Тысяча заказов на 80 млн рублей долга – компания «Окна-Эталон» в Приморье на грани банкротства


Тысяча заказов на 80 млн рублей долга – компания «Окна-Эталон» в Приморье на грани банкротства

Компания по изготовлению и установке пластиковых окон и натяжных потолков не справилась со взятыми на себя обязательствами и начала «прогорать». В настоящее время известно более чем о тысяче пострадавших и долгах на сумму более 80 млн рублей. Некоторые клиенты оформляли покупку в кредит и теперь остались без окон, но с долгами. Пока бывший и настоящие владельцы перекладывают вину друг на друга, обманутые люди подают заявления в суд и прокуратуру.

В апреле 2019 года прежний владелец ООО «ГК Эталон» и ООО «Потолки-Эталон» Антон Скорик продал компании троим управленцам: генеральному директору «ГК Эталон» Александру Громницкому, генеральному директору «Потолки-Эталон» Евгению Евдокимову, одному из менеджеров Андрею Бурдюже и четвертому участнику, имя которого не указано в учредительных документах.

С мая, когда соответствующие записи об изменениях в структуре компаний были внесены в реестре, договоры стали заключать уже новые владельцы. С августа 2019 года в ООО «ГК Эталон» был запущен процесс ликвидации, а вместо него деятельность стало осуществлять созданное в январе ООО «Окна-Эталон». Тем не менее договоры на изготовление и установку окон все равно заключали на ликвидируемую компанию.

Объемы заказов росли, а исполнение обязательств все тормозило и тормозило. В конце концов созданная «финансовая пирамида» стала рушиться и погребать под собой как владельцев, так и ожидающих клиентов. Людям, приходящим в офисы, долгое время обещали, что все «вот-вот решится», неоднократно переносили сроки установки изделий, указанные в договорах. Несколько дней назад представительства компаний во Владивостоке и Артеме закрылись, колл-центры перестали отвечать на звонки. Сегодня в Справочнике компаний на VL.ru более 500 негативных отзывов. Причем если в начале осени сотрудники еще как-то на них отвечали, а заказы худо-бедно исполнялись, то ближе к зиме прекратилось и то, и другое.

Сейчас пострадавшие, нынешние владельцы и бывший собственник общаются в онлайн-чате в WhatsApp. Обе юридические стороны обвиняют друг друга в сложившейся ситуации. По версии Антона Скорика, предприятие было продано им по номинальной стоимости в апреле 2019 года с оборудованием, транспортом и товарными запасами на 77 млн рублей. При этом объем долгов превышал стоимость активов ровно на 21,5 млн рублей. Эти деньги Скорик покупателям предоставил на покрытие долговых обязательств.

«Как они ими распорядились, должно разбираться следствие, – пишет Антон Скорик. – К тому же покупали они предприятие, которым сами и руководили до этого не один год. Вероятно, понимали всю ответственность и перспективы. Не справились и обанкротились, или нажились на людях – нужно разбираться, видимо, теперь уже органам правоохранительным. Я предоставил в прокуратуру все наши с ними договоренности на бумаге при продаже компании. Там было главное условие сделки – это гарантия устойчивой деятельности и выполнение текущих обязательств. Что получилось в результате – все мы видим».

Антон Скорик сам написал заявление в прокуратуру на новых владельцев компании. Но новые собственники в свою очередь говорят, что средства присвоил прежний владелец. По словам Андрея Бурдюжи, ситуация дошла до критического уровня, потому что партнеры пытались решить вопрос внутри компании, «не вынося сор из избы».

«К счастью, большая часть вас [пострадавших] стремится разобраться в ситуации и даже поддерживает нас, потому что, убив компанию, вы точно ничего не получите, – пишет Андрей Бурдюжа. – Поэтому, пока ситуация не вышла окончательно из-под контроля, я от лица текущего руководства компании обращаюсь к вам со следующим заявлением. Прошу вас осмыслить следующие факты, подумать вот о чем: как и кто из нас четверых мог потратить 80 млн рублей за 8 месяцев 2019 года? Есть ли кто-то еще из фигурирующих в нашем деле людей, кому было куда потратить эти деньги и как давно? Проконсультируйтесь с вашими юристами и адвокатами на предмет того, что станет с нашей компанией и вашими деньгами в случае, если на нас заведут уголовные дела и в итоге посадят. Получите ли вы хоть что-то? Мы верим, что здесь присутствуют здравомыслящие люди, и мы понимаем, насколько мы [чудаки], позволив ситуации дойти до крайности, поэтому мы вчетвером готовы предоставить любые сведения об имуществе, находящемся в нашей собственности. Предоставить документы, из которых станет всем понятно, куда и кому ушли на самом деле ваши деньги. Вы можете нанять адвокатов для проведения расследования об имуществе господина С., когда его компании, которые строили его гостиницы, эти деньги получили. Мы считаем, что г. С. должен вернуть вам эти деньги, и готовы всячески этому содействовать. Покидать Владивосток мы не собираемся, готовы дать подписку о невыезде. Нет нам прощения за это, но только вместе мы сможем забрать ваши деньги у того, кто их на самом деле пытается присвоить, а нас оставить крайними. Только при вашей поддержке мы сможем решить ситуацию. Если вы нас уничтожите, то ваши деньги так и останутся у г. С., а он будет не при делах...».

