Франшиза – плюсы и минусы для оконного бизнеса
Фото: Shutterstock. Франчайзер обычно предлагает гораздо больше, чем просто проверенную бизнес-идею
Идея прибыльного бизнеса с низкими рисками всегда была в цене. Неспроста франчайзинг является одним из самых стабильных секторов экономики в настоящее время. Многие люди мечтают бросить свою постоянную работу и начать работать самостоятельно, а действующие компании – создать конкурентное преимущество. Как работает франшиза и каковы её плюсы и минусы для оконного бизнеса, рассмотрим в материале tybet.ru.
Франшиза или франчайзинг (с английского franchising) – это бизнес-модель, которую знают и ценят во всем мире. Она основана на соглашении между франчайзи и франчайзером, то есть двумя независимыми компаниями, которые работают вместе для достижения более высокой прибыли. Предприниматель подписывает договор о сотрудничестве с крупной сетью и работает на рынке под ее знаменем. Хотя популярность данной модели связана с взаимной выгодой, франчайзер обычно предлагает гораздо больше, чем просто проверенную бизнес-идею. Самым большим преимуществом франшизы является то, что она дает начинающему бизнесмену чувство безопасности. Готовая идея пользуется успехом на рынке, поэтому франчайзи может рассчитывать на аналогичный успех своего бизнеса. Бренд уже завоевал доверие покупателей. Это очень важный фактор. К сожалению, есть у франшизы и недостатки, о которых стоит знать, рассматривая возможность внедрения данной модели в своей компании.
Базовые принципы работы франшизы
Франчайзинг – это коммерческая деятельность, которая представляет собой систему продажи товаров, услуг или технологий, основанную на тесном и постоянном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми предприятиями, то есть франчайзером и его франчайзи. Ведение бизнеса по лицензии франчайзинга связано с правом и в то же время обязанностью действовать в соответствии с правилами, установленными франчайзером и включенными в договор франшизы. Это означает, что предприниматель, являющийся франчайзи, может использовать знания и опыт франчайзера, который выстраивает свою сеть и расширяет рынок сбыта. Однако должно осознавать, что за преимущества франшизы придется платить, а также учитывать необходимость наличия капитала для начала своего бизнеса или осознавать необходимость соблюдения стандартов, установленных для всей сети. Права и обязанности обеих сторон регулируются договором франчайзинга, который является основанием для установления данного вида сотрудничества.
Франчайзи, сотрудничающие с компанией по лицензии, как правило, получают: полное обустройство точки продаж, пакет всего необходимого обучения, рекламу в социальных сетях и на сайте компании, необходимое для работы оборудование, профессиональную поддержку торгового представителя компании, привлекательные финансовые условия, высококачественную продукцию, необходимые маркетинговые материалы. Он также получает помощь в выборе места, ассортимента, часто также в процедурах учета, найма и обучении сотрудников. Франчайзи обязан только иметь подходящее помещение с минимальной площадью и адаптировать его для бизнеса.
Рекомендуем прочесть: Самые ожидаемые вызовы для бизнеса в 2023 году и как их преодолеть
Виды франшиз
Тем, кто не ещё работал в данной сфере, стоит знать, что существуют разные виды франшизы, которые различают в зависимости от принятого критерия.
По видам деятельности
-
● Дистрибьюторская франшиза: Франчайзер предоставляет свое ноу-хау в части ассортимента товара и знаний о его продаже. Таким образом, франчайзи продает товары под именем известного бренда.
-
● Сервисная франшиза: Франчайзер передает ноу-хау в области процедур предоставляемых услуг. Франчайзи управляет сервисной точкой под известным брендом.
По типу ноу-хау
-
● Франшиза на дистрибуцию продукции: в этом случае в распоряжение франчайзи предоставляется ноу-хау, охватывающее только ассортимент продукции или услуг;
-
● Франшиза бизнес-концепции: в такой ситуации передаваемое ноу-хау охватывает всю концепцию ведения бизнеса.
По организации системы
-
● Прямая франшиза: На сегодняшний день является самым простым способом начать франчайзинговый бизнес. В такой ситуации обе стороны, т. е. франчайзер и франчайзи, заключают друг с другом прямой договор франчайзинга. Немаловажно и то, что франчайзер обязуется самостоятельно контролировать сотрудничество, а также оказывать помощь, консультации, обучение сотрудников франчайзи или поддерживать рекламную и маркетинговую деятельность.
