Как изменится рынок СПК
в новом десятилетии
Я считаю, что не за всяким изменением необходимо следовать, некоторым из них необходимо, наоборот, противостоять, если это изменения к худшему – например, когда речь идёт о снижении требований к качеству и формировании рынка дешёвого окна с непонятными свойствами.
Сегодня мир, его обитаемая часть, фактически представляет собой информационную систему, где время и пространство становятся всё более условными. В новых условиях коммуникация бренда с окружающим миром должна стать максимально адресной, личной и «бесшовной», чтобы из информационного потока потребитель выбрал именно вас, чтобы общение с брендом было быстрым, интересным, комфортным, и главное – приносящим потребителю результат. Второе – это новая роль и новые возможности окна, которое всё в большей степени будет становиться органичной частью Интернета вещей и важным системным компонентом «умного дома». Его ключевая компетенция не изменится, оно всё равно будет границей двух миров, будет защищать человека, украшать его дом. Но в новом мире окно совершенно точно перестанет быть безмолвным, оно будет участником диалога со своим владельцем, на службу которому оно поставлено.
Есть ли надежда на возврат в состояние драйва и сверхприбылей из 2000-х? Надежда умирает последней, особенно если это касается драйва. Все зависит от умения поддерживать в себе силы и интерес к жизни. Я думаю, что в нашей отрасли драйв не умрет, дело лишь в новых участниках и нашей совместной работе. В этом добрую службу может сыграть и портал тибет.ру, который всегда выступал одним из ведущих драйверов нашего рынка.
Что касается сверхприбылей, то моя позиция здесь не столь оптимистична. Рынок проходит стадию зрелости и финишной консолидации. Основные прибыли будут сосредотачиваться в конечном звене – продавцах окон, и у самых крупных производителей СПК, которые смогут за счет эффекта масштаба заработать достойную прибыль. Тем не менее, я не думаю, что это уже будут сверхприбыли. Что касается поставщиков комплектующих и компонентов, то здесь я более пессимистичен и не ожидаю никаких сверхприбылей ни сейчас, ни в будущем.
В своих оценках будущего я опираюсь на развитие рынков Восточной и Центральной Европы. Там рынки более консолидированные, интернационализированные, профессиональные. Предполагаю, что и российский рынок пойдет примерно этим путем.
Всё идет к консолидации рынка. Скоро 50 оконных компаний будут удовлетворять более 50% всей потребности в России. В этой связи производителям окон надо определиться с выбором ниши для каждой конкретной компании. А тем, кто в своих силах не уверен, лучше принять решение об уходе с рынка. Слабые компании уйдут с рынка, и это лучше сделать раньше. Я также полагаю, что подобные тренды не обойдут и системодателей, производителей комплектующих.
На рынке очевиден существенный профицит производственных мощностей. Объемов для их полной загрузки явно на всех не хватит. Определённый прирост объема на рынке могли бы дать: государственные меры по поддержке строительства и, в первую очередь, жилого, рост доходов населения, что поддержало бы, в том числе, и коттеджное строительство, которое занимает немалую долю в общем объеме ввода нового жилья.
Но драйв может быть в другом. В огромной стране, где живут более 140 млн. человек наш продукт всегда будет востребован.
Однозначно да, я вижу перспективы для развития российского оконного рынка – пусть рост продаж энергоэффективных окон идёт медленно, но это лишь означает, что нам есть куда расти. Обязательно будет расти сегмент панорамных конструкций, которые становятся всё более популярными. Это открывает перспективы и для нашей компании в частности, поскольку крупногабаритные окна невозможно реализовать на дешёвом узком профиле. Не стоит забывать и о цветных окнах – в Европе вы практически не увидите белых окон – постепенно эта тенденция придет и в Россию. Поэтому любой инвестор поймёт, что российский рынок имеет высокий потенциал для развития.
Многие говорят: «Это плохо, что наша отрасль никак не регулируется законодательно, что она такая маленькая и власти не обращают на нее внимание». Я же считаю, что это, наоборот, большой плюс. Оконная отрасль возникала под влиянием естественных условий для создания и развития бизнеса. Я считаю, что отрасль сама должна заниматься и вопросами технического регулирования. И, в целом, она имеет большое перспективное будущее, так как у нее есть опыт саморегулирования и огромное количество успешных людей, которые в ней работают.
Нужно уходить в технологии онлайн, хотя понятно, что не всё возможно сделать через интернет – изготовить окно в онлайне сложно, но если использовать технологии, позволяющие правильно делать, например, замер окна самостоятельно в интернете без присутствия замерщиков, то это будет шагом в будущее.
Для меня очевидно, что масштабного подъема рынка уже не будет. Как любой потребительский рынок, наша отрасль крайне зависима от доходов и возможностей потребителей. Поэтому ожидать глобального перераспределения рынка в сторону качественных продуктов стоит лишь тогда, когда изменится в лучшую сторону экономика в целом. Когда будет расти доля среднего класса, а вместе с ней и наш целевой покупатель среднего сегмента – квалифицированные рабочие и сотрудники, менеджеры, предприниматели. Глобально же коронаризис показал, что современный бизнес должен быть цифровым – это уже не вопрос удобства или комфорта, а жизненная необходимость. Кроме сервисов, небывалое ранее значение играет общение в Интернете, особенно те источники информации, которым привык полностью доверять, которые собирают самую ценную информацию и становятся центром экспертного сообщества, близким другом и советчиком. Портал Tybet.ru всегда был и остается таким для меня и для десятков тысяч коллег-оконщиков уже на протяжении последних 20 лет, меняясь только в лучшую сторону. Спасибо Вам за Ваш благородный труд и огромный вклад в развитие индустрии.
Полную версию интервью с топ-менеджерами российской индустрии светопрозрачных конструкций читайте еженедельно на tybet.ru в рубрике «Время перемен 2020+».