Отечественным потребителям алюминия понадобится защита государства после вступления РФ в ВТО


Какие возможны негативные последствия вступления России в ВТО, как будет развиваться алюминиевая отрасль России и каким образом «Русал» будет наращивать продажи на территории СНГ агентству «Прайм» рассказал директор по сбыту ОК «Русал» на рынках России и стран СНГ Сергей Бельский

«При реализации государством ряда мер, о которых я скажу далее, ВТО, безусловно, будет способствовать развитию российской экономики в целом и рынка алюминия в частности. Однако сейчас мы очень обеспокоены за будущее высокотехнологичных перерабатывающих отраслей отечественной экономики. Именно эти отрасли, в основном, являются главными потребителями алюминия «Русала».

При этом, по опубликованным данным Росстата, импорт в РФ за 2011 год вырос на 30% и составил более 323 миллиардов долларов. Большую долю импорта составляет высокотехнологичная продукция, которая, в том числе, содержит алюминий. После вступления в ВТО объем импорта такой продукции будет расти. Отечественные потребители «Русала» будут вынуждены вступить в жесточайшую конкуренцию с иностранными производителями. Сама по себе конкуренция – это хорошо, но она должна быть справедливой. Однако сейчас мы видим неравные условия ведения бизнеса для российских производителей и их иностранных конкурентов. Это исходное неравенство ущемляет интересы наших потребителей, и, как следствие, интересы «Русала».

Причины две – высокая ставка кредитования в России по сравнению с зарубежными конкурентами и отсутствие возможности у отечественных контрагентов на территории РФ хеджировать ценовые риски.

Стоимость заемного капитала для российских компаний как минимум в 5 раз выше, чем для зарубежных. А это означает, в том числе, трудности в проведении модернизации отечественных производств.

При текущей волатильности на сырьевых рынках необходимо хеджироваться. Иностранные производители и металлотрейдинговые компании могут проводить операции по хеджированию биржевых рисков. У российских потребителей алюминия такие возможности отсутствуют из-за препятствий в налоговом и валютном законодательстве.

В январе 2012 года Российским союзом поставщиков металлопродукции (РСПМ) было направлено предложение в Минэкономразвития, Центробанк, Минрегионразвития и ФНС по внесению соответствующих изменений в действующее валютное, гражданское и налоговое законодательство. «Русал», как член РСПМ, принимал активное участие в разработке данных предложений.

В целом, по нашему мнению, государству для поддержания отечественных высокотехнологичных перерабатывающих отраслей в условиях ВТО необходимо принять следующие меры:

  • Сократить процедуру согласования решения внутри таможенного союза по применению инструментов защиты внутреннего рынка. Чем быстрее это произойдет, тем эффективнее будет работать экономика. В идеале, вся процедура должна занимать не более месяца;
  • Снизить банковскую ставку по кредитам;
  • Сократить длительность принятия решения о начале антидемпинговых расследований до трех - максимум шести месяцев;
  • Создать совместно с Минэкономразвития механизм мониторинга импорта и системы предоставления доступа к импортной таможенной статистике таможенного союза. Минэкономразвития должно бесплатно предоставлять соответствующую информацию российским контрагентам по их запросу;
  • Ввести механизм антидемпинговой пошлины на время расследования. Это очень важная мера. На период расследования по подозрению в демпинге вводится антидемпинговая пошлина в отношении производителя или номенклатуры продукции из определенной страны, которая подвергнута расследованию. Если расследование кончилось ничем, то все удержанные средства возвращаются контрагенту, который заплатил эти пошлины;
  • Ввести сборы за утилизацию при импорте в РФ высокотехнологичной продукции. Данная мера позволит частично решить проблему переработки токсичных отходов, которая рано или поздно возникнет при необходимости утилизации этой продукции на территории РФ. Эта мера также позволит снизить экологическую нагрузку на страну и частично смягчить негативные последствия для отечественных производителей от снижения импортных пошлин при вступлении в ВТО. 

Кроме того, мы считаем, что Минэкономразвития и Минпромторг должны разработать систему поддержки национальных производителей и систему поощрения спроса на их товар. Сегодня государство на 60% является конечным заказчиком продукции. Поэтому оно вполне может регулировать этот вопрос и делать выбор в пользу российских производителей.  

Мы считаем, что государство должно активнее содействовать вывозу отечественной высокотехнологичной продукции, в том числе, содержащей алюминий.

Учитывая, что многие высокотехнологичные предприятия относятся к среднему бизнесу, они не имеют ни финансовых, ни представительских возможностей для экспансии высокотехнологичных товаров на международный рынок. На наш взгляд, государство должно подумать над созданием экспортно-ориентированных торговых домов с участием государства или банков с госучастием. Торговые дома должны объединить вокруг себя такие производства и вывести их на международный рынок.

Создание таких домов реально поддержит высокотехнологичные перерабатывающие отрасли России и создаст импульс для их долгосрочного развития в будущем.

Российский рынок стратегически важен для «Русала», мы не хотим менять приоритеты нашей сбытовой политики. Экспорт для нас – вынужденная мера. То, что мы не можем продавать в РФ, мы продаем за рубеж. Рынок России – самый выгодный для «Русала», ведь более 70% продукции, которую мы продаем в РФ – это продукция с добавленной стоимостью: сплавы, катанка, слябы, высокие марки алюминия и так далее. Поэтому мы крайне заинтересованы в развитии рынка, увеличении наших продаж в России.

Так как «Русал» занимает сейчас доминирующее положение на рынке поставок алюминия и алюминиевых сплавов в России и странах СНГ, мы можем увеличивать объем наших продаж только путем расширения объема самого рынка потребления – развития наших потребителей.

В частности, мы можем создавать благоприятные условия для того, чтобы бизнес шел именно в сторону большего потребления алюминия. Эту работу мы ведем по четырем направлениям:

  1. улучшение системы поставок алюминия отечественным потребителям;  
  2. создание «Русалом» новых инновационных алюминиевых сплавов, которые позволят нашим потребителям продолжить вытеснение конкурирующих с алюминием материалов – сталь, медь, пластик;  
  3. совершенствование нормативно-законодательной базы – ГОСТы, СНИПы, которые регламентируют применение алюминия в различных отраслях экономики России;  
  4. защита российских потребителей.  

По нашему мнению, наибольший рост потребления алюминия в ближайшие годы, учитывая вступление в ВТО, в среднесрочной перспективе планируется в кабельной, прокатной и перерабатывающей промышленностях.  

Меньшими темпами будет расти экструзия - производство алюминиевых строительных конструкций, профилей. Это связано с тем, что при вступлении России в ВТО импортная пошлина на алюминиевые профили будет снижена до нуля с нынешних 4 евро. Соответственно, в РФ хлынет алюминиевые строительные конструкции, прежде всего, из Китая, Турции и других стран».