«С деньгами и доходностью на оконном рынке всё в порядке». Интервью tybet.ru с директором направления оконные технологии и светопрозрачные конструкции компании «РЕХАУ» Павлом Иваненко


«С деньгами и доходностью на оконном рынке всё в порядке». Интервью tybet.ru с директором направления оконные технологии и светопрозрачные конструкции компании «РЕХАУ» Павлом Иваненко

Фото: «РЕХАУ». Павел Иваненко, директор направления оконные технологии и светопрозрачные конструкции компании «РЕХАУ»

Очередной «не рядовой» год на рынке оконного производства походит к финалу. Как сказал бы каждый отраслевик, «простых лет у нас не было». Как это всё отразилось на состоянии отрасли СПК по итогу 2023 года, и что нужно знать о сезоне-2024 – говорим в интервью tybet.ru с Павлом Иваненко, директором направления оконные технологии и светопрозрачные конструкции компании «РЕХАУ».

Павел, по итогу 3-х лет после COVID, начала СВО, санкций и перестройки экономики, что происходит в российской отрасли СПК с деньгами? Как изменилась доходность компаний за это время?  

– Добрый день, уважаемые коллеги. Оконная отрасль за последние несколько лет прошла через несколько стрессовых ситуаций. Стрессовые ситуации последних лет Вы сами упомянули в вопросе. Оконный рынок переносил и более существенные потрясения. За последнее десятилетие самым значимым для оконного рынка было перераспределение спроса в рыночных сегментах как затяжной стресс для отрасли. Спрос в самом большом сегменте, санация старых окон, значительно уменьшился по причине насыщения, а рост продаж в строительных сегментах ИЖС и МКД падение объёмов рынка полностью не компенсировал. В итоге с 2014 до 2019 года спрос на оконном рынке сократился почти в 2 раза.

Большинство участников рынка, переживших его почти двукратное уменьшение, подошли к пандемии COVID и к началу СВО уже с большим багажом опыта, знаний и с достаточно сбалансированными структурами и каналами сбыта. Конечно, и COVID и события 2022 года были тяжёлыми потрясениями для участников рынка, и почти все участники рынка сумели успешно эти ситуации пройти и заработать. Так что с деньгами и с доходностью на оконном рынке всё в порядке.

Компания «РЕХАУ» вместе с партнёрами добилась на оконном рынке России в 2023 году впечатляющих результатов. Объём продаж профильных систем «РЕХАУ» вырос более чем на 25% в натуральном выражении.  

Тем не менее, есть ли на рынке риски банкротств и «пузырей» из-за товарных кредитов, высокой ставки, логистики и прочих событий? 

– Отрасль в целом находится в рабочем состоянии. Оконщики, их поставщики и заказчики приспосабливаются и привыкают к новой реальности, в которой мы с вами работаем и живём. Риск неудач и банкротств на рынке есть всегда. Это неотъемлемая составляющая ведения бизнеса.  

Сегодняшний рынок ПВХ-профиля – это рынок продавца или покупателя? Какая ситуация в 2023 году на рынке производителей СПК?

– Рынок ПВХ-профилей является частью оконного рынка. На мой взгляд, после сокращения объемов на рынке с 2019 года был достигнут баланс спроса и предложения. Под влиянием негативных факторов в 2022 году спрос на оконном рынке сократился, соответственно, и объем рынка ПВХ-профилей ужался на 14-16%. В 2023 году не было серьёзных потрясений, которые могли негативно повлиять на спрос на оконном рынке, реализовался отложенный спрос, и объем рынка ПВХ-профилей вернулся на уровень 2021 года. 

Какую долю в переработке у партнерских оконных заводов занимают сегодня ПВХ и алюминий? Вы чувствуете давление со стороны «алюминщиков»?

– Большинство наших партнёров производит светопрозрачные конструкции как из ПВХ-профилей, так и из алюминиевых. Наши партнёры специализируются преимущественно на переработке профильных систем из ПВХ. При этом доля алюминиевых светопрозрачных конструкций растёт как у наших партнёров, так и на оконном рынке в целом. По данным «Агентства ССК-Информ», объём продаж алюминиевых конструкций в 2022 году вырос на 7% по сравнению с 2021 годом.  Доля алюминиевых светопрозрачных конструкций достигла 24 %.

Я бы не связывал данную тенденцию с перераспределением объёмов продаж от ПВХ к алюминию. Просто те сегменты рынка, где применяются профильные системы из алюминия развиваются более динамично. Это и фасадное остекление, и конструкции больших размеров.

