Март 2022. Оконная отрасль России находится на высочайшем уровне неопределенности
Фото: trepp.com. Остекление
«Сейчас вся оконная отрасль России находится на высочайшем уровне неопределенности. Профессионалы оконной индустрии не могли даже предположить, что может возникнуть ситуация дефицита на рынке светопрозрачных конструкций, и в целом, на строительном рынке», – в интервью регионального информационного портала «Бердск-Онлайн» прокомментировал текущее положение дел директор крупного новосибирского завода ПВХ-окон «Динал» Андрей Попов.
Фото: berdsk-online.ru. Андрей Попов, «Динал»
На общем фоне активного исхода из России и Беларуси западных компаний, в европейских и российских СМИ продолжаются сообщения о «прекращении» или «приостановке» работы иностранных поставщиков комплектующих для рынка светопрозрачных конструкций в РФ. Такие заявления уже сделаны немецким производителем профиля из ПВХ REHAU, датским производителем мансардных окон VELUX, о форс-мажоре сообщил украинский производитель фурнитуры для оконной продукции AXOR. Неоднозначность в трактовках ухода с рынка поставщиков, но ожидание возможных негативных сценариев создают для российских производителей СПК следующую картину возможных проблем.
«Мы уже забыли, что окна так глубоко корнями уходят в Германию. На российском рынке у REHAU было 20% всего объема. Ряд заводов в Новосибирске работали на этой профильной системе. Теперь не понятно, как им выполнять взятые на себя обязательства перед клиентами. Завод «Динал» тоже работает на немецком профиле. Мы более 17 лет сотрудничаем с компанией VEKA. Заводы этого немецкого концерна есть в России: под Москвой и в Новосибирской области в с. Криводановка. Наши партнеры уверяют нас, что заводы будут продолжать работать. Сейчас закуплено достаточно сырья для производства профиля на ближайшее время. Как мне сообщил официальный представитель завода VEKA RUS в Новосибирске, у производства на сегодняшний день минимальная зависимость от немецких поставщиков. Так что, пока за профиль нам не так тревожно, хотя мы понимаем, что VEKA – это немецкий капитал. И сейчас это тоже зона риска», – говорит Андрей Попов.
Справка tybet.ru:
Рынок «евро окон», в широком понимании, светопрозрачных конструкций из алюминия и ПВХ формировался в России с конца 90-х годов именно европейскими компаниями. По данным «ОКНА МАРКЕТИНГ» в 2021 году доли иностранных брендов на российском рынке составляли:
-
● оконный и дверной профиль: REHAU, VEKA, profine, Deceunick, Shueco и др. – 57%;
-
● оконная фурнитура: Roto, Siegenia, Maco, GU, Internika, Winkhaus – 55%;
-
● листовое флоат стекло: AGC, Guardian, SP Glass – более 60%.
За исключением небольшого количества известных марок из списка, предприятия хорошо локализованы в России, имеют производственную базу, склады и крупные производственно-торговые цепочки, обеспечивающие основную долю оконных компаний в РФ. В качестве импорта в Россию завозится немецкая фурнитура SIEGENIA, GU, словенская фурнитура INTERNIKA, немецкая фурнитура Winkhaus, украинская AXOR.
«В России AХОR закрывал большой объем потребностей рынка. У некоторых производителей в нашем регионе до 40 % продукции изготавливалось с использованием этой фурнитуры. Теперь этот процент нужно будет чем-то перекрывать, чтобы продолжать производить окна и двери. Еще несколько крупных европейских поставщиков, возможно, в ближайшее время прекратят поставки. Это неофициальная информация, но это обсуждается сейчас в узких профессиональных кругах. Руководство зарубежных компаний производителей сырья сейчас испытывают колоссальное давление со стороны правительств своих государств. Если разрыва отношений не избежать, российским производителям потребуется время чтобы найти новых поставщиков», – описывает общую негативную для всех ситуацию директор «Динал».
