«Мы уже обогнали Европу». Интервью c начальником отдела маркетинга AGC Вильданом Сафаргалиевым
Фото: AGC. Вильдан Сафаргалиев, начальник отдела маркетинга компании AGC
Как мы уже писали, большой неожиданностью MosBuild 2023 для многих стало участие почти всех крупнейших стекольных компаний, работающих на архитектурно-строительном рынке в стране. В ситуации, когда листовое стекло – стратегический строительный материал, а санкции по своей затее, затрагивают отрасль прямым образом (и вызывают нервозность), производители стекла смогли объяснить реальное положение дел на рынке сегодня и в перспективе.
Какие продукты не «уйдут» из отрасли, и как будет работать в России производитель архитектурно-строительного стекла AGC, в интервью tybet.ru рассказал начальник отдела маркетинга компании Вильдан Сафаргалиев.
Вильдан, насколько стабильна ситуация на рынке стекла и стеклопакетов в 2023 году? Есть ли проблемы с технологиями для сложных продуктов с покрытиями в России?
– Я думаю, что нет. Конечно, прошлый год был очень сложный в плане разрушения логистических цепочек и налаживания новых. На данный момент загрузка магнетрона на производстве в Клину превышает плановые годовые капаситеты. Сейчас мы стараемся оптимизировать производственные процессы, чтобы удовлетворить спрос.
С точки зрения технологий нет проблем, потому что мы работаем не только с нашими партнёрами-переработчиками, а со всей цепочкой, начиная от девелопера, архитектора, фасадчика и уже далее с нашим прямым потребителем – переработчиками стекла. Поэтому при выводе новых продуктов мы в первую очередь опираемся на то, что нужно конечному потребителю. Что они хотят видеть на своих объектах, какие преимущества они хотят заключить в свой объект, используя стекло. Поэтому мы идём от рынка. На сегодняшний день проблем с технологиями и продуктами, которые нужны рынку, я не вижу.
Если оценивать в целом индустрию, она развивается очень активно. Во многом мы уже обогнали Европу с точки зрения предоставляемого ассортимента продуктов. Здесь на выставке некоторые компании уже представляют гигантские стеклопакеты. На наш взгляд, это немного преждевременно. Сегодня такие решения еще не очень востребованы, да и объектов, на которых они могли бы применяться не так много. Кроме того, немногие переработчики могут изготавливать такое остекление.
Фото: tybet.ru. Стенд компании AGC на выставке MosBuild 2023
Расскажите побольше про ассортимент и про спрос на рынке сегодня. Что нового в AGC?
– В плане продуктовых решений, как мы, так и наши конкуренты активно выводим новые продукты, которые запрашивает рынок. Принципиально мы стеклопакетный рынок разделяем на два направления: фасадное и оконное, которое, в свою очередь, подразделяется на сегменты частной и многоквартирной застройки. С точки зрения оконного рынка, там сильно проще спрос на продукты. Стеклопакеты с использованием базового чистого стекла понемногу уходят, а доля низкоэмиссионных стёкол растёт.
Несколько лет назад мы вывели на рынок мультифункциональное стекло Energy Light. В основе лежала идея сделать так, чтобы потребитель понимал и видел, что он покупает. Данное стекло имеет лёгкую зеркальность, и потребитель сразу видит, что покупает оконную конструкцию со специальным покрытием и дополнительными особенными характеристиками. Но рынок не стоит на месте, не каждый конечный потребитель хочет зеркальное стекло или зелёный оттенок, поэтому на смену ему пришло стекло Energy Air. На сегодняшний день это наш основной оконный продукт, который имеет минимальную рефлективность, наибольшую нейтральность и более нейтральный голубовато-серый оттенок.
С точки зрения запросов оконного рынка всё довольно просто. Это опять же сырые стёкла, они не требуют закалки, в лучшем случае это мультифункциональное стекло, либо многослойные стёкла – в нашем случае это Stratobel и Stratophone. Здесь каких-то особых ноу-хау нет в оконном применении.
С середины 2022 года и до сих пор мы видим повышенный спрос конечного заказчика окон в сегменте ИЖС в отличие от многоквартирной застройки. Здесь в основном используются энергосберегающие, многофункциональные и ламинированные безопасные стёкла.