-
● Множественная франшиза: При данной модели франчайзи обязуется создавать дополнительные точки сети на определенной территории. В результате он становится многократным франчайзи. При этом следует помнить, что количество строящихся объектов строго определено в договоре франчайзинга;
-
● Мастер-франшиза: Подразумевается модель, при которой франчайзи имеет эксклюзивное право на использование ноу-хау и бренда сети в определенном регионе.
Что включает в себя пакет франшизы?
В контексте франчайзинговой модели существует также понятие франчайзингового пакета. Он является наиболее полным документом, касающимся франшизы, поскольку охватывает всю концепцию ведения бизнеса, предоставляемую франчайзером. Он включает, среди прочего:
-
● право на использование товарного знака франчайзера,
-
● секрет производства,
-
● руководство по ведению бизнес-операций,
-
● описание услуг, предоставляемых сетью для франчайзи,
-
● определение платы за франшизу и механизма ее расчета.
Как выглядит договор франшизы?
Основанием для ведения бизнеса на основе франшизы является заключение франчайзингового договора с сетью, предоставляющей свою бизнес-модель. Стоит иметь в виду, что это безымянный договор, то есть он не имеет правового регулирования. Таким образом, его положения основаны на принципе свободы договора, который допускает произвольное формирование его содержания и свободный выбор подрядчика. По этой причине не существует строго определенной модели договора франчайзинга, поскольку именно франчайзер самостоятельно решает, что должно быть в него включено. Однако в него обязательно должны входить:
-
● определения ключевых терминов, фигурирующих в содержании договора,
-
● положения о заключении договора,
-
● права и обязанности франчайзера и франчайзи,
-
● способы расторжения договора и указание возможных причин.
Преимущества франшизы
Поскольку концепция данной бизнес-модели предполагает две стороны, рассмотрим преимущества франшизы с точки зрения каждого из участников.
Для франчайзи. Для этой стороны договора большим преимуществом является отсутствие необходимости иметь значительный капитал. Франчайзинг предполагает, что предпринимателю не приходится строить бизнес с нуля – бренд и капитал знаний он получает от франчайзера в рамках договора. А это значит экономия на рекламе и обучении подчиненных. Готовые решения, проверенные на практике, означают меньший риск для бизнеса. Предпринимателю часто даже не нужно иметь никакого опыта в данной отрасли, чтобы иметь шанс на успех на рынке. Как упоминалось ранее, франшиза означает создание собственной компании на основе бренда, который уже существует на рынке. А известный и раскрученный бренд с большим количеством постоянных клиентов – это настоящее сокровище. Франчайзи в основном приходит «на готовое», ему не нужно создавать узнаваемость или потребительскую базу.
Следующим преимуществом франшизы с точки зрения франчайзи является легко прогнозируемая прибыль. В случае создания новой компании будущее всегда неопределенно, и трудно ожидать прибыли в первые месяцы работы. Франчайзинг – это поддержка крупной корпорации со стабильным положением на рынке, что означает большую устойчивость бизнеса и перспективу получения более высоких доходов вскоре после открытия бизнеса.
Для франчайзера. Когда речь заходит о преимуществах для франчайзера, он выигрывает, прежде всего, от большего количества каналов сбыта, что приводит к более глубокому проникновению в сегменты рынка. Франчайзинг также является хорошим способом выхода на зарубежные рынки. Франчайзеру не приходится заниматься трудоемким процессом расширения последующих филиалов в стране и за рубежом – продавая ноу-хау, он передает эту задачу франчайзи.
Большим преимуществом для франчайзера является отсутствие прямого надзора за постоянно растущим штатом сотрудников – это также роль каждого отдельного франчайзи. Здесь видна значительная экономия франчайзера на кадровом делопроизводстве. Франчайзинг также является огромным преимуществом для развития самого бренда, ведь чем больше филиалов, тем он более узнаваем. Потребители запоминают логотипы и товарные знаки компании-производителя, что способствует увеличению корпоративной прибыли.
По словам Олега Коноваленко, модель развития франшизы в оконном бизнесе очень успешна и она себя оправдывает, а также приносит преимущества, прежде всего франчайзи. Большинство партнеров, которые работают с компанией уже не один год, показывают отличные результаты. Франшиза очень эффективна при условии, что вы умеете управлять бизнесом в принципе.
Рекомендуем прочесть: «Я верю в модель развития франшизы в оконном бизнесе». Интервью tybet.ru с основателем компании «Олкон» Олегом Коноваленко
Недостатки франшизы
Невооруженным глазом видно, что франшиза имеет множество существенных преимуществ. К сожалению, в этой бочке меда можно найти и большую ложку дегтя. Теперь опишем недостатки франшизы, взглянув на нее глазами обеих сторон.