До настоящего времени российские дочки европейских компаний-поставщиков воздерживаются от публичных комментариев и заявлений для партнеров в Беларуси и РФ. Задача – недопустить потерю столь крупных рынков, локализованная ресурсная база и всё еще открытые границы для импорта позволяют совершать частичные отгрузки и, в принципе поддерживать партнерские отношения. Но негативный политический фон, транспортные ограничения и скопление грузов на границе, сильная курсовая волатильность и ограничения валютных операций, а также резкий рост цен на все компоненты, создают физические проблемы поставок и обслуживания на местах. Это объективно затрудняет работу не только западных, но и российских поставщиков для оконного производства.
«Очень усложнилась логистика. Большинство немецких производителей фурнитуры возят сырье только своими машинами. А немецкие водители боятся ехать сейчас в Россию. Как эта проблема будет решаться, пока непонятно. Наш партнер компания «СДМ» – поставщик фурнитуры Winkhaus – грузится в Польше. Сырье вывозят собственными машинами. Если раньше грузили одну фуру, то сейчас принято решение сразу несколько машин отправлять, чтобы обеспечить необходимый запас комплектующих. На случай, если закроют границы – прорабатывают маршруты через Казахстан и Грузию. Это, к сожалению, дополнительно отразится на стоимости сырья и сроках доставки».
По оценкам руководителя «Динал», комплектующих и сырья, хранящихся на собственных складах, у российских производителей светопрозрачных конструкций хватает ориентировочно на 2-4 месяца работы, чтобы закрыть потребность рынка. Сейчас российские переработчики смотрят в сторону турецких производителей фурнитуры: «Потребности российского оконного рынка турецкими комплектующими не закрыть. Поэтому, скорее всего, оконная отрасль будет работать в условиях дефицита. Очень много влияет факторов сейчас на то, смогут ли производители окон в ближайшем будущем предоставлять тот же по качеству продукт, который есть сейчас», – констатирует в интервью Андрей Попов.
Предприниматель не исключает сценарий, когда производителям ПВХ окон придётся использовать менее технологичные комплектующие, от которых раньше отказывались в пользу европейских брендов. Возможно, отрасль переориентируется на российский профиль. Однако, сейчас часть технологических процессов производства отечественного профиля связана с использованием химических компонентов, которые поставляются с запада. Поэтому потребуется время, чтобы найти альтернативные решения.
Вариант, что в случае возможного дефицита ПВХ изделий отрасль могла бы полностью переориентироваться на окна и двери из алюминия, эксперт считает маловероятным.
«Во-первых, изделия из алюминия дороже ПВХ. Не все потребители смогут себе это позволить. Во-вторых, с алюминием тоже оказалось не все просто в этой ситуации. Да, производители российских окон работают на отечественном алюминиевом профиле. Но сейчас вопрос встал – «как дальше делать теплые изделия». Дело в том, что в «теплом» алюминиевом профиле используется специальная термовставка. И она поставляется из-за границы».
Цены на алюминиевый профиль с начала конфликта выросли на 30%, на ПВХ профиль почти на 20%. В целом, по отрасли специалисты прогнозируют повышение цен на 40%. Потребителям в этой ситуации предприниматель советует подойти к вопросу вложения денег обдуманно.
«Если были планы на строительство в этом сезоне - точно не нужно ждать поздней весны или лета, чтобы начать стройку. Заказывать сейчас нужно те материалы, в которых есть валютная составляющая. Если у вас уже возведены стены дома, но вы ждете усадку или еще нет проемов – лучше окна и двери купить сейчас. Проемы можно будет сделать по факту. Даже в том случае, если на руках только проект, можно ориентироваться на технические чертежи и заказать изделия по ним. Потому что цен ниже уже не будет. Учитывая и привязку к курсу валют, и возможный дефицит и усложнившуюся логистику – цены будут расти. Но цена – это даже не самое важное. Сейчас мы – эксперты в области СПК не знаем, будет ли завтра на оконном рынке такой же высокотехнологичный продукт, который есть сегодня. Возможно, вся отрасль откатится назад».
По материалам пресс-службы «Динал»