Российский полимерный рынок. Точки тревожности
Фото: Alamy. На производстве ПВХ
Мы живем в эпоху глобальных геополитических перемен. Меняется мировой экономический ландшафт, оказывая влияние на химическую промышленность, в том числе производство пластмасс. Российский рынок полимеров по отношению к рынкам полимеров других стран (Китая, США и Еврозоны) составляет очень маленький процент и не обладает такой силой влияния на процессы вокруг.
Состояние российского рынка полимеров можно назвать нестабильным. Почему? Своим видением делится Георгий Солдатов, генеральный директор компании «Адитим» на портале RUPEC.
Остановимся на основных точках тревожности российского полимерного рынка.
Последствия санкций. С уходом иностранных брендов налаженные связи прекратили свое существование. В большинстве случаев российские аналоги импортной продукции либо отсутствуют, либо низкого качества. А высококачественная отечественная продукция зачастую оказывается дороже импортной. Даже после введения санкций отечественные производители делают выбор в пользу приобретения зарубежного оборудования и комплектующих. Например, если говорить об автопроме, то появившиеся на российском рынке китайские производители почти не используют российские полимеры.
Импортозамещение. В вопросе импортозамещения приходится сталкиваться с рядом проблем. Замена определенных компонентов в ряде рецептур несет за собой изменение качественных характеристик, а это приводит к необходимости проведения дополнительных испытаний и т.д.
Финансовые аспекты. В одном из моих недавних докладов я уже касался темы проблематики в финансовой сфере. И она остается актуальной. Здесь можно выделить несколько основных точек тревожности:
– значительное повышение ставки ЦБ до 16%;
– ограничение валютных кредитов;
– рост комиссии за обслуживание/переводы;
– снижение лимитов кредитования/приостановка финансирования;
– проблемы с трансграничными переводами;
– риски, связанные с курсом национальной валюты.
Еще одна точка тревожности – проблемы в строительном секторе. Несмотря на рост объема строительного рынка в 2023 году, в 2024 году ситуация уже меняется.
Во-первых, сложности добавляет перспектива отмены льготной ипотеки.
Во-вторых, крупнейшие банки самостоятельно отменяют выдачу льготной ипотеки (прекращение IT-ипотеки в связи с исчерпанием выделенных лимитов). Утверждается, что это временно, т.к. ожидается дополнительное финансирование по программе. Но стоит отметить эту ситуацию как тревожный фактор.
В-третьих, это споры банков с застройщиками. В связи со снижением размера государственных субсидий крупнейшие банки сначала ввели комиссии для девелоперов, а после запросов ФАС все же их отменили или снизили. Но атмосфера неопределенности негативно сказывается на состоянии строительного рынка.
И, в-четвертых, это высокая стоимость денег, которая влияет на стоимость строительных материалов и оборудования, в том числе поставляемых по параллельному импорту (что связано также с осложненной логистикой).
Не лучшая ситуация и в логистике. Из-за нападений на транспортные суда в Красном море транспортные компании выбирают пути в обход Африки, в связи с этим морские линии несут убытки и повышают свои ставки на Европу, Санкт-Петербург, Новороссийск и т.д. Сроки поставок, соответственно, увеличиваются. Еще одной проблемой является появление множества китайских морских линий, которые демпингуют цены, но часто банкротятся (арендуют судна, не имея возможности оплатить фрахт). Импортеру приходится решать проблему выгрузки самому. Сейчас эта тенденция идет только в рост. По ж/д поставкам ожидание поезда составляет от 5 до 14 дней. На терминалах не хватает ж/д платформ для вывоза в регионы РФ. Плюс может надолго задерживаться погрузка.
Проблема персонала также является тревожным фактором. Дефицит кадров приобретает все больший масштаб. Сокращение рабочей силы на рынке труда связано с такими обстоятельствами, как занятость в оборонных заказах, отток мужского населения, отъезд из страны мигрантов.
В вышеперечисленный список следует также добавить инициативы по запрету использования полимеров в том или ином сегменте экономики (например, "Список 23", реализация которого планируется с 1 сентября 2024 года).
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Западные санкции, с одной стороны, внесли коррективы в налаженную экономическую систему, но, с другой стороны, привели к формированию альтернативной сферы влияния, в которой начинают использоваться собственные валюты, платежные системы, торговые маршруты и так далее.
Поэтому необходимо:
– осознанно подходить к стратегии импортозамещения – перемещение промышленных инвестиций дает возможность стимулировать производство товаров местного производства, сократить импорт и помочь отечественным компаниям освоить новые технологии;
– перенаправлять логистические потоки через другие альтернативные маршруты, самостоятельно контролировать морские линии и т.д.;
– наладить качественную совместную работу государства и бизнеса, сформировать более гибкую незабюрократизированную систему и обеспечить синхронизацию всех мер поддержки.
Быстро реагируя на брошенные вызовы, мы учимся находить возможности в сложившихся обстоятельствах и видеть новые перспективы для развития отрасли.