С точки зрения франчайзи. Прежде всего, здесь необходимо упомянуть об отсутствии самостоятельности в ведении бизнеса. Каждый франчайзи контролируется франчайзером – в большей или меньшей степени. Корпорация, стоящая за брендом, в первую очередь проверяет качество предложения в данной отрасли, что вполне объяснимо, учитывая ее заинтересованность. Некоторая самостоятельность по договору франчайзинга распространяется и на решения, принимаемые франчайзером. Франчайзи обычно мало на них влияет – даже когда они негативно сказываются на успехе бизнеса. Подводные камни для франчайзи могут появиться в самом договоре франчайзинга. Такой документ может содержать невыгодные для него пункты: например, касающиеся территориального ограничения его бизнеса или возможности перепродажи филиала, которым он руководит.
С точки зрения франчайзера. Франчайзеру может быть трудно эффективно контролировать и управлять франчайзинговой сетью, особенно в контексте иностранных филиалов. Как в своей стране, так и за границей можно найти недобросовестных и ненадежных подрядчиков, поэтому процесс подбора франчайзи является достаточно сложной задачей. Также следует помнить, что франшиза – это предоставление подрядчику бренда, бесценных знаний, места на рынке и группы клиентов. Может оказаться, что по истечении срока договора недобросовестный франчайзи воспользуется полученными преимуществами, чтобы напрямую конкурировать с бывшим патроном.
Контроль может быть обременительным не только для франчайзи. Как оказалось, это тоже большая проблема для франчайзера, особенно если речь идет о действительно разветвленной сети отделений. А слишком слабый контроль над подрядчиками может иметь катастрофические последствия для финансовых результатов и репутации бренда.
Модель франшизы для оконного рынка – заманчивая перспектива
Франшиза – отличный выбор для многих компаний, дающий широкую перспективу развития. С другой стороны, нельзя забывать и о минусах такой бизнес-модели – зная их, можно избежать многих неприятных последствий, связанных с ними. Обобщённо плюсы и минусы деятельности по модели франшизы можно представить так.
К плюсам работы франчайзи относятся:
-
● Использование проверенной бизнес-системы: различные исследования доказывают, что бизнес, основанный на франшизе, более стабилен и с меньшей вероятностью потерпит неудачу;
-
● Поддержка со стороны франчайзера: франчайзи может рассчитывать на обширную поддержку со стороны сети, что значительно облегчает ведение бизнеса;
-
● Снижение рисков: бизнес на основе франшизы – это проверенное решение, уже завоевавшее признание клиентов. Поэтому риск намного ниже, чем в случае вывода на рынок новых продуктов или услуг неизвестной компании;
-
● Сокращение затрат на рекламу и маркетинг: эти расходы несет сеть, которая отвечает за рекламные кампании.
К минусам франшизы можно отнести:
-
● Контроль со стороны франчайзера: при запуске франшизы следует действовать в соответствии с концепцией сети, которая ее проверяет на постоянной основе;
-
● Комиссионные: все льготы по франшизе должны быть оплачены в виде комиссий за франшизу;
-
● Отсутствие возможности формирования собственного бренда: хотя предприниматель действует от своего имени и за свой счет, он строит бренд сети;
-
● Риск не продления договора: следует знать, что договор франчайзинга заключается на определенный срок, что связано с риском того, что франчайзер не захочет его продлевать.
Как и любая бизнес-модель, франшиза имеет как плюсы, так и минусы. Прежде чем принять решение о ведении бизнеса на основе сотрудничества с сетью, следует тщательно проанализировать свои возможности, а также потенциальные риски. Также стоит тщательно выбирать отрасль и направление деятельности, в котором имеет смысл работать, потому что в настоящее время франчайзи можно найти практически на каждом рынке.
Сейчас многие компании рынка светопрозрачных конструкций, а также сопредельных отраслей, будут стремиться расширить каналы сбыта за счет франчайзинга и открытия точек продажи решений своего бренда. Стоит воспользоваться их опытом и возможностью распространять проверенную, качественную продукцию. Это заманчивая перспектива для всех, кто хочет попробовать свои силы в новом для себя бизнесе или направлении и при этом минимизировать риск дорогостоящего провала. Бизнес на основе франшизы, как правило, не требует вложения больших сумм капитала и крупных или, по крайней мере, обременительных для компании инвестиций. А потенциальную прибыль, которую можно получить от ведения данного вида деятельности, можно рассчитать практически в самом ее начале.
Рекомендуем прочесть: «Framer – это целая экосистема для оконного дилера». Интервью tybet.ru с руководителем проекта Верой Ивашкевич
Подготовлено редакцией tybet.ru.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru