Сервис «Купи сейчас, плати потом» в России и в мире


Сервис «Купи сейчас, плати потом» в России и в мире

Фото: nt.ilike.ru. Время на часах остановилось


На фоне пандемии и стремительного роста популярности онлайн-торговли во всем мире стремительно развиваются BNPL-решения. Сервис BNPL (buy now, pay later – купи сейчас, плати потом), по сути, является рассрочкой платежа, однако реализованной на новой технологической базе. Сейчас в мире есть несколько крупных игроков, а в 2021 году сегмент стал активно развиваться и в России.

Согласно отчету Worldpay, в 2020 году на BNPL приходилось 2,1% всех платежей, которые осуществлялись на глобальном рынке онлайн-торговли, а это 97 млрд долларов. Ожидается, что к 2024 году эта доля удвоится и составит 4,2%. При этом стоит помнить, что BNPL представлен не только на рынке онлайн-торговли, это также решение и для офлайн-магазинов.

Bank of America прогнозирует, что рынок BNPL-платформ к 2025 году вырастет в 10–15 раз и достигнет объема в 650 млрд – 1 трлн долларов обрабатываемых транзакций.

Если посмотреть на оценки рынка BNPL-платежей в России, то ожидается, что он почти удвоится (рост составит 91,9%) и достигнет 7361,2 млн долларов в 2022 году. Эксперты прогнозируют, что в 2022–2028 годах сохранится положительная динамика: совокупный среднегодовой темп роста составит 45,3%, а валовая выручка всех продавцов площадки BNPL-сервисов вырастет с 3835,7 млн долларов США в 2021 году до 69240,7 млн долларов к 2028 году.

BNPL-сервисы представляют собой систему оплаты покупок равными платежами в течение небольшого периода времени. Оформление происходит в онлайн-магазинах или торговых точках партнеров, при этом клиенты не платят дополнительных комиссий. Принцип работы сервисов схож с классическим инструментом рассрочки, только схема оформления значительно упростилась благодаря появлению новых технологий и цифровых платформ, что делает процесс быстрым и удобным для покупателя: все можно сделать в несколько кликов. Также важно отметить, что рассрочка, как правило, предоставляется непосредственно магазином, когда оформляется товарный кредит. В случае же с BNPL появляется третья сторона, наряду с покупателем и продавцом, – провайдер сервиса.

Сейчас на зарубежном рынке есть ряд крупных игроков, предлагающих BNPL-сервисы. Среди них – австралийская Afterpay, шведская Klarna и американская Sezzle, которые представляют собой цифровые платформы, к ним могут подключиться партнеры из числа онлайн-магазинов и розничных сетей. Все эти сервисы значительно нарастили объемы за последние два года.

В России сегмент активно стал развиваться с 2021 года, когда на него зашли несколько крупных игроков из финансового и IT-сектора. Это сервисы «Долями» от «Тинькофф», «Сплит» от «Яндекса», Pay Step от ЦФТ. Также на этом рынке есть крупные провайдеры из числа МФО. Например, «Мокка» (МФК «Рево Технологии»), а с осени 2021 года – МКК «Арифметика» (сервис «Дели на части»).

Несмотря на то что принцип работы сервисов примерно одинаков у всех, есть и отличия схем, по которым принимается оплата. Основные критерии разграничения – наличие договора и первоначального платежа. Как правило, платеж разбивается на четыре части: первую клиент оплачивает сразу, а остальные три платежа списываются с привязанной к личному кабинету банковской карты, интервал составляет две недели.

Основная причина, которую упоминают большинство экспертов, объясняя причину популярности BNPL – это коронавирус и действовавшие ограничения. Многие люди на долгие месяцы фактически были заточены в своих квартирах, кто-то на время отправился в неоплачиваемые отпуска, некоторые столкнулись со снижением реальных доходов. При этом повседневные потребности никуда не делись, поэтому сервисы, позволяющие быстро и удобно совершать покупки, при этом планировать затраты и иметь возможность разбить их на более длительный период, в короткий срок стали популярными.

Вторая причина – стремительный переход всех возможных процессов в онлайн, внедрение новых технологий и быстрый рост электронной торговли, что является отчасти следствием первой причины.

Наконец, третий важный фактор – смена поколений покупателей. Сейчас активными потребителями товаров и сервисов являются миллениалы, также к ним постепенно подключаются представители поколения Z, а они по природе своей склонны экспериментировать и пробовать новые технологичные решения. К тому же они не хотят переплачивать, поэтому традиционные кредитные карты, которые раньше были популярны у старшего поколения, теряют актуальность.

Да, рынок будет быстро расти. Если посмотреть на Швецию, где такие сервисы активно работают уже несколько лет, то там на BNPL приходится более 20% покупок в сфере онлайн-торговли. Можно предположить, что и в России, где доля BNPL вряд ли превышает 1%, есть возможность достичь таких показателей. Однако в силу своего быстрого роста рынок привлекает повышенное внимание регуляторов, причем это происходит как в других странах, так и в России.

Стоит отметить, что BNPL-сервисы все еще являются новинкой на российском рынке, несмотря на то что потребители уже много лет знакомы с услугой рассрочки платежа. Поначалу такие сервисы могут пугать клиентов своей простотой: зачастую при оформлении не нужны никакие документы и договор займа не заключается. Тем не менее с ростом опыта использования сервисов BNPL наверняка будет расти доверие потребителей к данному виду оплаты, особенно среди молодого поколения, которое не боится нового и склонно экспериментировать.

Текст: retail.ru