Совершенствуем запуск новых продуктов или услуг на рынок – метод design thinking
Фото: pexels.com. Выведение нового продукта на рынок – трудоемкая и дорогостоящая задача со значительным риском неудачи
Продуманный дизайн и удобство использования очень важны для пользователя окон. Это продукт, который находится в эксплуатации каждый день в течение десятилетий. Из-за высокой стоимости и трудоёмкости его не так просто заменить. К тому же современные потребители предъявляют всё более высокие требования к остеклению, стимулируя появление новых решений и продуктов на рынке. Чтобы их запуск был максимально успешным, внедряются прогрессивные методы и подходы.
Цивилизационные трансформации, происходящие в первой четверти XXI века, включая изменения экономических, социальных, культурных, ментальных моделей, а также демографические аспекты и эволюционные, а иногда и революционные рыночные изменения, как со стороны спроса, так и со стороны предложения, вынуждают предпринимателей переориентироваться во многих видах деятельности. Это касается так же подходов к запуску новых продуктов или услуг на рынок. Почему компаниям оконной индустрии стоит обратить внимание на метод design thinking (дизайн-мышление) – рассмотрим в обзоре tybet.ru.
Что такое design thinking?
Выведение нового продукта на рынок – трудоемкая и дорогостоящая задача со значительным риском неудачи. Поэтому в соответствии с методологией управления проектами её следует разбить на этапы и подробно проанализировать на каждом из них. Как правило, внедрение нового продукта/услуги состоит из следующих этапов: генерация новых идей, выбор лучших решений, концептуальное исследование, коммерческий и финансовый анализ, разработка нового продукта, маркетинговые исследования, коммерциализация. В процессе создания и тестирования новых продуктов и услуг очень популярным в последние годы стал метод design thinking.
Фото: getcloudapp.com. Радикальная ориентация на пользователя – ключевое направление дизайн-мышления
Дизайн-мышление – это междисциплинарный подход, сочетающий различные методы и инструменты, который фокусируется на создании хорошо продуманных решений на основе опыта, который использует комбинацию нематериальных и материальных ресурсов. Практики понимают этот метод по-разному, но подчеркивается общая цель – осознанная разработка услуг и продуктов, которые содержат новые бизнес-модели, адаптированные к потребностям пользователей. Они способствуют созданию новой социально-экономической ценности, простоте использования, удовлетворенности, лояльности и повышению эффективности в таких областях, как охрана окружающей среды, коммуникации и продукты, не забывая при этом о людях, которые предоставляют товары/услуги.
Дизайн-мышление, следовательно, представляет собой ориентированный на человека подход к инновациям, который основан на комплексе методов для интеграции потребностей людей, технологических возможностей и других предпосылок, необходимых для достижения успеха в бизнесе. Это креативный подход к решению проблем, который широко признан ценным инновационным направлением в продуктах и услугах, ориентированных на человека. На этом базируется его методология, культура и философия. Согласно логике авторов, design thinking предполагает, что результат процесса должен приносить намеченные бизнес-цели, а не только практическое и эстетическое удовлетворение.
Методология родилась из-за отсутствия у крупных корпораций способности проявлять творческий подход и создавать новые продукты и услуги, отвечающие потребностям клиентов. Её суть заключается в использовании техник, которые вращаются вокруг потребителя, то есть новаторском подходе к удовлетворению его потребностей и получения ответа на вопрос: почему наш клиент использует именно такое, а не другое решение (know-why)?
Дизайн-мышление принимает во внимание происхождение клиентов и пользователей, их поведение и мышление, мотивацию, привычки и потребности. В отличие от многих методов, используемых в науке и практике, которые подходят к задаче с технической точки зрения, этот метод ориентирован на потребности и опыт пользователей. Используя design thinking, разработчик смотрит на данное явление через призму пользователя и проектирует продукт или услугу таким образом, чтобы они полностью удовлетворяли его потребности.
Как рождается конкурентное преимущество с помощью дизайн-мышления
Эта растущая тенденция в настоящее время меняет базовые методы ведения бизнеса, трансформирует образ мышления дизайнеров и разработчиков продукта. Предприятия начали учитывать такие показатели, как ценность пользовательского опыта, и поэтому инвестируют в их улучшение. Это большой сдвиг, потому что всего десять лет назад большинство компаний даже не знали, что такое пользовательский опыт, не говоря уже о его применении. Сегодня эта тенденция определяет конкурентное преимущество, влияет на завоевание и поддержание лояльности клиентов.
Фото: bbva.com. Мозговой штурм
Дизайн-мышление требует постоянной обратной связи между разработчиком решения и целевой аудиторией. Проектная группа задает вопросы конечным потребителям, внимательно наблюдая за их поведением и реакцией. Решения и идеи становятся заметными и очень быстро передаются в виде прототипов, так что потенциальные пользователи могут протестировать их и предоставить обратную связь задолго до того, как продукты будут запущены в массовое производство и выпущены на рынок. Таким образом, дизайн-мышление приносит практические результаты каждой стороне.
Дизайнеры используют подробную информацию об опыте заинтересованных сторон, которую они переводят в разрабатываемый продукт, услугу или процесс. Для этого они должны ответить на следующие вопросы:
- ● «Что это будет?» – и разрабатывают подробные критерии для своих гипотез.
- ● «А что, если?» – позволяет увидеть, что произойдет при использовании альтернатив.
- ● «Что нравится?» – оценить потребительский интерес под углом организационных ограничений и представить в качестве совместно разработанных прототипов для изучения.
- ● «Что сработает?» – что данное предприятие может реально выпустить на рынок, потому что у него есть для этого технологические, правовые и финансовые предпосылки.
Таким образом, инновации и ценные решения проблем в рамках design thinking сочетают в себе три основных элемента: с технологической точки зрения – осуществимость, с экономической – прибыльность, с человеческой – привлекательность.
Последствия внедрения design thinking
В отчете о внедрении методологии дизайн-мышления на предприятиях, проведенном немецкой исследовательской группой, респонденты упомянули следующие варианты использования методологии и ее преимущества:
Фото: dabonline.de. Проектирование окон с использованием программного обеспечения САПР
Разработка/улучшение новых продуктов и услуг. Большинство респондентов в качестве основной доминанты концепции проектирования считали поиск и реагирование на неудовлетворенные потребности клиентов, улучшение и создание новых продуктов, а также разработку новых функций и услуг.
Эффективнее согласование, сотрудничество и обмен знаниями. Внедрение новых процессов, которые укрепляют взаимосвязь с другими отделами и позволяют лучше согласовывать работу с другими командами. Дизайн-мышление было определено как способ подключения людей с разным опытом, которые воспринимались как члены команды, а не как ресурсы компании.
Улучшение ситуации внутри компании за счет лучшего взаимодействия с окружением. Для создания новых решений, рождения идей используются совместное творчество, семинары для клиентов, сотрудничество и управление заинтересованными сторонами. Это приводит не только к улучшению собственных внутренних бизнес-процессов, но и вовлечению организационных структур, которые не имеют непосредственного отношения к инновационным рыночным предложениям, но улучшают процессы сотрудничества между компанией и клиентом.
Эмпатия к клиенту. Еще одна цель design thinking – удовлетворить потребность в лучшем понимании целевых клиентов или пользователей. Это означает больше полагаться на знания клиентов, чем на другие установленные ориентиры, такие как бизнес-цели или действия конкурентов. В частности, респонденты из НИОКР подчеркнули роль дизайн-мышления как способа проведения исследований и разработок, ориентированных на заинтересованные стороны. Таким образом, обеспечивается меньшее личное удовлетворение и более нацеленный на пользователя подход, что неизбежно ведет к инновационным решениям, ориентированным на человека. Подобные утверждения показывают, что радикальная ориентация на пользователя – это желаемое направление дизайн-мышления.
Дизайн-мышление на практике
Дизайн-мышление – это методология, основанная на итеративном рабочем процессе, в котором разработчики и проектировщики действуют интуитивно. Команды в рабочих циклах проходят шесть различных этапов. На первом этапе понимание – эмпатия, команда находит сферу действия. На втором этапе участники определяют проблему и потребности пользователей. На этапе поиска идеи команда сначала разрабатывает множество возможных решений, а затем сосредотачивается на лучших из них. Следующим шагом является создание прототипов для разработки конкретных решений, которые можно протестировать на соответствующих целевых группах. Лучшее решение попадает на рынок.
Фото: cabinet-gtec.fr. 5 этапов Design Thinking
I этап. Инновации начинаются с наблюдения и эмпатии. Необходимо досконально понять потребности и проблемы пользователя. Важно распознать скрытые и интуитивные мотивы, которые влияют на выбор и поведение людей. Для этого используются такие инструменты, как карты эмпатии, этнографические интервью, наблюдения за поведением пользователей, рекогносцировочные опросы с детальным анализом окружающей среды (hit the streets) и анкеты, исследующие функциональные потребности. Традиционная фокус-группа не подходит для реализации дизайн-мышления, потому что на официальных встречах люди склонны рационализировать утверждения и избегать критических комментариев. Однако незаметное наблюдение за поведением может показать, как действительно пользователи используют продукты, и предоставить знания о некоторых собственных любительских улучшениях, которые могут вдохновить на создание новых продуктов.
II этап. Синтез собранной информации для определения актуальной проблемы. На этом этапе необходимо разрушить ментальные ограничения и привычки, сужающие поле зрения. Заказчик заинтересован просто в новом окне или в полноценном освещении комнаты? Определение проблемы существенно повлияет на направление искомых решений. Этот этап представляет собой огромную проблему, потому что большинство людей предпочитают сразу работать над конкретным решением, а не идти во многих возможных неопределенных направлениях. Определение проблемы слишком быстро сужает всю картину. В итоге высока вероятность обнаружить, что вложенные деньги, время и энергия не решают нужную проблему, что может привести к неудаче. При определении проблемы стоит использовать такие методы и инструменты, как: переформатирование проблемы, 5-кратный метод «почему», отображение проблемы на оси «как?» против «что?».
III этап. На данном этапе команда сосредотачивается на проработке как можно большего количества возможных решений проблемы. Это требует не только сильной предметной базы, но, прежде всего, смелости для создания новых, нетрадиционных решений и прекращения критики идей других членов команды. Этот этап должен завершиться объективной оценкой и демократическим выбором лучшей идеи, на которой будет основан прототип. Мозговой штурм здесь незаменимый инструмент. Мозговой штурм – это не самоцель, а лишь отправная точка для определения дальнейших направлений действий.
IV этап. На этапе прототипирования создается физический артефакт – упрощенная модель с атрибутами, аналогичными характеристикам конечного продукта. Самое главное – уметь наглядно представить идею пользователям и быстро собрать их мнение о решении. Лучше поскорее выяснить, что идея отклоняется от реальных потребностей клиентов, и вернуться к истокам, чем вкладывать деньги в дорогостоящее конструирование чего-то, что не работает. Никогда нельзя быть уверенным в том, что конечный продукт будет успешным, но частое создание улучшенных прототипов, предоставление их пользователям и прислушивание к их мнению снижает риск возможной неудачи после запуска продукта на рынок. Для создания быстрых прототипов можно использовать картон, дерево, полистирол, пластилин, блоки Lego – практически все. Прототип не всегда должен быть объектом – можно использовать форму storyboard или графическое изображение пользовательского пути. Важно пойти на шаг дальше, чем просто словесное описание, которое может быть субъективно интерпретировано потребителями, и каким-либо образом визуализировать нашу идею.
V этап. Тестирование прототипа в пользовательской среде. Прежде всего, важно определить параметры, необходимые для соответствия тесту, чтобы его результат был четко определен. Этот этап требует участия многих сторон, а также технической, формальной, административной и юридической поддержки. Важно, чтобы процесс тестирования проходил в реалистичной среде, в которой будет использоваться продукт. Только после успешного прохождения тестов можно сделать вывод, что данный продукт/услуга готов к окончательной реализации. К сожалению, этап тестирования часто пропускается при реализации многих проектов, а это означает, что когда теоретически хорошие идеи и решения реализуются непосредственно для повседневного использования, и только тогда оказывается, что они не соответствуют требуемым предположениям и ожиданиям потребителей.
Методология design thinking подчеркивает, что при создании новой услуги или продукта на них следует смотреть глазами клиента, а затем разработать их так, чтобы они были ценными для пользователя с течением времени. Решающими факторами успеха являются удобство использования, эффективность и удовольствие. Это способ получения конкурентных преимуществ от предлагаемой услуги или продукта.
Рекомендуем прочесть: Грамотное описание продукта – инвестиция в продажи окон
Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru