Покупай сейчас, плати потом: как новый способ оплаты меняет e-commerce
Фото: wraltechwire.com. Buy Now, Pay Later
В американских онлайн-магазинах набирает популярность новый способ оплаты товаров – «покупай сейчас, плати потом» (Buy Now, Pay Later; BNPL). Потребителей BNPL привлекает простотой, оперативностью и отсутствием процентов (в отличие от традиционных рассрочек и кредитных карт), а ритейлеров – ростом чека и импульсивными покупками.
Сегодня услуги BNPL предоставляют десятки крупных финтех-компаний и небольших стартапов: Affirm, AfterPay, Four, Klarna, Sezzle, Zip и т. д. У каждой платформы есть свои отличительные условия, преимущества и недостатки. Попробуем представить усредненную модель работы таких сервисов.
Что получает клиент?
При оформлении заказа на сайте интернет-магазина среди способов оплаты клиент выбирает BNPL и тариф, по которому будет возвращать сумму. Чаще всего предлагается разделить платеж на 4 или 6 равных частей, первую из которых необходимо оплатить для получения товара, а оставшиеся – каждые 2 недели. Некоторые сервисы предлагают тариф на 48 месяцев (Affirm), а некоторые – только на один месяц (Klarna).
После выбора тарифа клиент привязывает дебетовую или кредитную карту, делает первый взнос и ожидает товар.
Каждые 10, 14, 30 дней (в зависимости от сервиса и тарифа) с карты клиента автоматически считываются равные доли за покупки, пока его долг не будет полностью оплачен.
При своевременном возврате долга большинство платформ не берут комиссии с клиента – он возвращает 100% стоимости товара с покупки (исключение составляет Zip, которая считывает $1 с каждого раунда возврата). Но в случае просрочки платежа все сервисы берут процент с клиента (хотя PayPal и Klarna недавно отказались от таких штрафов).
Что получает продавец?
Онлайн-магазин заключает соглашение с BNPL-компанией и интегрирует платежный инструмент у себя на сайте.
После совершения покупки магазин получает полную сумму за товар от платформы – обычно в течение 3 дней.
За перевод каждой доли продавец выплачивает комиссию сервису. Например, Sezzle взымает у ритейлеров 6% + 30 центов с каждой транзакции – это средний уровень по рынку.
За последний год платежные сервисы BNPL интегрировали в свои онлайн-магазины практически все крупные американские ритейлеры: Amazon, Walmart, Kroger, Target, Apple, Nike, Adidas и др. При этом многие из них подключили BNPL совсем недавно, накануне рождественского бума в США, который в этом году начался уже в октябре. Эксперты сходятся во мнении, что именно во время Рождества 2021 г. начнется золотой век BNPL.
В апреле 2021 года BNPL-сервис «Долями» запустил «Тинькофф», а в августе похожий продукт с названием «Сплит» на рынок вывел «Яндекс». При этом обе компании подчеркивали, что это не кредитование.
В 2022 году BNPL-компании будут выходить на новые для себя рынки. Например, Scalapay начала сотрудничать с ювелирными и люксовыми магазинами в Италии.
Текст: retail.ru