Чем живет оконный рынок в середине 2024 года?


Чем живет оконный рынок в середине 2024 года?

Фото: dreamstime.com. Оконное производство

Как можно оценить ситуацию на рынке (в отрасли) светопрозрачных конструкций в настоящее время? По количеству и сложности существующих проблем, сделать это будет проще всего. Рассказывает эксперт «РСО Сервис».

Давайте поразмышляем о том, что сегодня беспокоит участников оконного рынка, решение каких проблем стоит на «повестке дня» наиболее остро. Чтобы не запутаться в рассуждениях, разделим участников рынка на отдельные группы и рассмотрим каждую группу отдельно.

Поставщики ПВХ систем и комплектующих

Можно ли ситуацию в этой группе участников рынка оценить как стабильную? Если провести черту ровно посередине года, то можно сказать, что поставщики ПВХ систем, фурнитуры и стекла, как основных составляющих «готового окна» чувствуют себя относительно спокойно. Почему относительно, станет ясно из последующих рассуждений.

Спрос в начале 2024 года не «проваливался», существенных «катаклизмов» на финансовом рынке не происходит, количество обработчиков резко не падает. Все это дает основания для более-менее обоснованного прогнозирования и даже развития производства.

Нельзя сказать, что проблем нет совсем, кадровый дефицит и логистические проблемы не дают работать спокойно, но по сравнению с другими участниками оконного рынка, они пока радикально не влияют на основную деятельность.

Я уже слышу возражения, что найти персонал на экструзионное производство или линию сборки фурнитуры сегодня так же сложно, как и в других отраслях. Но, нельзя отрицать, что уровень автоматизации на этих участках гораздо выше, чем в среднем по рынку. К тому же, количество работников, необходимых для основных процессов, все-таки не так велико, как например на участках «непосредственного» производства и монтажа светопрозрачных конструкций.

События 2022 года и последовавшее за ними санкционное ралли сделали свое дело и рынок поставщиков основных систем разделился на тех, кто не «смог» и тех, кто «не смог» остаться. Новая реальность немного скорректировала положение каждого игрока и даже добавила «оставшимся» оптимизма:

● «Ушедшие» освободили некоторые доли рынка и снизили уровень конкуренции;

● Высвободились специалисты, которые ранее были заняты на таких производствах;

● Высвободились производственные мощности и запасы некоторых поставщиков комплектующих.

Все перечисленные последствия изменили рынок, сделали его более  соответствующим текущей ситуации. Нельзя сказать, что последствия были только положительные:

● Уход конкурентов с рынка, снижает тонус оставшихся участников, снижает их стремление к развитию;

● Ассортиментные линейки переработчиков сокращаются, остаются только самые «необходимые» системы и их составляющие;

● Появляются тенденции к упрощению и необоснованной экономии.

Все тенденции и последствия, перечисленные выше, конечно субъективны и не отражают реальную ситуацию на 100 процентов. Но, раз удалось их заметить, то какие-то основания под ними все-таки есть.

Нельзя отрицать, что существует возможность резкого изменения ситуации. Санкционное давление продолжается, нарастают проблемы с платежами и взаиморасчетами за импортную продукцию, кадровый голод начинает сказываться на сроках и себестоимости конечной продукции. Начинают «выпадать» некоторые позиции из ассортимента ведущих поставщиков, которые ранее спокойно закрывались поставками с европейских заводов.

Но, пока это «слабые сигналы», которые удается довольно быстро нивелировать, посмотрим, что будет далее.

Обработчики ПВХ систем (Производители окон)

В этом обзоре непосредственные производители окон выделены в отдельную категорию. Долгое время производители готовых окон (Производства) отвечали за всю цепочку от поставщика комплектующих до конечного клиента, но сейчас ситуация изменилась.

Активное развитие «дилерских» подразделений привело к тому, что «Производства» все меньше желают взаимодействовать с конечным потребителем и передают функцию монтажа на сторону дилеров. Хорошо это или плохо, мы уже несколько раз обсуждали, в данном обзоре мы этого делать не будем, просто рассмотрим проблемы «Производств» отдельно от других этапов.

Основная проблема производителей окон на сегодняшний день – кадры. На всех участках производства и доставки светопрозрачных конструкций наблюдается кадровый дефицит.

Почему проблема кадров встала «во главу угла»? Причин несколько. Помимо очевидных, связанных с международной обстановкой, есть и менее заметные, которые тоже негативно влияют на ситуацию.

Сезонность оконного бизнеса

Фактор, который ранее учитывался только в планировании продаж, сегодня значительно передвинулся вверх по значимости для основного производства. Во-первых, изменились циклы оконного рынка, во-вторых, значительно сократилась база для подбора кандидатов.

Сократилось количества участников рынка, за счет ухода мелких и даже средних обработчиков, которые ранее выполняли «невидимую» для рынка работу по привлечению и обучению кадров. Неполная загруженность мелких производств давала возможность рекрутировать некоторое количество специалистов в сезон более крупным производителям, определенные специалисты совмещали работу на несколько компаний. Все это сглаживало пики потребностей в персонале и обучении в активный сезон. Сейчас этого ресурса нет.

Потеря части компетенций

1. Навыки привлечения, обучения и адаптации производственного персонала крупными производителями частично утеряны. «Забронзовевшие» HR не готовы к пересмотру систем мотивации и их соответствие изменившимся запросам производственных работников. Сами крупные компании не готовы быстро меняться, они стали слишком неповоротливые.

2. Естественным следствием недостатка производственного персонала на всех уровнях стало снижение качества продукции и увеличение сроков производства и доставки готовых изделий.

3. Снижение качества продукции в условиях ослабления конкуренции пока не так заметно. Воспитывать потребителя теперь некому, а значит и потребовать он не знает как. Пока еще действует «дилерский контроль», так как среди дилеров остались специалисты, которые понимают, как должно быть сделано окно и умеют читать ГОСТы, но это ненадолго.

Нежелание производителей окон частично взять на себя ответственность за состояние и «здоровье» оконного рынка может иметь далеко идущие последствия. Желание только «пилить и сваривать» ПВХ профили на автоматическом оборудовании понятно, но «хорошее окно у потребителя» это совсем про другое.

Дилеры. Монтажники ПВХ систем

Выделение дилеров в отдельную значимую категорию участников оконного рынка вызывает у специалистов целый ряд вопросов. Дилер в сегодняшнем понимании, это посредник, взявший на себя функцию монтажа и послемонтажного обслуживания светопрозрачных конструкций. Так ли важна его роль?

Роль важна, так как монтаж, выполняемый дилером, очень значимая часть процесса замены окна. От качества монтажа во многом зависит его удобство, работоспособность и срок службы. Необходимо отметить, что роль дилеров растет от года к году. Так чего не хватает сегодняшним дилерам? Какие у них проблемы?

Кадровые проблемы дилеров окон

К сожалению, кадровые проблемы касаются дилеров ничуть не меньше, чем других участников оконного рынка. И основная проблема здесь в том, что дилерам нужны квалифицированные, хорошо обученные и имеющие практический опыт кадры. В деятельности дилера практически нет автоматизации и от уровня компетенций сотрудников зависит его выживание.

Какие функции выполняет дилер:

● Поиск клиентов (Продажа окон);

● Замер окон;

● Расчет стоимости конструкций;

● Заказ окон у производителя окон;

● Контроль качества изготовления окон;

● Монтаж;

● Послемонтажное обслуживание светопрозрачных конструкций.

Представленный список явно показывает, что автоматизировать можно только расчет стоимости светопрозрачных конструкций, все остальное на знаниях, интуиции и практических навыках дилера и его сотрудников.

Нужно понимать, что все функции дилер должен выполнять не хуже, а порой даже лучше (профессиональнее), чем производитель окон, а вся ответственность сосредоточена у него.

Каков должен быть уровень подготовки у специалиста дилера, который в состоянии:

1. Продать окно клиенту на «супер-конкурентном» рынке;

2. Рассчитать стоимость в специализированной программе;

3. Сформировать техническое задания для производства;

4. Проверить качество изготовления в соответствии с ГОСТом;

5. Смонтировать конструкции в проем в соответствии с ГОСТом;

6. Выполнить послепродажное обслуживание СПК.

И все эти проблемы умножаются, если дилер вынужден взаимодействовать с несколькими производителями. Ведь у каждого производителя своя линейка ПВХ профилей, фурнитуры, стеклопакетов и аксессуаров.

Где брать специалистов оконного рынка такого уровня? Ответ – нигде. Дилер большую часть функций выполняет сам: сам учит, часто сам делает.

Следствием невозможности пополнять кадровый резерв, является падение уровня обслуживания клиентов дилерами. Пока всё держится на совести и знаниях ранее подготовленного поколения монтажников, замерщиков и специалистов производств, которые и составляют сегодняшний костяк «дилерского движения».

Освобождающееся пространство заполняется дилерами «только по названию», специалистами без подготовки и знаний, которые еще более портят общую картину. Влиять на ситуацию дилеры не могут, у них нет рычагов. Влиять могут только производители окон, но они пока не осознают свою роль.

Выводы

Краткий анализ ситуации на оконном рынке в середине 2024 года, дает основание для некоторых умозаключений:

1. Одной из центральных проблем рынка светопрозрачных конструкций является дефицит квалифицированных кадров;

2. Существующая система привлечения, обучения и адаптации кадров для оконной отрасли находится в плачевном состоянии (отсутствует или не эффективна);

Представленные выводы не формируют позитивного настроя и кажутся немного приземленными. Но если хорошо подумать, все события на оконном рынке формируются его участниками. А участники, это люди, кадры, персонал, а если рассматривать происходящие события через «кадровую призму», будущее окрашивается не в радужные тона.

Жизненно необходимо предпринимать усилия для оздоровления отрасли светопрозрачных конструкций. Восстанавливать (создавать заново) систему обучения и адаптации кадров для оконного рынка. В противном случае мы просто перестанем понимать друг — друга. Это уже происходит, просто пока не так заметно.