Идентичность прошлого в настоящем и надеждах на будущее: эксперты обсудили архитектурный облик Москвы


Идентичность прошлого в настоящем и надеждах на будущее:  эксперты обсудили архитектурный облик Москвы

Архитектурная эклектика Москвы противоречива, но стремится к гармонии. Строгие линии сталинского ампира сменяются легкомысленным барокко, историческая застройка соседствует с амбициозными «высотками», – стиль города проявляется в деталях. В уникальных элементах, технологиях и решениях, определяющих настроение парадных фасадов. При этом каждая новая эстетика не должна диссонировать с архитектурным наследием, равно как и доминировать над утилитарностью и комфортом. К таким выводам пришли участники архитектурного завтрака «Москва: идентичность прошлого в настоящем и надеждах на будущее», прошедшего в конце ноября по инициативе компании REHAU.

Источником вдохновения для гостей стал панорамный вид на старую и новую Москву, открывающийся из окон Time Out Rooftop Bar. Каждая высказанная точка зрения подкреплялась убедительными аргументами – визуальными образами, предстающими перед собравшимися с высоты башни-бельведера гостиницы «Пекин».

Обсудить архитектурную идентичность Москвы собрались такие знаковые фигуры, как Борис Уборевич-Боровской, председатель Московского архитектурного общества, профессор МАРХИ, руководитель студии ub.design и Мастерской №7 в ОАО «Моспроект»; Диана Балашова, основатель дизайн-бюро Play и один из десяти лучших декораторов России по версии ELLE Decoration (2011 год); Майк Шилов, признанный российский дизайнер интерьера, в 2013 году включенный журналом AD в топ-25 лучших дизайнеров мира; Виктор Боос, архитектор, руководитель бюро «BOOS architects»; Андрей Силаев, архитектор, создатель творческого объединения Y&S ARCHITECTURE – INTERIOR DESIGN; Марианна Мироян, специалист по работе с дизайнерами и архитекторами. Со стороны REHAU в мероприятии принял участие исполнительный директор по продажам и маркетингу компании по Восточной Европе Андрей Белоедов.

Оживленной дискуссии способствовала сама тема обсуждения. «Москва является одним из немногих городов, которые сложно отнести к какой-либо архитектурной традиции. Мегаполис, где сооружения с многовековой историей соседствуют с объектами советского конструктивизма и высотными башнями бизнес-центров, ставит перед архитекторами, проектировщиками и дизайнерами множество вызовов, и научиться достойно принимать их – важная (если не сказать жизненно важная) задача для профессионального сообщества», – обозначил повестку дня Андрей Белоедов.

Помимо многоплановости и отсутствия единого стиля, эксперты отметили и ряд других особенностей столицы. «Характерная черта Москвы сегодняшнего дня – постепенное избавление от тех недостатков, которые были актуальны буквально несколько лет назад, – рассказал Борис Уборевич-Боровской. –  Да, город еще немного негармоничен, но с каждым месяцем он становится все более ухоженным и комфортным для жизни. Его главная проблема сейчас в другом – в низком качестве архитектуры. За прошедший век, особенно в 90-е годы, в городе появилось очень много некрасивых зданий. Может быть, их эскизы были оригинальными и интересными, но в конечном итоге всю привлекательность свели на нет ошибки в выборе материалов фасадов и остекления. К примеру, только за счет неправильного выбора стекла здание теряет до 50% своей гармоничности. Допустите нарушения в деталях (при расчете разрезки окон, толщины импостов), и можно вычитать еще 20%. Окна – глаза архитектуры».

Тенденция к использованию цветного фасадного остекления, вызвавшая бурное обсуждение после слов об оттенках стекла, не сильно вдохновляет метров дизайна и архитектуры. Мастермайнд ub.design напомнил, что классическая архитектура всегда воспринималась в черно-белых тонах, и ей это ничуть не мешало, а Майк Шилов и вовсе назвал цветные постройки в историческом центре кичем и моветоном. «Современность должна отражать прошлое в новой коннотации»,  – резюмировал он.

Вместе с тем, дизайнер добавил, что конечный вид зданий далеко не всегда является следствием оплошностей архитектора. Иногда это итог банальной экономии на материалах, инициированной проектировщиками. По мнению Майка Шилова, во избежание пополнения городского архитектурного ансамбля объектами крайне сомнительной визуальной ценности, специалистам следует ориентироваться не на стоимость решений, а на их качество и эстетическую привлекательность.

Собравшиеся сошлись во мнении, что в идеале технические характеристики и эстетические качества конструкций должны контролироваться компетентными государственными органами. Однако по факту этого не происходит. «Четыре года назад в нашей стране вышло постановление, касающееся правил перепланировки. Согласно принятым нормам, человек не может, например, расширить санузел за счет жилой комнаты, но не обязан получать какие-либо разрешения при заполнении оконных проемов. Столярные изделия не являются объектом согласования (если только дом не признан памятником культурного наследия), а значит, владельцы могут ставить какие угодно окна: хоть золотые, хоть розовые», – развеяла надежды коллег Диана Балашова.

В REHAU проблему нормирования светопрозрачных конструкций пытаются решить своими силами – путем внедрения так называемых системных паспортов. Документ, определяющий технические характеристики готовых окон из профиля REHAU, является для партнеров компании чем-то вроде ГОСТа, за одним исключением – никаких рекомендаций по цвету изделий он по понятным причинам не содержит. В связи с этим повышение культуры москвичей в вопросах архитектурной колористики по-прежнему остается актуальной задачей.