Трейдеры отмечают увеличение потребления оконных алюминиевых профилей


С начала года на алюминиевом рынке неспокойно: складские запасы резко сократились, Китай подтвердил свои амбиции глобального поставщика, ряд стран сделал заявку на алюминиевую самодостаточность, рынок вынуждает менять условия работы с контрагентами, пишет kommersant.ru. На этом фоне ряд крупнейших производителей и потребителей белого металла объявил о создании российской Ассоциации производителей и потребителей алюминия.

Тренд на существенное снижение складских запасов алюминия начался еще в 2014 году на фоне активного спроса на металл со стороны потребителей. Но в январе LME ввела новые правила отгрузки алюминия с биржевых складов: поставки должны увеличиться в полтора раза, если очередь на получение металла составляет более 50 дней. Это привело к тому, что уже в феврале складские запасы алюминия на LME впервые с мая 2009 года опустились до 3,993 млн тонн (снижение на 27% по сравнению с пиковыми показателями 2013 года в 5,5 млн тонн).

На фоне «биржевой революции» Китай столь существенно нарастил собственное производство алюминия, что не только увеличил долю поставок первичного алюминия на внутренний рынок, стимулируя это 15-процентной экспортной пошлиной, но и наводнил азиатские рынки алюминиевыми полуфабрикатами.

В ноябре прошлого года Китай отправил на экспорт почти 6 тыс. тонн алюминия, в декабре – более 120 тыс. тонн, в январе 2015 года – 433 тыс. тонн, в феврале – порядка 800 тыс. тонн. Цены на алюминий стали снижаться, и на рынке началась легкая паника из-за вынужденного сокращения премий на физическую поставку алюминия почти вдвое. Гиганты стали сокращать производственные мощности в надежде создать дефицит «легкого металла», чтобы удержать цены.

Так, Alcoa Inc. в апреле объявила о закрытии производства первичного алюминия на комбинате Alumar в Бразилии, а также о готовности в течение 2015 года закрыть до 500 тыс. тонн мощностей по выпуску алюминия и до 2,8 млн тонн по производству глинозема. Продолжила начатое в 2014 году сокращение объемов производства и российская ОК «Русал». Эти шаги должны были помочь компаниями снизить себестоимость производства, а также укрепить конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке сырьевых товаров.

Параллельно с этим ряд регионов задумался о самообеспечении алюминием. Например, Казахстан объявил о намерении совместно с китайскими инвесторами удвоить производственные мощности ENRC Group за счет установки двух новых линий мощностью по 0,125 млн тонн алюминия каждая. В Иране заявили о строительстве производства по переработке алюминия в области Khuzestan Arvand мощностью 4,7 тыс. тонн. Крупнейший ближневосточный производитель алюминия компания Midal Cables Limited сообщила о намерении инвестировать $65 млн в строительство в столице Мозамбика нового завода по выпуску алюминиевого бруска и проволоки.

Разумеется, эксперты поспешили успокоить рынок оптимистичными прогнозами. В аналитическом обзоре Deutsche Bank прогнозировался небольшой переизбыток металла на рынке, который не помешал бы плавному восстановлению цен. All-in price в 2015 году аналитики банка оценили на уровне $2341 против $2322 годом ранее, в 2016 году – $2406, в 2017 году – $2450, в 2018 году – $2579, в 2019 году – $2707, в 2020 году – $2886.

Эксперты UBS также прогнозировали неуклонный рост цены на LME: в 2015 году – до $1810, в 2016 году – до $1940, в 2017 году – до $2095, в 2018 году – $2205. Аналитики ряда других компаний сошлись во мнении, что премии могут опуститься до исторических уровней в $100-125 за тонну в течение следующих пары лет, но спотовая цена будет расти на фоне спроса и дефицита на рынке вне Китая.

Производители постарались успокоить инвесторов и кредиторов прогнозами на постепенное восстановление спроса. Так, в отчете «Русала» прогнозировался рост мирового спроса на алюминий в 2015 году на 6,5% – до 59 млн тонн. Аналитики банка ВТБ пообещали дальнейшее расширение потребления алюминия – в частности, его доля в автомобильных компонентах в 2015 году может достигнуть 6,6%, тогда как в 2025 году – уже 26,6%.

В свою очередь, трейдеры отметили увеличение почти на четверть потребления экструзии алюминиевых профилей, которые используются в строительстве при создании светопрозрачных конструкций, фасадов, витражей, окон, дверей и т. д. Добавила оптимизма майская статистика. Так, согласно отчету Международного института алюминия, мировое производство алюминия в январе-апреле 2015 года увеличилось на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составило 17,9 млн тонн.

В условиях экономических санкций на фоне нестабильности курса национальной валюты и взятого руководством страны курса на импортозамещение российские производители ищут любые возможности для защиты внутреннего рынка и сохранения своих производственных и финансовых показателей.

Например, тот же «Русал» вместе с отечественными производителями грузовой спецтехники с использованием алюминия лоббируют запрет на импорт подержанных алюминиевых автоприцепов и автоцистерн. Между прочим, только объем рынка прицепов в РФ в 2014 году приблизительно оценивался в 160 млрд руб.

9 июня представители «Русала», «Ростеха», Alcoa, Объединенной авиастроительной корпорации и Объединенной судостроительной корпорации на встрече в Минпромторге объявили о создании Ассоциации производителей и потребителей алюминия. Основными задачами ассоциации ее учредители провозгласили увеличение потребления алюминия в России и СНГ, а также сокращение доли импорта алюминийсодержащей продукции. Для этого заинтересованные российские компании предложили установить импортные заградительные пошлины на ввоз соответствующих товаров. Также члены ассоциации предложили стимулировать потребление алюминия в строительной отрасли, авиа-, авто-, судо- и вагоностроении. В Минпромторге пока осторожно отнеслись к идеям лоббистов, взяв паузу на размышление и консультации с Минэкономики. Теоретически правила ВТО допускают увеличение ставки ввозных пошлин на ряд товаров из алюминия, однако при этом подразумевают в качестве компенсации послабление по каким-либо другим группам импортируемых в Россию товаров.