Мы уже давно слышали от наших партнёров пожелания к «РЕХАУ» вывести на рынок алюминиевые профильные системы. На выставке Mosbuild весной 2023 года мы представили на нашем стенде стоечно-ригельную алюминиевую систему под брендом Resolut. Весь 2023 год велась напряжённая работа по проектированию оконных, дверных и раздвижных алюминиевых систем, а также алюминиевых профилей, которые можно использовать вместе с ПВХ-системами. Интерес к нашим новым продуктам у партнёров высок. В 2024 году мы намереваемся поэтапно наши новые продукты выводить на оконный рынок. 

Рекомендуем прочесть: РЕХАУ открывает эру алюминия под брендом RESOLUT. Антон Карявкин о новостях компании с выставки MosBuild 2023

Остекление ПВХ-конструкциями объектов МКД

Фото: «РЕХАУ». Остекление ПВХ-конструкциями объектов МКД

Как работает рынок дилеров в 2023 году? Есть что-то новое в работе с дилерскими компаниями?

– Оконные дилеры остаются одним из основных каналов продажи окон. Дилеры поставляют окна не только частным заказчикам, но и на объекты. По данным «Агентства  ССК-Информ», дилеры продают около 30% от всего объёма светопрозрачных конструкций на оконном рынке, а в продажах частным заказчикам доля дилерских продаж доходит до 50%. Среди исследователей оконного рынка встречаются и ещё более высокие оценки доли продаж окон в дилерском канале.

Так же, как и у производителей окон, у оконных дилеров проходят процессы консолидации, смены поколений. Слабые, менее эффективные или просто уставшие, потерявшие запал и интерес, уходят с рынка, сильные и эффективные растут, развиваются, формируют профессиональные розничные предприятия и сети, за которыми, по моему мнению, будущее в продажах окон.

Для производителей окон в работе с дилерами всё более важным, вместе с обеспечением качества продукции и сервиса, становится вовлечение оконных дилеров в долгосрочное партнёрское взаимодействие, формирование и развитие бизнес-сообщества. 

По каким правилам в 2023 году работали рынки МКД и ИЖС? Какой ваш главный вывод и опыт на будущее?

– Доли этих двух строительных сегментов на оконном рынке растут не первый год и перевалили в совокупности 50%. Правила работы на рынках МКД и ИЖС не претерпели существенных изменений. Основной вывод – этими сегментами рынка необходимо целенаправленно заниматься, чтобы добиваться успеха в нашей отрасли.

Всё большее количество строительных заказчиков отказываются от так называемых «строительных окон» в пользу качественных конструкций с высокими потребительскими свойствами. В этой связи сервис «РЕХАУ» по проектированию оконных конструкций, контролю их качества, по совместной обработке объектов вместе с партнёрами является всё более и более востребованным. Такой подход к обработке строительного рынка даёт нам и нашим партнёрам существенные преимущества. Рост объёмов продаж профильных систем «РЕХАУ» в строительном сегменте превысил 35%.

Остекление ПВХ-конструкциями частного дома

Фото: «РЕХАУ». Остекление ПВХ-конструкциями частного дома

Теперь все экструзионный заводы на территории России являются отечественными предприятиями, то есть вы конкурируете с полностью российскими производителями, еще турецкими и китайскими. Сохраняется ли на рынке понятие и позиционирование «немецкое качество» с вашей стороны?  

– Давайте сначала определимся с терминами. Насколько мне известно, все экструзионные предприятия, работающие в России, были созданы в соответствии с российским законодательством и платят налоги в России. Несколько экструзионных компаний являются дочерними предприятиями иностранных, в том числе, немецких компаний. Этот факт такие компании никак не скрывают. Скажу больше, есть такие экструзионные компании, которые активно позиционируют себя как сугубо российские, при этом их владельцами являются юридические лица, зарегистрированные в других странах Европы. 

После принятия владельцами концерна решения о передаче контроля над российским бизнесом локальному менеджменту мы уже полтора года функционируем в автономном режиме. Юристы работают над оформлением нашего нового статуса, до завершения сделки мы остаёмся де-юре частью международного концерна. 

Завод «РЕХАУ» в Гжели

Фото: «РЕХАУ». Завод «РЕХАУ» в Гжели

Немецкий подход к качеству во всех отношениях – неотъемлемая часть ДНК нашей компании. Вся отрасль ПВХ-окон в России формировалась под серьёзным влиянием немецких компаний и немецких технологий. Наш материнский концерн задал нашему предприятию в России в производстве, менеджменте и сервисе высокие стандарты немецкого качества, которые мы бережно сохраняем и развиваем уже с опорой на наши собственные силы и наших сотрудников. Наши партнёры и заказчики видят немецкий подход к качеству во всех отношениях по нашим делам и плодам нашей совместной работы. Высокий результат этого года тому яркое подтверждение. 

