 году в казну поступят от экологического сбора около 6,5 млрд руб, а в течение пяти лет объем поступлений может вырасти до 30 млрд руб. в год.

При этом не нужно путать этот экологический сбор с взносом за нанесение вреда окружающей среде, это два совершенно разных платежа. Некоторым компаниям придется внести оба из них. Так, за нанесение вреда окружающей среду организациям нужно заплатить только в  том случае, если они производят загрязняющие выбросы в атмосферу,  в воду или размещают в на территории России отходы.

Единый налог не возвращается

Еще до 2010 года компании платили единый социальный налог, но затем он был заменен перечислениями в различные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС). И вот в начале 2016 года ФНС по решению президента решила вернуть старый единый налог под новым названием: ЕССС (Единый социальный страховой сбор). Президент даже дал указание разработать для старого нового налога дорожную карту. Но, как нередко бывает, государственные органы все «переиграли» и от единого налога отказались. Тем не менее, кое – что от изначальной идеи все же осталось и с некоторыми налоговыми изменениями фирмам придется столкнуться: теперь следить за своевременностью уплаты и наказывать неплательщиков будет уже одна организация, а не три, а именно, ФНС.

За того парня

Еще одно значимое изменение в налоговом законодательстве с 1 января 2017 года в России. В 2017 году изменен пункт 1 ст. 45 НК РФ. Сейчас налогоплательщик обязан сам платить за себя все налоги, даже если у него на счету ни копейки. В 2017 году за незадачливого налогоплательщика сможет рассчитаться с государством третье лицо – например, собственник бизнеса (будь то физическое лицо или компания). Это выгодно не только компаниям, но и государству, которому будет немного легче теперь получить причитающиеся налоги.

Наказание за просрочку платежа станет чуть мягче: сейчас пени за каждый день опоздания уплаты налога рассчитываются исходя из 1/300 действующей на данный момент ставки рефинансирования ЦБ РФ.

С 1 октября 2017 г. если просрочка не больше 30 дней, то платить придется столько же, сколько и раньше. Если же компания по любой причине задержала уплату налога дольше этого срока, то штраф будет исчисляться так: первые 30 дней будет применяться  все та же 1/300 ставки рефинансирования, а начиная с 31 – го дня – только 1/150 ставки, действовавшей на тот момент.

Услуга для богатых

С 1 января 2015 года в Налоговом Кодексе появилось нововведение, пришедшее к нам с Запада – налоговый мониторинг. Его основные принципы описаны в Статье 105.26, которая в этом году подверглась незначительным изменениям. Он необходим для проверки правильного и своевременного расчета и уплаты всех налогов и сборов компаниями. Специфика весьма популярного в западных странах подхода заключается в том, что организация добровольно предоставляет налоговикам доступ (онлайн) к своей документации. То есть специалисты по налогам могут постоянно изучать финансовые данные налогоплательщика и высказывать свои рекомендации.  Взамен финансовый директор и главный бухгалтер компании могут не опасаться внезапно нагрянувших визитеров с выездными проверками, поскольку пока компания применяет налоговый мониторинг, проверки (в том числе и камеральные) ей не грозят. В общем, при таком режиме налоговая инспекция фактически превращается из органа надзора и карателя в консультанта. Если она обнаруживает какие – либо несоответствия или ошибки в документах, то компания должна либо в течение пяти дней пояснить эти несоответствия/ошибки, либо в течение десяти дней исправить их.

В результате довольны все: и компании удается избежать санкций со стороны налоговиков, и бюджет страны пополняется своевременно.

Разумеется, возможности фискального ведомства небезграничны, и всем организациям такую услугу предоставить просто невозможно. Поэтому в кодексе определено, что мониторинг предоставляется только крупным компаниям, чей доход за предшествующий год не меньше 3 млрд рублей. Кроме того, стоимость всех активов на 31 декабря предшествующего года не должна быть меньше тех же 3 млрд рублей. И, наконец, общая сумма налогов (НДС, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, а также акцизов, при наличии), уплаченных компанией за предыдущий календарный год, должна составить от 300 млн рублей.

Фактически 2016 год был первым, пробным годом для компаний, пожелавшим проводить у себя налоговый мониторинг, так как те, кто подали заявление до 1 июля 2015 года, как того требует законодательство, смогли воспользоваться мониторингом в этом году и понять, насколько их эта форма устраивает. Соответственно, подавшие заявление в первом полугодии этого года смогут приобщиться к новой форме контроля в следующем году. При этом срок проведения налогового мониторинга, как определено в законе, начинается с 1 января и заканчивается 1 октября следующего года. Заявление необходимо подавать в налоговую инспекцию по местонахождению фирмы, прикладывая к нему следующие документы:

Установленную форму регламента о взаимодействии.

  1. Данные о физлицах и юрлицах, прямо или косвенно участвующих в компании и имеющих долю более 25%.
  2. Учетную политику компании за текущий год.
  3. Решение о том, можно ли проводить для данной фирмы налоговый мониторинг, принимает руководство налогового органа до 1 ноября.

Таким образом, в 2017 году компаниям придется учитывать целый ряд изменений в налоговом законодательстве. Самую существенную редактуру претерпели положения о налоге на прибыль, помимо этого, заметным новшеством станет экологический сбор, есть изменились некоторые положения, касающиеся уплаты взносов в целом. В большинстве своем трансформации являются, скорее, положительными для бизнеса.