Павел Иваненко об итогах 2022 года и полной локализации «РЕХАУ» в России. Интервью


Павел Иваненко об итогах 2022 года и полной локализации «РЕХАУ» в России. Интервью

Фото: «РЕХАУ». Павел Иваненко, директор направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» «РЕХАУ Россия»

Если весной 2022 года могло показаться, что с уходом из страны европейского бизнеса российский рынок современного оконного производства закончит свое существование, то зима показала обратное – тренд на полную локализацию и новые инвестиции у многих западных компаний только растет. О том, как это происходит в почти бывшем российском подразделении REHAU, в интервью tybet.ru рассказал директор направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» «РЕХАУ Россия» Павел Иваненко.

Павел, как называется и как выглядит структура компании после выхода из российских активов немецкого концерна REHAU?

– Структура нашего предприятия в России не изменилась, продолжают работать две компании: ООО «РЕХАУ Продукцион» и ООО «РЕХАУ».

Как правильно понимать русскую транслитерацию бренда «РЕХАУ», со стороны бывшего собственника это: «уходим навсегда» или «подождите, мы скоро вернемся»? Вы сохраняете связи с западными партнерами, на каком уровне и по каким направлениям?

– После закрытия сделки наша компания выйдет из состава международной группы REHAU. Международная группа в текущей ситуации приняла решение продать бизнес в России представителям локального менеджмента, но допускает, что на долгосрочном горизонте рамочные условия могут измениться таким образом, что вопрос о возврате группы в Россию вновь может стать предметом обсуждения. У нас достигнуты и зафиксированы договоренности с группой REHAU о поставке нам в переходный период после закрытия сделки продукции, которую мы пока не локализовали на нашей российской площадке. Этот переходный период дает нам достаточно времени для полного завершения программы локализации. В этом году мы перешагнули рубеж локализации 97%, и у нас есть четкие планы по ее полному завершению. 

Что после принятых решений изменилось в политике и стратегии «РЕХАУ» на рынке окон за этот год?

– Существенных изменений не произошло. Мы, как и другие участники рынка, адаптировались к изменчивой рыночной ситуации, отлаживали бизнес в условиях санкционных ограничений, чинили цепочки поставок. И при этом главными направлениями в нашей работе оставались: поддержка наших партнёров, стимулирование спроса на окна «РЕХАУ» и максимальное использование потенциала оконного рынка. Мы не только сохранили, но и усилили нашу команду. Именно команда сотрудников является носителем компетенций и корпоративной культуры компании, которая вывела нас и наших партнёров на лидирующие позиции в России. Для наших партнёров очень важно, что все их контактные лица, все лица, принимающие решения в компании, остались прежними. Прежними остались качество продукции и обширный сервисный пакет для различных категорий наших партнёров. Ярким примером для рынка послужила наша рекламная кампания на телевидении, которую по достоинству оценили наши клиенты и другие участники рынка.

Российский завод «РЕХАУ» в г. Гжель
Фото: «РЕХАУ». Российский завод «РЕХАУ» в г. Гжель

Вы что-то потеряли в финансировании, продажах и доходах компании от выхода из материнской группы? Есть ли у нынешней «РЕХАУ» риск отсутствия инвестиций?

– Несмотря на сложную ситуацию на рынке, мы завершаем 2022 год с хорошими финансовыми показателями. Определённое сокращение продаж в натуральном выражении было вызвано ослаблением спроса на рынке. В такой ситуации находятся все компании оконной отрасли, наша динамика продаж даже лучше, чем средняя по рынку. В России мы остаёмся прибыльным самодостаточным предприятием, которое самостоятельно инвестирует в своё развитие и в поддержку клиентов. Этот год не был для нас исключением. Хотелось бы особо поблагодарить за совместную работу и развитие бизнеса наших партнёров. В этом году их поддержка нам была особенно ценна. На следующий год планируем продолжить инвестиции в производственные мощности, в разработку новых продуктов, в рекламу, в узнаваемость марки, так как спрос на окна «РЕХАУ» – лучшая поддержка для наших партнёров.

В России вы сохраняете за собой все продуктовые направления? Как известно, кроме оконного профиля ПВХ, это еще и инженерные системы для дома, комплектующие для мебели.

– В России «РЕХАУ» продолжает работать во всех бизнес-направлениях нашей компании.

Конечно, многих теперь пугает возможность ухудшения качества бывшей европейской продукции, у них там тоже теперь не всё как раньше. Что думаете об этом?