Мы успешно провели ребрендинг. Этот наш «кейс» уже цитируют на конференциях по маркетингу. Степень узнаваемости нашей торговой марки остаётся на высоком уровне. Это подтверждают исследования, которые для нас проводили маркетинговые агентства. Результатами исследований мы в скором времени планируем поделиться с более широкой публикой. 

Очень важен и тот факт, что, по данным опроса, респонденты считают окна «РЕХАУ» самыми качественными. Высокое качество продукции «РЕХАУ» подтверждается не только регулярными системными испытаниями у нас на заводе и в учебно-технологическом цехе, но и серией испытаний, которые мы регулярно проводим в сторонних лабораториях. Информационный материал по результатам испытаний готовится к публикации.

Производство ПВХ-профиля

Фото: «РЕХАУ». Производство ПВХ-профиля

Пользуетесь ли вы программами поддержки отечественных предприятий от государства?

– Наша компания является важным инвестором для Раменского района и для Московской области, и в таком статусе у нас есть возможность пользоваться поддержкой в виде налоговых льгот. 

Ощущаете ли вы на себе отсутствие иностранных инвестиций и менеджмента? 

– Про немецкий менеджмент я уже сказал выше. Компания «РЕХАУ» в России являлась успешным, прибыльным предприятием и остаётся таковой. Мы ранее финансировали нашу текущую деятельность и осуществляли инвестиции в развитие бизнеса из своих средств и продолжаем это делать теперь.

Инвестиционных возможностей у нас сейчас стало даже больше, чем раньше, т.к. известные ограничения выплаты дивидендов иностранным материнским компаниям позволяют нам больше средств вкладывать в свое развитие здесь. И мы активно работаем сейчас над целым рядом интересных и важных проектов, требующих серьезных инвестиций, продолжая развивать свои бизнес-процессы и технологические компетенции. 

В каких пропорциях продавалась в 2023 году ваша самая ходовая продукция?

– В нашей продуктовой матрице есть базовые и флагманские продукты. Базовые продукты эффективно и качественно удовлетворяют базовые потребности заказчиков окон. К таким продуктам относятся системы Blitz и Grazio. Это очень популярные системы на рынке. Их перерабатывают почти все наши партнёры.  А заказчики голосуют за эти системы рублём. Доля базовых систем в наших продажах превышает 60%. При этом доля флагманских систем, позволяющих производить конструкции с повышенными потребительскими свойствами и удовлетворять самые взыскательные запросы заказчиков, растёт и превысила 30%. К таким системам относятся Constanta, Delight и Intelio. 

Delight – одна из флагманских систем, позволяющих производить конструкции с повышенными потребительскими свойствами

Фото: «РЕХАУ».
Delight – одна из флагманских систем, позволяющих производить конструкции с повышенными потребительскими свойствами

Какой, приблизительно объем, вы ожидаете под остекление ПВХ в 2024 году в каких сегментах?

– Если не произойдёт существенных негативных событий, размер оконного рынка в 2024 году мы прогнозируем на уровне 2023 года. При этом есть сигналы, что объём остекления МКД может сократиться. Надеемся на компенсацию за счёт продолжения роста остекления в сегменте ИЖС и сохранения объёмов санации окон на уровне 2023 года. Оконный рынок могут дополнительно поддержать меры по поддержке и развитию строительной отрасли и других отраслей экономики, которые в электоральный год вполне ожидаемы. 

Павел Иваненко на Форуме G3 «Движение вверх», Mosbuild 2023

Фото: «РЕХАУ». Павел Иваненко на Форуме G3 «Движение вверх», Mosbuild 2023

В такие времена, как сегодня, нужны ли рынку кооперация и альянсы по примеру G3? Будет ли продолжение у этого проекта?

– На мой взгляд, будущее оконной отрасли за вовлечением всей цепочки партнёров в долговременное взаимодействие и в создание бизнес-сообществ как с вертикальной, так и с горизонтальной интеграцией. Вместе с нашими партнёрами по G3 мы ежегодно проводим ряд интересных и полезных для отрасли мероприятий. В 2023 году это были запомнившийся многим участникам рынка Форум G3 «Движение вверх» во время выставки Mosbuild и уютная вечерняя встреча с клиентами «G3: мосты партнёрства» с прогулкой на яхте по Босфору после насыщенного дня на выставке Eurasia Window Istanbul. Для 2024 года мы готовим сюрпризы и новинки, которые  выведут сообщество G3 на новый уровень. 

В заключение интервью хотел бы поблагодарить всех партнёров за успешный оконный год, поздравить всех читателей tybet.ru с наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым, пожелать всем крепкого здоровья, добра, благополучия и нового успешного оконного года! 

Благодарим за интервью.

Рекомендуем прочесть: Павел Иваненко об итогах 2022 года и полной локализации «РЕХАУ» в России. Интервью