Второй же рынок, наиболее интересный с точки зрения продукта и технологий – это рынок фасадного остекления. На сегодняшний день наш магнетрон полностью загружен именно сложными продуктами для архитектурного рынка. Несколько лет назад мы представили продукт Crystalvision, что позволило нам практически в два раза расширить ассортимент архитектурных решений. Основное преимущество Crystalvision – это даже не светопропускание, а особый внешний вид, именно то, что нужно было архитекторам и девелоперам. Все хотели уйти от зелёного оттенка, всем нужна была нейтральность – Crystalvision позволил нам это сделать.
Мы не стоим на месте и уже смотрим, что будет в 2024-2025 году. Мы планируем обновление нашей линейки продуктов со специальными покрытиями, будем делать фокус на селективности, то есть увеличивать светопропускание и снижать солярный фактор. Почему это важно? Это позволяет снизить выбросы СО2, улучшить комфорт внутри помещений, уменьшить затраты на отопление и кондиционирование.
Фото: tybet.ru. Стенд компании AGC на выставке MosBuild 2023
Какими именно архитектурными продуктами больше всего сейчас заполнен ваш магнетрон?
– Продуктами среднего сегмента. Например, производством продукта базовой линейки – мультифункционального закаливаемого стекла Top N+T. Для архитектурного сегмента это Stopray, Energy NT, Energy Light и Energy Ice. Стекло Energy Ice – продукт линейки Energy – не имеет выраженной зеркальности и более нейтральный. Все сегменты сейчас довольно активные, но конечно, флагман в плане объёмов – это линейка Energy на основе Crystalvision.
Есть ли у AGC проблемы с оборудованием, комплектующими, техобслуживанием печи и др.? Как вы решаете эти вопросы?
– Мы уже решили эти вопросы в 2022 году. Конечно, у нас было достаточное количество комплектующих для того, чтобы поддержать производство без перерыва. И за это время – лето-осень 2022 года – все эти вопросы мы решили. По всем мишеням – это основные расходные материалы для магнетрона – мы нашли новые цепочки поставок и сейчас больше ориентируемся на азиатских поставщиков.
AGC планирует дальше инвестировать в российское производство?
– Да, планируем. Действительно нужно расширение производственных возможностей, но это скорее вопрос 2024-2025 года. Сейчас мы прорабатываем инвестиционные проекты по новому магнетрону: какие это будут продукты, в какие года и в каком порядке мы будем их выводить. Такая же ситуация с флоатом. Сегодня мы прорабатываем, что нам нужно сделать в первой фазе, какие должны быть требования к оборудованию, какие продукты мы хотим на нём производить.
В настоящее время мы не производим в России стекло толщиной 12 мм. Ранее мы поставляли его из Европы с других производственных площадок компании, в ближайшем будущем хотим начать производство в России. Над изготовлением большеформатных стёкол также думаем. Сегодня, как я уже говорил, мы не видим необходимости производить 12-метровые стёкла без магнетронного покрытия, но в будущем габаритные стеклопакеты из стекла со специальным магнетронным покрытием могут стать востребованными.
В стратегических планах компании – отказаться от производства стекол со специальными покрытиями на основе обычного флоат-стекла. То есть, весь ассортимент технически сложных продуктов мы планируем перевести на базу просветленного стекла Crystalvision.
Фото: tybet.ru. Стенд компании AGC на выставке MosBuild 2023
Какие планы у AGC на 2023 год?
– Задача по 2023 году – восстановить цепочки по всем остальным нашим направлениям. Как вы знаете, мы работаем на рынке фасадного, оконного и декоративного стекла. И сейчас ещё остались вопросы по декоративным каналам. Мы восстановили полностью производство зеркального полотна, сейчас занимаемся восстановлением линейки Lacobel – нашего лакированного стекла.
В целом эта ситуация с пересмотром логистических цепочек сыграла нам на руку, потому что мы видим, что часть продуктов, которые в принципе невозможно было произвести раньше, которые мы возили из Европы, сегодня мы знаем, как это локализовать в России. Те же самые матированные стёкла Matelac мы раньше не могли производить здесь в России, сегодня мы знаем, как это сделать. И первая часть 2023 года посвящена локализации нашей классической палитры цветов, а вторая – производству новых продуктов, которые раньше мы не могли здесь выпускать. Последние 5 лет мы разрабатывали варианты локального производства основного ассортимента. Сегодня у нас есть такая возможность благодаря российским поставщикам.