– Про западноевропейскую продукцию пусть говорят западноевропейцы. Что касается нашего завода, расположенного в Гжели, кстати, в европейской части России, то качество нашей продукции остаётся неизменно высоким, что подтверждают регулярные испытания. Высокий уровень качества нашей продукции – это имманентная составляющая корпоративной культуры «РЕХАУ» в России. За это нас особенно ценят партнёры и заказчики окон «РЕХАУ».

Рекламная кампания «РЕХАУ» 2022 года
Фото: «РЕХАУ». Рекламная кампания «РЕХАУ» 2022 года

Рост цен на строительную продукцию в 2022 году тоже не оставил никого равнодушным. Насколько подорожали окна из профиля «РЕХАУ» для конечных потребителей относительно прошлого года, и какой прогноз на 2023-й?

– Мы не изучали динамику цен на окна из профиля «РЕХАУ», но что касается наших профильных систем, пока росла себестоимость (цена на ПВХ, сырье и материалы), мы были вынуждены поднимать цены и на нашу продукцию. Это позволило нам обеспечивать высокий уровень качества продукции, осуществлять инвестиции, создавать ресурсы для поддержки партнёров, проводить рекламные кампании. Здесь нет ничего нового. Это нормальная работа ответственного предприятия. Все наши партнёры относились к поднятиям цен с пониманием. Рост цен на сырьё и на продукцию, в разной степени, был долгие годы одним из основных трендов оконного рынка. Все поднимали цены, и за годы научились жить в ситуации инфляции. В этом году ситуация изменилась, впервые за долгие годы. ПВХ – основное сырьё для производства профильных систем, начал дешеветь не в межсезонье, а в середине года. Теперь нам предстоит учиться работать в новых условиях, где преобладают тенденции к общему понижению цен, которые, видимо, можно обозначить как дефляционные. Хотя здесь я рискую попасть под огонь критики со стороны специалистов по макроэкономике.

Как в целом поменялось потребительское поведение с февраля этого года?

– Я бы говорил не с февраля, а с того момента, как начали дешеветь профильные системы, другие комплектующие и, в итоге, окна. Если раньше долгие годы инфляция подстёгивала сиюминутный спрос на комплектующие и на окна, то в условиях преобладания дефляционных факторов, заказчики стремятся отложить покупку в ожидании ещё более низкой цены. В ситуации общего понижения цен очень важно крайне внимательно работать с запасами. Насколько мне известно, очень многие компании оконной отрасли закупили продукцию в начале года по более высокой цене, и после смены ценовых трендов оказались в невыгодном положении. Компания «РЕХАУ» в середине года также располагала большим запасами ПВХ, купленными по высокой цене, и при этом вынуждена была снижать цены на свою продукцию, чтобы стимулировать спрос и поддерживать наших партнёров.

Рекламная кампания «РЕХАУ» 2022 года
Фото: «РЕХАУ». Рекламная кампания «РЕХАУ» 2022 года

Кто из компаний оконного рынка, по вашему мнению, сейчас находится в наиболее выигрышных условиях: производители-поставщики материалов, оконные заводы, дилеры…?

– На мой взгляд, сейчас стоит говорить не о категориях участников рынка, а о тех свойствах и компетенциях, которыми успешные компании должны обладать. Это: диверсифицированные сегменты и каналы сбыта, наличие нескольких просчитанных сценариев развития ситуации и готовность переходить от одного сценариях другому, умение и мотивация всей команды продавать свою продукцию и сервис дороже конкурентов, минимизация долговой нагрузки, и, конечно, опора на сильных партнёров с востребованным брендом, например, на компанию «РЕХАУ».

К каким событиям на рынке строительства готовитесь в 2023-м?

– Мы готовимся к активному участию в выставке MosBuild, готовим большую рекламную кампанию, разрабатываем новые продукты, укрепляем свои сбытовые и сервисные структуры, чтобы оказывать ещё более эффективную поддержку нашим партнёрам во всех сегментах и каналах оконного рынка.

Поздравляем вашу команду с наступающим Новым годом. Что бы вы пожелали всем нам в духе нового времени?

– Хотел бы поблагодарить за поздравление и за поддержку, которую вы и другие участники рынка нам оказывали в этом непростом для всех году. Вовремя поставленное крепкое плечо, добрый совет, ободряющее слово – это то, что особенно ценится в трудные времена. Хотел бы пожелать, чтобы у всех нас в нужный момент рядом оказывались те, кто способен и готов нам помочь, и чтобы мы сами были в состоянии поддержать наших близких, наших партнёров и просто тех, кто обратится к нам за помощью. С наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым!!! Мира, добра и благополучия!!!