Российские строители переходят на новые национальные стандарты


В Барнауле прошел VII Всероссийский съезд саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, который собрал в столице Алтайского края свыше 500 делегатов. В течение двух дней представители СРО со всей страны обсуждали самые актуальные вопросы развития отрасли, пишет rg.ru.

- В прошлом году нам удалось превысить докризисные показатели по объему выполненных работ (5,7 триллиона рублей), и это при том, что из-за дефицита инвестиций предприятия отрасли загружены только на шестьдесят процентов, - отметил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Ефим Басин. - Улучшить инвестиционный климат могло бы снижение административных барьеров. Мы ждем решения правительства о сокращении количества бюрократических процедур в строительстве и сами принимаем меры. В частности, сегодня НОСТРОЙ внедряет электронную систему, которая оптимизирует всю разрешительно-согласовательную работу в отрасли. Такая система уже действует в Орле, и мы хотим распространить ее в других регионах.

Строители обсуждали и стремление контролирующих органов активно подключаться к выдаче допусков на профильные виды работ. В частности, МЧС планирует организовать свою СРО в области обеспечения пожарной безопасности и выдавать соответствующие допуски. Но это, по мнению участников съезда, приведет к параллелизму: строители, состоящие в своей саморегулируемой организации, должны вступать еще и в СРО пожарников и платить все взносы только для того, чтобы получить право установить на объекте пожарный гидрант.

- А завтра допуски захотят выдавать Роспотребнадзор и другие контролирующие органы, - эмоционально прокомментировали ситуацию представители строительных СРО.

Особенно бурное обсуждение вызвала проблема с недобросовестными участниками рынка, которые побеждают на аукционах, занижая стоимость работ порой до пятидесяти процентов, а потом годами не могут построить объект. В результате страдает качество строительства, а заказчик зачастую становится заложником такого горе-победителя.

Влиять напрямую на недобросовестные компании НОСТРОЙ не может, поскольку у него нет контролирующих функций. Попытки инициировать при поддержке Ростехнадзора судебные разбирательства тоже пока не приносят положительных результатов. Поэтому строители решили усилить самоконтроль. Прежде всего, ввели добровольный аудит среди членов СРО (и шестьдесят процентов организаций, входящих в НОСТРОЙ, уже прошло эту процедуру), а также пытаются лоббировать принятие на законодательном уровне ограничений для участия в тендерах сомнительных компаний.

- Снижение стоимости строительства на двадцать-тридцать и более процентов возможно только в двух случаях: либо за счет нового технического решения, которое принципиально удешевляет проект, либо за счет снижения качества, что недопустимо, - считает Ефим Басин. - Действующая аукционная система всего не учитывает, поэтому разработана Федеральная контрактная система (ФКС), которая должна была ликвидировать пробелы федерального закона о государственном и муниципальном заказе. Чтобы решить проблему демпинга, мы предложили ввести обязательную предквалификацию участников (тендерная комиссия потребует у СРО подтверждения достоверности допусков на необходимые виды работ), а также закрепит в ФКС предельно допустимое снижение цен на аукционе на уровне не более пятнадцати процентов. Но, сожалению, нам не удалось добиться этих принципиальных решений: в Федеральной контрактной системе предусматривается снижение цен в пределах 25 процентов. Это достаточно большой «разбег», а значит, проблема демпинга и ненадлежащего качества выполнения контрактов сохранится.

По мнению руководителя аппарата НОСТРОЯ Ильи Пономарева, сегодня на законодательном уровне необходимо создавать системы управления контрактами, рисками и качеством в строительстве. Причем законы должны быть «рамочными», а все подзаконные и нормативные акты - разрабатываться с участием строителей.

- Принятый закон о контрактной системе, конечно, не решил всех проблем, но создал поле для дальнейшей законотворческой деятельности, - уверен Илья Пономарев.

Немаловажную роль в обеспечении качества и надежности строительства играет внедрение единых стандартов и критериев работы на территории страны. В 2003 году в России были отменены СНиПы, но все это время строители и проектировщики продолжали ими пользоваться. С переходом на саморегулирование СРО получили право самостоятельно разрабатывать стандарты и правила, по которым они работают. Так, за последние два года НОСТРОЙ актуализировал почти девяносто СНиПов и сводов правил, гармонизировав их с европейскими стандартами - еврокодами.

Также Национальное объединение строителей внедряет и собственные «цеховые» стандарты. Уже принято 98 стандартов на 130 видов работ в строительстве, а в ближайшие два года планируется стандартизировать все 260 видов. В Сибири на эти стандарты уже перешли практически все саморегулируемые организации - девятнадцать из двадцати (в России в целом - 65 процентов СРО).

Кроме того, НОСТРОЙ подписывает соглашения с крупными корпорациями («РЖД», «Русгидро», «Роснефть», «Газпром») и с регионами о взаимном признании строительных стандартов. На прошедшем съезде такое соглашение было подписано с Алтайским краем, который стал тринадцатым регионом, перешедшим на стандарты НОСТРОЯ.

В планах у строителей - разработать профессиональные стандарты и восстановить систему подготовки кадров. НОСТРОЙ также намерен инициировать внесение изменений в закон о саморегулируемых организациях в части использования средств компенсационного фонда. Хотя этот вопрос и не обсуждался на съезде, президент Национального объединения строителей Ефим Басин подтвердил «РГ», что такая инициатива сейчас активно прорабатывается.

- Средства компенсационного фонда - а это уже более пятидесяти миллиардов рублей - не должны лежать «мертвым капиталом». Их можно использовать для снижения ставки по ипотеке либо в качестве инвестиций в строительство социальных объектов. Но мы должны быть уверены, что в любой момент, при необходимости компенсации ущерба, деньги будут найдены незамедлительно. Для этого, на наш взгляд, необходимо создать государственную структуру типа Центробанка, которая бы инвестировала эти средства и гарантировала их сохранность, - подчеркнул Басин.