Как изменится рынок окон в 2020 году – прогноз REHAU
Наступил новый финансово-деловой год и все игроки оценивают свои перспективы и рыночную конъюнктуру в целом, чтобы иметь возможность сформировать наиболее эффективную стратегию бизнеса. Портал tybet.ru пригласил экспертов компаний индустрии светопрозрачных конструкций поделиться своими прогнозами. Своё видение, как изменится рынок окон в 2020 году, представляет Андрей Белоедов, исполнительный директор по продажам и маркетингу компании REHAU в Восточной Европе.
Как будет складываться общая ситуация в строительном секторе и индустрии СПК?
Мы ожидаем, что развитие строительного сектора будет идти по позитивному сценарию. Отчасти это связано с последними изменениями в правительстве. Новым вице-премьером в России стал Марат Хуснуллин, перед которым, напомню, стоит задача построить 120 миллионов квадратных метров жилья. Уверен, что господину Хуснуллину это удастся – с его-то опытом и бэкграундом.
Стройка такого масштаба – это множество новых контрактов на остекление. Если все пойдет по плану, без дела не останутся ни производители оконных комплектующих, ни компании-переработчики, ни специалисты по монтажу. В условиях сильнейшего насыщения рынка в сегменте санации старых деревянных окон (а к настоящему времени заменено уже более 70% таких конструкций), работа с объектным заказчиком является для нас мощнейшим драйвером роста.
Кроме того, в России неплохая макроэкономическая ситуация. У нас минимальная инфляция, рубль, который пока чувствует себя достаточно уверенно. Ставка рефинансирования, я думаю, за год упадет процентов на 15, а значит, подвинется и фондовый рынок. Это довольно хорошие условия для продажи окон.
При этом следует понимать, что масштаб изменений будет сильно зависеть от сегмента. Рынок малоэтажного жилья, например, должен остаться примерно на уровне 2019 года, поскольку его основной драйвер – индивидуальный застройщик, а денег у людей больше не стало. Вырастет все-таки более доступное жилье, а вместе с ним и спрос на базовые окна – вроде наших BLITZ и GRAZIO. Если следовать в фарватере этой тенденции, то 2020 и, возможно, 2021 годы будут лучше 2019. Но пока трудно оценить, насколько сильно.
Какие внешние факторы будут влиять на оконный рынок? В чем это будет выражаться?
Прежде всего, это строительные нацпроекты. Нам придется подстраиваться под те темпы возведения жилья, которые в них заложены.
И, вопреки прогнозам скептиков, выиграют в этой ситуации не только производители самых дешевых материалов. Если раньше многие застройщики не гнушались устанавливать в своих домах сверхбюджетные «черновые» окна, то сейчас ответственные компании стараются не иметь с ними дела. «На бумаге» использование таких конструкций кажется оправданным, но по факту некачественные окна могут стать причиной отказа в приемке квартиры. Подобные случаи не единичны – с окнами связано более 30% получаемых застройщиками рекламаций. Никому не нужны финансовые и репутационные потери, поэтому спрос на качественные современные окна на рынке объектного строительства будет расти.
Чуть менее очевидный фактор – появление нового типа жилья с нестандартным остеклением. Корней у этого явления много: здесь и тенденции в архитектуре, и экономическая ситуация, и переход застройщиков на эскроу-счета, повысивший стоимость жилья. Если лет 10 назад квартиры-студии площадью 11 квадратных метров казались нам чем-то из области фантастики, то сейчас таких предложений на рынке хватает. Архитектурно-планировочные решения там, конечно, совершенно иные. Например, окна в этих квартирах по большей части широкоформатные, с увеличенной светопрозрачной частью. Ранее конструкции подобного рода выпускались в основном для остекления загородных домов.
Что будет двигать/тормозить спрос и предложение?
Помимо нацпроектов, основными драйверами роста станут повышение благосостояния населения, а также демографические проекты. Влияние последних будет особенно заметно в регионах, где жилье дешевле, и материнского капитала может хватить на первый взнос по ипотеке. Чем больше многодетных семей сможет позволить себе квартиру в новостройке, тем выше будет предложение в этом сегменте. А это, опять же, новые заказы на остекление.
Если же говорить о сдерживающих факторах, то главным из них будет рост цен на жилье в связи с увеличением спроса и переходом на эскроу-счета.
Ожидаются ли новые банкротства? В каком сегменте рынка выше зона риска – оконные компании, поставщики комплектующих, дилеры и т.д.? Какой вы видите дальнейшую консолидацию в отрасли?
По нашим прогнозам, череда банкротств будет продолжаться и затронет практически все рыночные сегменты. Бизнес российских оконных компаний не всегда устойчивый, не все умеют считать, отдельные участники не занимаются управленческим учетом и прогнозированием. Добавим к этому консолидацию рынка – с каждым годом он все сильнее объединяется вокруг крупных игроков. В регионах, где федеральных брендов нет, укрупняются локальные, а небольшие фирмы, которым не находится места в новой конкурентной среде, вынуждены сворачивать свою деятельность.
Тем же путем рано или поздно пройдут компании, не желающие работать честно. Сейчас в правительство пришел бывший руководитель налоговой службы, а значит, цифровизация всех отраслей продолжится. Будет идти обеление бизнеса, но не все смогут работать на низкой марже и давать конкурентоспособный качественный продукт. Для нас это хорошо, потому что мы всегда делали ставку на «здоровые», финансово устойчивые компании. Именно они становятся партнерами REHAU.
