Как вывести стройрынок из логистического кризиса


Как вывести стройрынок из логистического кризиса

Фото: bilogistik.com. Логистика


Одной из причин повышения стоимости строительных материалов и импортного оборудования для строительства является кризис международной логистики, в частности проблема с контейнерными перевозками из Китая. Участники рынка рассказали порталу «Ради Дома PRO», какие сегменты пострадали от кризиса в большей степени, а также поделились своими идеями о выходе из сложившейся ситуации.

Проблема удорожания международной логистики после коллапса, вызванного пандемией в 2020 году, продолжает тревожить участников строительного рынка. Из-за перебоев с поставками, дефицита транспортных контейнеров и загруженности портов импортные товары взлетели в цене, поэтому в стабилизацию ситуации мало кто верит из опрошенных экспертов.

Если говорить о влиянии дорогой логистики на стройку, то более всего ощущается рост цен в высокобюджетных сегментах. По словам Владимира Щекина, совладельца Группы «Родина», из-за кризиса взлетели цены на такую импортируемую продукцию для новостроек бизнес-класса и выше, как лифты, материалы фасадов, окна, материалы для внутренней отделки, инженерные системы, электроника, в том числе системы «умного дома».

При этом в наибольшей степени пострадала строительная отрасль Дальнего Востока, где отсутствует достаточное количество производственных мощностей, а логистические проблемы, в том числе загруженность портов, привели к значительному росту цен на строительные материалы, причем даже на отечественные. В частности, такая ситуация присутствует на рынках Приморья, Чукотки, Сахалина, Магаданской и Калининградской области, сообщил Давид Худоян, генеральный директор Optima Development.

«Причина проста. Из-за нарушения старых логистических цепочек морских перевозок резко возрос спрос на транзит товаров через Россию по железной дороге. Азиатские производители и экспортеры готовы платить хорошие деньги за перевалку грузов в дальневосточных портах России с их последующей транспортировкой по железной дороге в Европу. Соответственно, порты оказались перегруженными и пострадали внутрироссийские перевозки на уровне регионов Дальнего Востока. Такая же проблема, по сути, и в Калининграде», — поясняет Худоян.

Влияние кризиса контейнерных перевозок на рынки Сибири, Урала и Европейской части России существенно ниже, поскольку в данных регионах производится достаточно собственных стройматериалов. «Основные строительные материалы (цемент, песок, щебень и металл) чаще поступают на стройку преимущественно с ближайших точек производства, так как «длинная» логистика этих базовых ресурсов сделала бы любую стройку чрезмерно дорогой», — поясняет Владимир Щекин.

Впрочем, по словам Давида Худояна, рост цен на транспортировку стройматериалов в указанных регионах все же отмечается. Из-за дефицита подвижного состава или авто этот показатель вырос на 10-30%. Если говорить об удорожании импортных материалов и оборудования по сравнению с 2020 годом, то в совокупности они увеличились в цене примерно на 15%.

По словам владельца строительной компании «Дом Лазовского» Максима Лазовского, сегментом с наиболее ощутимым удорожанием стала древесина — около 80% прироста цены. Если говорить об импортной кровле, то тоже не менее 30-40%. Застройщики пытаются компенсировать ее отечественным аналогом, или европейскими брендами с заводами в России. Поэтому стоимость наших товаров тоже растет.

Возросшая себестоимость строительства уже влияет на ценообразование в проектах, которые только будут реализовываться в ближайшие два-три года, прогнозирует Давид Худоян. Определенный откат к более умеренным показателям стоимости может произойти, но на прежний, допандемийный уровень рынок уже не вернется.

Выход из сложившегося кризиса участники рынка видят в развитии импортозамещения в строительстве. Необходимо продолжать переоборудование отечественных предприятий, увеличивать мощности и объемы производства стройматериалов, расширять их линейку, чтобы оперативно замещать проблемные позиции. В особенности это касается базовых материалов, которые можно получить на территории страны.

Решить проблему также поможет модернизация существующих портов, строительство новых логистических комплексов, к которым подведены дороги и железнодорожные пути, а также строительство новых контейнерных судов разной вместимости, считает Владимир Щекин. И важно продолжать цифровизацию процессов, связанных с таможенным оформлением и пользованием портовой инфраструктурой.

Решение этой комплексной задачи, очевидно, займет несколько лет, однако без урегулирования проблемы невозможно будет ни стабилизировать цены на недвижимость, ни эффективно развивать строительную отрасль.

Текст: Мария Шевцова, radidomapro.ru