Как не оказаться за бортом? Национальное объединение СРО в строительстве может сформироваться к началу 2010 года


Строительные компании, которые не вступят в СРО в течение этого года, после 1 января следующего – просто окажутся за бортом.

Принятые в июле прошлого года поправки в Градостроительный кодекс фактически застали строительную отрасль врасплох. Это заметно и по количеству компаний, уже вступивших в СРО, и по количеству некоммерческих партнерств, созданных и уже имеющих статус СРО.

Всего из более 200 партнерств заявления в Ростехнадзор подали 80. Из них 37 успешно прошли проверки и были внесены в реестр саморегулируемых организаций. Сейчас процесс заметно ускорился. Некоммерческие партнерства уже более уверены в своих силах, они могут воспользоваться опытом первопроходцев.

Как показал опыт первых СРО, главная проблема – недостаточное количество членов партнерства. В Москве и Санкт-Петербурге этот вопрос не стоит, здесь все решается географическим масштабом. Но для многих региональных СРО объединение минимум 100 реально работающих строительных компаний оказалось невыполнимой задачей. Казалось бы, выдано 260 тыс. строительных лицензий, а вступили в СРО всего 1% организаций.

Возникает логичный вопрос – о чем думают все остальные компании?

Очевидно, что значительная часть оставшихся организаций – компании, не соответствующие требованиям СРО. Поэтому уже сейчас можно говорить о том, что саморегулирование успешно справляется с одной из основных задач – санацией рынка.

Недобор членов происходит и по причине низкой информированности строительного сообщества. Часть компаний не знает о переходе на саморегулирование или полагает, что они смогут и дальше работать по лицензии, выданной до 2012–2013 годов. Многие до сих пор надеются на продление лицензирования, хотя эта система за целое десятилетие так и не смогла разрешить массу проблем, накопившихся в отрасли. Среди них создавшийся в отрасли правовой вакуум, низкая квалификация персонала и высокая аварийность на строительных объектах.

Главная проблема СРО – недостаточное количество членов партнерства. Еще один важный фактор, который приведет к качественным изменениям в стройкомплексе – жесткие требования, предъявляемые к членам СРО: наличие квалифицированных специалистов и материально-технической базы. Все это позволит оставить на рынке только профессиональных игроков.

Несмотря на многочисленные трудности, создание СРО продолжается. Еженедельно статус получают 1–2 некоммерческих партнерства, однако есть много регионов, где пока нет ни одной СРО, в том числе в таких крупных областях, как Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Ростовская, Тверская.

Решение проблемы видится в объединении тех НП, которые не могут набрать достаточное количество членов. Уже есть прецеденты подобных слияний: территориальные строительные союзы Пензы, Тольятти, Ульяновска, Тамбова и Саранска организовали единую межрегиональную СРО.

Думаю, к началу 2010 года система СРО окончательно сформируется. Но к этому времени, возможно, возникнет иной круг проблем, которые придется решать на более высоком уровне.

Один из аспектов – разработка единых подходов к деятельности СРО. Это касается в первую очередь требований к выдаче свидетельств о допуске к работам. Поскольку закон закрепляет лишь минимальные требования, у отдельных СРО они могут разниться. Хотелось бы, чтобы этот важный документ был унифицирован. Плюс ко всему некоторые моменты в законодательстве о СРО не конкретизированы. Это относится к правилам страхования гражданской ответственности, которые придется создавать практически с нуля.

Эту и другие задачи по унификации правил и стандартов будет решать, конечно, не отдельно взятая СРО, а крупная структура – Национальное объединение СРО в строительстве. Создание такой структуры может быть завершено уже к началу 2010 года.

По материалам: «Российская Бизнес-газета» № 715 (31) от 18 августа 2009 г.