Новостройки-2021: ключевые тренды рынка


Новостройки-2021: ключевые тренды рынка

Новые планировки, онлайн-продажи и льготная ипотека – участники рынка назвали ключевые тренды рынка новостроек, которые останутся актуальными в наступающем году. В опросе, проведенном по заказу «РБК Недвижимости», приняли участие лауреаты девелоперской премии Urban Awards 2020.

По мнению девелоперов, в период весеннего локдауна стало очевидным, как важно жителям больших городов работать и проводить досуг не выходя из дома. Это сформировало спрос на жилье совсем иного качества – квартира теперь не просто квадратные метры, ограниченные стенами, а составная часть территории комплексного развития, в глобальном смысле формирующего благоприятную среду. В таких жилых комплексах у людей есть все необходимые услуги и сервисы, которые помогают экономить главный ресурс – время. Когда на территории проекта доступны банк, нотариус, отделение почты, фитнес-зал, точки питания, школа и детский сад, можно жить, работать и отдыхать, не выезжая за ее пределы. И сейчас все больше девелоперов делают повышение качества жизни резидентов своим приоритетом.

Снижение ставок по ипотеке и по банковским депозитам привело к росту спроса на недвижимость, и сегодня ипотека – ключевой инструмент развития рынка, в особенности в жилье классов стандарт и комфорт. Сохранится ли низкая ставка после июля 2021 года и будет ли распространена программа на квартиры вторичного рынка – эти два вопроса составят самую большую интригу рынка. От их решения зависит, как именно будет развиваться ситуация: останется ли спрос на жилье высоким и позволит ли перераспределение спроса на вторичку удержать цены новостроек от дальнейшего роста.

Одним из важнейших направлений развития своих компаний и рынка жилья в целом девелоперы назвали процесс диджитализации продаж (развитие онлайн-технологий оформления сделок, виртуальных туров просмотра квартир), цифровизации самих строек (BIM-технологии), а также внедрению в инфраструктуру жилья современных систем комфорта и контроля безопасности (система «Умный дом»).

Евгений Семенов, вице-президент, руководитель инвестиционно-коммерческого блока «ИНТЕКО»:

– Перевод людей на удаленку повышает востребованность более комфортного жилья с возможностью организации рабочего места, что больше скажется на эргономике помещения, чем на увеличении площади квартиры, это совершенствует продукт. В новых проектах начинают появляться помещения для работы вне дома, общественные пространства, в благоустройстве – всесезонные места для работы на улице, больше зон для отдыха и большее разнообразие малых архитектурных форм.

Развитие диджитализации в мире приводит к внедрению технологий в комплексы разных уровней – система «Умный дом» распространяется не только на жилое пространство, но и на весь ЖК. Квартира перестанет быть просто местом, где люди только спят и отдыхают. Теперь квартира – это место, где для каждого члена семьи должно быть пространство для уединения, это место, где человек живет, работает и часто проводит досуг.


Дмитрий Железнов, коммерческий директор ГК «КОРТРОС» по Москве и Московской области:

– В условиях самоизоляции у людей повысился запрос на уровень комфорта. Балконы и лоджии вновь стали критически важны. Растет спрос на квартиры с панорамным остеклением, желательно с возможностью проветривания помещений даже на самых верхних этажах. И мы создаем такую возможность, в наших высотках окна открываются даже на 50-м этаже. Уже не столь нужна большая кухня, лучше, если она будет совмещена с просторной гостиной, достаточно большой, чтобы там можно было найти место всем разновозрастным членам семьи. Также важным фактором для покупателей станет дополнительная звукоизоляция квартиры.


Владимир Киреенко, CEO Comcity, PPF Real Estate Russia:

– Одним из важных трендов станет усиление проектов комплексного развития территории и проектов с качественной средой для жизни. Сейчас все больше девелоперов делают повышение качества жизни резидентов своим приоритетом. Акцент на качественной среде нельзя назвать новым – некоторые застройщики и раньше уделяли ей значительное внимание. Однако требования покупателей растут. Благоустроенные дворы, зеленые зоны, детские и спортплощадки, дизайнерские входные группы сейчас среди обязательных требований.

Такой подход ценится и городом: разгружается транспортная система, улучшается экология.


Анна Коробкова, директор по продажам компании «Донстрой»:

– Для нас первая половина года связана с активным развитием онлайн-продаж, которые стали нашим ответом на период самоизоляции.

Другой ключевой тренд года – возобновление субсидированной государством ипотеки до 6,5%, а также дополнительная программа субсидирования ипотечной ставки для наших клиентов до 0,1% на первый год кредитования, что, по сути, идентично годовой беспроцентной рассрочке.

Снижение ставок по ипотеке и по банковским депозитам привело к феноменальному росту спроса на недвижимость – в рамках нашей компании количество проданных квартир выросло более чем на 50% по сравнению с прошлым годом.

Пока процентные ставки не будут кардинально пересмотрены, роль ипотеки точно не станет снижаться, ведь сегодня она является привычным рабочим инструментов во всех сегментах рынка недвижимости, а в классах стандарт и комфорт просто незаменима. Это лишний раз подчеркивает и статистика, по которой в массовом сегменте на ипотеку приходится более 60% сделок.


Юрий Коган, директор по маркетингу ГК «Пионер»:

– В уходящем году правительством Москвы принято несколько документов, подталкивающих девелоперов комплексно подходить к редевелопменту промзон. В частности, увеличение платы от двух до восьми раз при смене вида разрешенного использования земельного участка. В то же время девелоперы, которые не ограничатся минимальным набором социальной инфраструктуры и будут создавать в своих проектах рабочие места, получат льготы. Доходность девелоперов, работающих исключительно в жилом сегменте и не способных реализовывать комплексные проекты, снизится. Адаптируются к новым условиям те компании, в чьих проектах присутствуют коммерческие, индустриальные, спортивные и социальные объекты.

Если говорить об эволюции девелоперского продукта, то трендом будущих лет станет amenities (англ. – «удобства») в значении развития общественных пространств внутри комплексов: территорий без автотранспорта, зонированных дворовых пространств, широких по функциональному назначению и современных по дизайну городской мебели. Особое внимание – геопластике, созданию декоративного рельефа, чтобы придать двору уникальность и выразительность.

В период весеннего локдауна мы поняли, как важно для клиентов работать и проводить досуг не выходя из дома. Удовлетворить потребность клиентов девелоперы могут, развивая как рабочие пространства наподобие коворкингов, так и зоны отдыха непосредственно в жилых комплексах. Например, можно организовать мини-кинотеатр, детскую игровую комнату, зал для компьютерных игр, библиотеку, лаундж, открыть доступ в небольшие спа-зоны. Я думаю, что в России набор и качество дополнительных услуг будет служить дополнительным маркером при выборе нового жилья.

Фото: Алексей Зотов/ТАСС

realty.rbc.ru