Рунет и кризис: 44% пользователей не откажутся от Интернета, даже если не будет хватать средств на питание и одежду


RUметрика на основе данных рейтинга Рамблер ТОП100, поисковой системы Rambler и результатов собственного онлайн-опроса приводит сведения о влиянии кризиса на российский сегмент Интернета: динамики посещаемости ресурсов сети и целых секторов Рунета, изменения интереса россиян в условиях кризиса, отношения россиян к Интернету.

Ключевые показатели Интернета в условиях кризиса:

  • 44% пользователей не откажутся от Интернета, даже если не будет хватать средств на питание и одежду.
  • 69% интернетчиков используют информацию из Интернета в своей работе, 7% – зарабатывают деньги в Сети.
  • Наибольший спад посещаемости за год отмечен у сектора «Увлечения и хобби» (–79%).
  • Самый большой прирост посещений зарегистрирован в секторах «промышленность» (197%), «кино» (159%), «программы» (128%).
  • Заметно прибавили в посещениях «фрилансерские» сайты и ресурсы с бесплатным контентом.
  • Пик «кризисных» запросов пользователей пришелся на октябрь – декабрь 2008 г., рост составил 459–483%.
  • По посещаемости сайтов Центробанка и РТС можно отслеживать острые кризисные явления в экономике РФ – отмечен активный рост аудитории в октябре 2008-го и августе 1998 гг.

Как показали результаты онлайн-опроса, проведенного RUметрика в начале апреля, на вопрос «Вы можете жить без Интернета?» 44% опрошенных ответили «нет», даже если не будет хватать денег на питание и одежду. Провайдерам нужно учитывать этот факт при изменении ценовой политики и понимать, какая социальная ответственность на них лежит в связи с этим, так как для большинства пользователей Интернет стал значимой потребностью.

Люди осознают полезность, которую Интернет им дает – только 5% опрошенных не видят полезности в пользовании Сетью. Зато вариантов извлечения пользы из Сети респондентами представлено немало: это экономия на связи в целом и телефонных звонках в частности (21%), уменьшение затрат при разнообразных покупках (16%) и возможность скачивания заинтересовавшего ПО, музыки и кино в любой момент (52% ответивших). Еще порядка трети пользователей в Интернете «уходят от реальности», отдыхают и расслабляются: в условиях кризиса: Сеть по праву считается одним из самых экономичных вариантов проведения досуга.

Примечательно также то, что Интернет как инструмент зарабатывания денег востребован больше всего. Так 69% респондентов указали, что используют информацию из Сети в своей работе, а 7% – что с его помощью зарабатывают деньги. В текущих кризисных условиях это особенно важно.

Если говорить об интересе аудитории Интернета к кризису, то можно сделать вывод, что интерес проявился, и мы наблюдаем появление кризисных запросов. По данным статистики поисковой машины Rambler, после отрицательной динамики летом (по сравнению с данными марта прошлого года) рост числа «кризисных» запросов в октябре достиг 473%. Новизна события и потребность граждан разобраться в происходящем обусловили рост числа обращений в пределах 460–480% в октябре-декабре, после чего начался некоторый спад.

Объяснением динамики кризисных запросов в поисковиках может послужить более подробное рассмотрение словосочетаний, в которых слово «кризис» встречается чаще всего.
Отрицательную динамику числа запросов по отношению к показателям марта 2008-го показали запросы «инфляция» (–48%), «сбережения» (–22%) и «кредит» (–21%).

Пользователи интересуются формулировками «банковский кризис» (+333%), «экономический кризис» (+326%), «кризис России» (278%), «мировой кризис» (612%), а также «финансовый кризис» (846%) и «финансовый кризис 1998 года» (478%).
За год также появились новые формулировки «кризисных» запросов. К примеру, запрос «когда закончится кризис» вырос с 2 до 1 695 запросов, а «анекдоты про кризис» – с 3 до 1227.

В целом, год назад по большинству истинно кризисных запросов количество обращений было минимально, что объясняет их резкий всплеск в этом году. Запросы «вклады», «сбережения», «кредиты», «курсы валют», «работа» были востребованы всегда, и их динамика более адекватно отражает изменение интерсов пользователей по обозначенным тематикам. О вкладах беспокоятся на 38% россиян чаще, «банкротство» запрашивалось на 45% больше, «девальвация» – на 224%.

При сравнении «кризисных» запросов с другими запросами пользователей оказалось, что всплеск интереса к кризису не очень-то повлиял на другие тематики. По большому счету, конфликт в Южной Осетии вызвал больший «всплеск» интереса, хотя и на более короткий промежуток времени. А интерес к ресторанам и холодильникам стабилен и примерно равноценен интересу к кризису.

В итоге можно сделать вывод, что Интернет в целом, скорее всего не пострадает из-за кризиса, а в чем-то даже выиграет, так как предлагает своим пользователям ряд преимуществ и возможностей. Точно произойдут, а точнее уже происходят, некоторые изменения и трансформации пространства Всемирной паутины, обусловленные изменениями интересов пользователей Сети. Несмотря на кризис, жизнь продолжается, пусть и в новых условиях.

Информация с сайта RUметрика.