Практически все пострадавшие от действий компаний рассказывают, что заказывали окна в период с мая по октябрь 2019 года. Были люди, заключавшие договоры и оставшиеся с претензиями к их исполнению, в период до мая, когда компания еще не перешла в новые руки, но таких оказалось немного по сравнению с общим количеством.

«Моя родственница, пенсионерка, заказала балкон в августе, около 200 тысяч рублей, – рассказывает клиент компании Елена. – Договор был оформлен на ООО «Окна-Эталон», причем подписывала его от лица компании менеджер по доверенности. Но никаких реквизитов этой доверенности нигде не было. Балкон должны были поставить в сентябре. Потом ей позвонили из компании – раз перенесли срок, два перенесли срок монтажа. Мы поехали в офис, чтобы расторгнуть договор и вернуть деньги. Менеджер попыталась дать нам на расторжение договор с ООО «ГК Эталон», а когда я указала ей на это, сказала, что ошиблась, мол, у нас так редко расторгают договоры, что мы забыли поменять форму. Расторжение подписали, средства обещали вернуть через 10 дней, но оплаты так и не было. Родственница моя снова поехала в офис на Спортивную, оттуда ее направили на Алеутскую. Там она пришла к руководству и сказала, что не уйдет, пока ей не заплатят. Сидела весь день, пока у главного бухгалтера, видимо, не проснулась совесть. Она перевела ей со своей личной карты 50 тысяч, сказала, что остальное переведут ей в ближайшее время».

В течение нескольких дней на счет женщины поступило еще два перевода от частного лица по 50 тысяч каждый. В итоге компания осталась должна 60 тысяч рублей, но они так и не были перечислены. Елена снова посетила офис компании, где директор пообещал все вернуть и предложил выполнить все-таки заказ с оплатой по результату. Но и этого не произошло. Когда Елена снова обратилась к Андрею Бурдюже с вопросом об оставшихся выплатах, он прислал ей скан платежки, где было написано, что деньги отправлены. Только, по словам Елены, платежка была выполнена в графическом редакторе – печать явно отличалась от основного документа. Деньги, разумеется, так и не пришли. Позже выяснилось, что к моменту разбирательств счета компании уже были арестованы, о чем руководство должно было знать.

«31 августа 2019 года между моей мамой и ООО «Окна-Эталон» был заключен договор оказания услуг, по условиям которого они обязались выполнить работы по замеру, изготовлению и установке пластиковых окон, – говорит еще один клиент Ольга. – В соответствии с договором общая стоимость составляла почти 115 тысяч рублей. Полная стоимость была оплачена нами в тот же день. 22 октября 2019 года окна должны были поступить на склад, а установка была назначена в течение 20 рабочих дней, то есть до 20 ноября. Перед 22 октября сотрудники компании нам позвонили и сказали, что не успевают, просили перенести срок. Должны были приехать 7 декабря, но никто даже не позвонил предварительно. Сейчас на телефоны никто не отвечает, на связь не выходят. Мы написали досудебную претензию, готовим иск в суд».

Бывшие и настоящие собственники проводили встречу, по итогам которой оказалось, что клиентов, внесших предоплату, около 1000 человек, суммы у всех разные. Деньги направлялись на покрытие убытка от текущей деятельности и изготовление окон по ранее оформленным заказам. Объем обязательств превышает стоимость активов, но на сколько – нужно выяснять независимому человеку, предположительно должно хватить на производство самих изделий. Персонал разбегается, есть долги по заработной плате. Вернуть деньги уже нереально.

Тем не менее оборудование, транспорт, часть запасов комплектующих не утрачены. Новые заказы уже не принимаются, то есть долг и количество пострадавших расти не должны. Все четыре собственника, в том числе гендиректор, ищут деньги, чтобы хотя бы изготовить окна, без монтажа. Не прячутся, пытаются договориться с поставщиками комплектующих под залог транспорта. Таким образом в рамках процедуры наблюдения перед банкротством можно попытаться получить хотя бы окна.

Пострадавшие клиенты массово обращаются в прокуратуру и в суд. Встреча с прокурором, на которую пообещали прийти и бывший владелец, и нынешние, запланирована на 12 декабря.

newsvl.ru