Предлагаемые поправки к закону «О саморегулируемых организациях» не позволят эффективно развивать систему саморегулирования, уверяют эксперты


Нынешний федеральный закон «О саморегулируемых организациях» содержит концептуальные пробелы, и их надо устранять, однако предлагаемый законопроект о внесении поправок не позволит эффективно развивать систему саморегулирования как инструмента укрепления добросовестной конкуренции в бизнес-сообществе, пишет ИА «ФК-Новости».

К такому выводу пришли эксперты - участники заседания Совета Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности, обсудившие выработку консолидированной позиции к предстоящим 17 мая парламентским слушаниям «Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития».

Закон о саморегулируемых организациях должен быть развивающим, а не ограничивающим работу уже действующих некоммерческих организаций, по сути являющихся саморегуляторами, но без специального статуса СРО, считает, в частности, сопредседатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности, вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев.

По его мнению, следует серьезно обсудить круг прав национальных объединений СРО, так как предлагаемая излишняя регламентация деятельности организаций и их национальных объединений может отбросить естественные эволюционные процессы саморегулирования в стране назад.

Законопроект о внесении изменений в ФЗ «О саморегулируемых организациях», предусматривающий установление приоритета общего законодательства над отраслевым, уже вызвал неоднозначные оценки экспертного сообщества, отметил представитель Национального объединения строителей Роман Ковнер. Это способно внести разлад в развивающуюся систему саморегулирования, полагает он.

Участники заседания отметили также, что законопроект жёстко ограничивает права СРО и при вступлении в силу способен стать серьёзным препятствием для создания новых и для деятельности уже существующих саморегулируемых организаций. Закон о СРО, считают эксперты, при разнообразии моделей СРО может быть только рамочным, тогда как предлагаемые поправки, по сути, уравняют неравные по определению финансовые, организационные и другие возможности СРО таких разных сфер, как, например, строительство и институт патентных поверенных.

Руководитель отдела развития «Группы ТАРГО» Ольга Савельева, разделяя общее мнение коллег, уверена: нужно менять те нынешние нормы закона, из-за которых успешно занимающейся саморегулированием организации бывает очень трудно официально получить статус СРО.

В свое время под эгидой «Группы ТАРГО» была тоже сделана попытка создания такой организации, как выразилась Савельева, «в духе СРО, причем тогда, когда о них еще практически не говорили». «В таможенной сфере, - добавляет Савельева, - СРО, в частности, нужны таможенным представителям, чтобы более надежно контролировать качество оказываемых услуг, выявлять недобросовестных исполнителей».

Эксперты основными проблемами саморегулирования считают также большое число недобросовестных СРО и отсутствие эффективных механизмов воздействия на них; отсутствие единых стандартов и процедур подтверждения квалификации членов саморегулируемых организаций и их специалистов, а также работников СРО; большие права исполнительных органов СРО при ограниченности возможностей коллегиальных органов управления; отсутствие законодательного определения роли национальных объединений СРО; отсутствие взаимодействия между системами саморегулирования различных отраслей и т.д.

По предложению сопредседателя Совета по саморегулированию предпринимательской деятельности, вице-президента ТПП РФ Александра Захарова, замечания к законопроекту о СРО будут оформлены в виде конкретных поправок от отраслевых профессиональных сообществ. Мы надеемся донести на парламентских слушаниях свою позицию до законодателей, заявил Александр Захаров; ситуация с СРО требует максимально быстрого разрешения, убежден он.