Превалирующие тренды в продуктах в 2020 году. Какие материалы и технологии станут драйверами продаж?
Помимо роста спроса на крупногабаритные конструкции, будут набирать популярность окна в цветном исполнении. Их активно используют архитекторы, чтобы сделать фасад здания более гармоничным, такие окна уже стали стандартом для апартаментов. Да и, в целом, потребители немного устали от белых конструкций и все чаще готовы идти на эксперименты.
Кроме того, сохранится спрос на комплексные энергоэффективные решения (например, окна + теплый пол) – просто потому что это удобно и позволяет экономить на отоплении.
По материалам изменений не ожидается – безусловным лидером рынка по-прежнему будут ПВХ-окна. Рассказы о том, что их вот-вот вытеснят деревянные конструкции, являются не более чем маркетинговым ходом, рассчитанным на заказчиков с высоким достатком. Производство качественных деревянных окон банально слишком дорогое, на объектном рынке (за исключением люксового строительства) оно не востребовано. Алюминий же, в свою очередь, нашел более материалоемкую реализацию в других продуктах – производстве вагонов, возведении мостов, изготовлении проводов. ПВХ-окнам в этом плане ничего не угрожает – на них по-прежнему будет приходиться 80-85% от всех выпускаемых светопрозрачных конструкций.
На чём будет акцентироваться оконный маркетинг?
Оконный маркетинг будет формироваться вокруг потребителя, вокруг готовых решений и вокруг уже зарекомендовавших себя брендов, таких как REHAU.
В В2С многие бренды сфокусируются на том, чтобы создать для своих клиентов бесшовный покупательский маршрут. Получаемая таким образом экосистема связывает в единое целое все точки продаж и все инструменты, которые бренд использует для коммуникации с целевой аудиторией (сайт, оконные салоны, сетевые магазины для ремонта; SMM, PR, мессенджеры, блоги). Сейчас потребитель имеет возможность контактировать с продуктом на всем пути к покупке, важно сопровождать его в этот момент и не бросать после совершения сделки, обеспечивая информационную поддержку в процессе эксплуатации.
На рынке В2В акцент на сервисные инструменты еще сильнее. Мы, например, продолжим выстраивать свою коммуникацию вокруг сервисного пакета REHAU. В него входит техническая поддержка, обучение в REHAU Академии, возможность участия в отраслевых мероприятиях, организованных по нашей инициативе и при нашей поддержке, помощь в проектировании и расчете конструкций и другие услуги, направленные на развитие профессиональных компетенций наших партнеров и повышающие качество реализуемых ими проектов.
Как вы оцениваете экспортный потенциал отечественных компаний оконного бизнеса? На каких рынках Россия имеет шанс стать сильным конкурентом?
Оконные компании из России способны производить продукт европейского качества, но, к сожалению, существует такой фактор, как география. Она серьезно ограничивает экспортные возможности – никто не будет везти окна за тысячи километров, если конструкции из тех же комплектующих можно заказать где-то ближе. Иногда логистические расходы даже «съедают» преимущества от низкого курса рубля. Поэтому у нас работа на экспорт имеет смысл только в рамках Таможенного союза, ну или если производство компании расположено вблизи государства, которое является основным рынком сбыта.
Там, где позволяет география и есть логистическая инфраструктура, российским компаниям не нужно бороться за звание ведущих игроков рынка – они зачастую уже ими являются. Например, в приграничных областях Казахстана и Белоруссии окна, произведенные в России, уже составляют сильную конкуренцию продукции местных производителей.
Самый большой позитив и негатив для отрасли в 2020 году.
Для нас, а также для множества других участников оконной индустрии самый большой позитив – это грядущие отраслевые мероприятия, где мы сможем встретиться, обсудить волнующие нас вопросы и наметить планы на будущее. Это, прежде всего, форум G3 Window Summit, который состоится 17 марта в Нюрнберге накануне выставки Fensterbau Frontale 2020 и соберет под одной крышей многих партнеров Большой тройки G3 (REHAU + AGC + Roto), а также «ДНИ ОТКРЫТЫХ ОКОН», чьими участниками в 2020 году станут ведущие и архитекторы и дизайнеры. Мы будем рады, если все наши партнеры и другие профессионалы оконной отрасли из России присоединятся к этим мероприятиям. Они обещают быть очень насыщенными и интересными!
Мы также связываем большие надежды с новой широкомасштабной рекламной кампанией REHAU, запуск которой состоится в 2020 году. Она нацелена на дальнейшее повышение известности нашего бренда среди участников рынка, и прежде всего – среди конечных потребителей.
К негативным факторам я бы отнес банкротства производителей и дилеров окон, а также случаи обмана потребителей. Компании-однодневки, мошенники, убеждающие пенсионеров произвести замену уплотнителя по стоимости новых окон, попытки уклонения от выполнения своих гарантийных обязательств – все это формирует негативный имидж нашей отрасли, и я надеюсь, что в 2020 году мы ничего подобного не увидим. Однако моя традиционная рекомендация – при заказе окон всегда ориентироваться на известные бренды и обращаться только в проверенные компании – все еще остается в силе.
Подготовлено компанией REHAU эксклюзивно для портала tybet.ru.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru