Тенденции в остеклении учебных заведений России в XXI веке
Фото: СДМ-ХИМИЯ. Тенденции в остеклении учебных заведений в XXI
веке
Дети проводят больше времени в стенах своей школы, чем где-либо еще за пределами собственного дома, поэтому создание благоприятной и безопасной учебной среды является приоритетным в процессе строительства и остекления. В преддверии нового учебного года tybet.ru поинтересовался у экспертов оконной индустрии, как изменились тенденции и подходы к остеклению учебных заведений в России в XXI веке?
Своим мнением делятся представители компаний VEKA Rus, «РЕХАУ», PROPLEX, SIEGENIA, «МАКО ФУРНИТУРА», ECOOKNA GROUP, «СДМ-ХИМИЯ», «ДИЗАЙН-АЛЮМ» и архитектурного бюро «СВЕТОПРОЗРАЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ».
Эволюция в остеклении учебных заведений: от бессистемной замены до яркой части архитектурной концепции
С начала 21 века подходы к остеклению учебных заведений в России претерпели значительные изменения. В прошлом остекление чаще всего рассматривалось как второстепенный элемент архитектуры, но сегодня его роль значительно возросла. Это связано с новыми требованиями к безопасности, энергоэффективности и комфорту учащихся.
«Если за точку отсчёта брать появление энергоэффективных окон из современных материалов (то есть вторая половина – конец 90-х) то, первым этапом была массовая непроектная замена. Старые конструкции (даже если они были формально новыми) обеспечивали только светопропускание, о качественной тепло- и шумоизоляции речи не было. Установка новых окон (и в основном это были окна из пластика) происходила хаотично, бессистемно и ничем не отличалась от переостекления какого-нибудь бизнес-центра. По мере накопления опыта и технологического развития отрасли общее качество остекления в образовательных учреждениях выросло, но до недавнего времени никаких специальных стандартов для остекления школ не было. Отдельный стандарт, посвященный окнам в образовательных учреждениях, был введён в действие 1 июля 2024 года», – констатирует Сергей Ельников, руководитель направления PR и коммуникаций компании VEKA Rus.
Фото 2: PROPLEX. Видение нейросети школ прошлого и школ настоящего
«В 21 веке подходы к остеклению учебных заведений в России претерпели значительные изменения. Это связано с усилением требований к безопасности и функциональности оконных систем в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть своего времени. Особое внимание уделяется качеству материалов, уровню пропускания света и регулировке микроклимата в учебных помещениях, поскольку это напрямую влияет на здоровье и продуктивность учащихся. Современные окна должны иметь надёжную и безопасную фурнитуру, обеспечивать максимальное естественное освещение, улучшать энергоэффективность здания и быть устойчивыми к внешним воздействиям, включая механические повреждения», – рассказал Антон Бездняков, руководитель регионального развития PROPLEX.
Экспериментально доказано, что существует несколько ключевых аспектов проектирования, влияющих положительно на усвоение знаний и самочувствие детей: дневной свет; качество воздуха, температура, акустическая среда, чувство безопасности и общий дизайн класса. На все эти аспекты непосредственное влияние оказывают светопрозрачные конструкции.
«Здание современной школы – это технологичное, инновационное пространство, где экстерьеру уделяется так же много внимания, как и интерьеру. Тенденция идет к объединению пространств и открытым и полузакрытым зонам, где всегда должно быть достаточно света и воздуха. Типовые оконные решения и сейчас массово применяются в России, но все больше появляется проектов с уникальными архитектурными формами. Неизменно одно – окно это не только функциональная деталь здания, но и яркая часть всей архитектурной концепции образовательного учреждения», – утверждает Вадим Соколов, руководитель объектного направления SIEGENIA.
Рекомендуем прочесть: Какие окна нужны российским школам 21 века
Больше света, тепла и цвета
Школьное пространство действительно влияет на процесс обучения. Это результат не только повседневных наблюдений, но и научных исследований, проводимых по всему миру. Здесь всё имеет значение: архитектура, окружение, расположение классных комнат, ориентация окон по сторонам света, расстановка парт, освещение, акустика, вентиляция, мебель и оборудование, цвета стен. Сегодня в приоритете максимальное использование дневного света, поэтому растут размеры остекления и его становится всё больше, включая окна в коридорах, боковые фонари, мансардные окна; стеклянные входные группы и стены.
Фото: ECOOKNA GROUP. Объект остекления МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 6, СК «МИС»
«Светопрозрачные конструкции всегда были неотъемлемой частью социальных объектов, особенно важны характеристики конструкций в таких местах как школы. Мы имеем в своем портфолио несколько кейсов, которые позволяют выделить общие тенденции в остеклении школ. Светопропускная способность, экологичность и безопасность – аспекты, которые непосредственно влияют на комфорт нахождения детей в классах. Как и везде, сейчас наблюдается тенденция к увеличению площади остекления и в светопрозрачных конструкциях в школах увеличивается площадь остекления. Световые проемы оставляют все большую площадь остекления и позволяют наполнять пространства учебных заведений естественным светом в течение всего дня», – подчеркнула Наталья Путинцева, член Совета директоров ECOOKNA GROUP.
Также многие эксперты, наравне со светопропусканием, отмечают растущую роль эстетики, что способствует популяризации цветных окон в школьном дизайне.
«В последние годы мы наблюдаем большой запрос на широкоформатное остекление, от пола до потолка. Это могут быть коридоры, фасады зданий, лестничные пролеты. Окна в помещениях, где проводятся занятия, также заметно увеличились в размерах, виден четкий тренд на увеличение естественной освещенности. На первый план также выходит внешняя привлекательность зданий: во внешней отделке зданий и ламинации окон проектировщики используют много цвета», – поделился Руслан Тюменев, руководитель проектов компании «РЕХАУ», портфолио которой за прошлый год пополнилось 66 остекленными объектами государственной образовательной инфраструктуры от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока.
«Большое внимание уделяется использованию современных стеклопакетов, которые не только улучшают теплоизоляцию зданий, но и повышают уровень естественного освещения в помещениях. Это, в свою очередь, способствует созданию более благоприятной учебной среды. Важно отметить, что эстетика также становится всё более значимой: архитекторы стремятся интегрировать остекление в общую концепцию дизайна здания, делая его более привлекательным и функциональным. Кроме того, современные решения в остеклении обеспечивают высокую светопропускную способность, что способствует естественному освещению помещений и, как следствие, улучшению учебного процесса», – делится своими наблюдениями генеральный директор компании ООО «ДИЗАЙН-АЛЮМ» Андрей Гущин.
Фото: «СДМ-ХИМИЯ». Современная школа
На остекление учебных заведений, как элемент комфортной среды обитания, возлагается всё больше функций, с учётом последних тенденций в архитектуре и строительстве.
«С точки зрения экологии и климата предпочтение отдаётся стеклопакетам с низким коэффициентом теплопередачи, что позволяет существенно снизить затраты на отопление и кондиционирование воздуха, одновременно уменьшая углеродный след здания. Также востребованы решения с улучшенной звукоизоляцией, что особенно актуально для учебных заведений, расположенных вблизи оживлённых улиц. Важным аспектом остаётся и функциональность: современные остекленные конструкции должны обеспечивать лёгкость эксплуатации и минимальные расходы на обслуживание. С финансовой точки зрения приоритетом остаются энергоэффективные решения, которые хоть и требуют значительных начальных инвестиций, окупаются в течение нескольких лет за счёт экономии на энергоресурсах», – отмечает Виктор Ларин, технолог архитектурного бюро «СВЕТОПРОЗРАЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ».
Рекомендуем прочесть: Лучшие комплектующие для школьных окон по версии ключевых системодателей России. Часть 1
Обеспечение безопасности учащихся – стандарт для производителей остекления
Долгое время никаких специальных нормативов, которые бы относились к комплектующим, конструкциям или определяли бы параметры монтажа светопрозрачных конструкций для образовательных учреждений, в том числе школ, не существовало. Исключение составляли детские замки. Но совсем недавно, 1 июля 2024 года, был введён в действие ГОСТ Р 71297-2024 «БЛОКИ ОКОННЫЕ И ДВЕРНЫЕ. Требования к обеспечению безопасности при эксплуатации в зданиях дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций». Разработчиками «школьного ГОСТа» стала компания VEKA Rus в сотрудничестве с компанией «ГУ Центр», Российской Национальной Ассоциацией Дверной Индустрии (НАДИ), Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ).
Фото: ECOOKNA GROUP. Остекление гимназии № 11 СК «МИС»
«Это новый национальный стандарт, устанавливающий дополнительные требования, относящиеся к оконным и дверным конструкциям в зависимости от функционального назначения помещений, в целях уменьшения рисков возникновения опасных ситуаций, связанных с безопасностью обучающихся в процессе эксплуатации зданий. За казёнными формулировками документа скрыт тренд российского технического регулирования, который всё отчётливее проявляет себя в последние годы – тренд на обеспечение безопасности», – отмечает Сергей Ельников из VEKA Rus.
«Безопасное окно является одним из ключевых компонентов, обеспечивающих защищенность учащихся в образовательных учреждениях. Регулирующие органы придают большое значение этому вопросу. В последних версиях ГОСТов появились новые термины: «детский замок безопасности», «взломоустойчивость», «класс устойчивости к взлому». Ранее для обеспечения безопасности на окна устанавливали металлические решетки. Однако в современных образовательных учреждениях предпочитают использовать ударопрочные оконные конструкции с противовзломной фурнитурой класса ПВ2 (RC2). Этот класс присваивается только после прохождения механизмами специальных испытаний и регламентируется ГОСТом», – подчеркнул Александр Труфанов, директор по сбыту ООО «МАКО ФУРНИТУРА».
Повышенные требования сегодня предъявляются не только к фурнитуре, но и стеклянному заполнению, что подтверждают компании, реализующие такие проекты на практике.
«Современные технологии в остеклении учебных заведений обеспечивают высокий уровень безопасности, что особенно важно в условиях повышенных требований к антитеррористической защищённости. Использование противоударных и огнестойких стёкол, а также систем антивандальной защиты становится стандартом», – констатирует Виктор Ларин из архитектурного бюро «СВЕТОПРОЗРАЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ».
«В зависимости от запроса, мы, как производители изделий и работ, поставляем конструкции, которые соответствуют требованиям безопасности детей. Сюда включается и используемая фурнитура, которая не позволяет получить свободный, неконтролируемый доступ к открытию окна для детей. Учитываем требования по безопасности остекления. В частности, в школах мы используем только неосыпаемое стекло. Выбор фурнитуры производим с учетом планов эвакуации и аварийных выходов и с учетом эксплуатационных нагрузок в зависимости от типа здания. Немаловажный аспект – и общие пространства, используемые детьми и их родителями во время посещения школ. Наша компания также занимается наполнением этих пространств безопасными СПК, которые также имеют собственный класс противопожарной защиты и соответствуют принятым ГОСТам», – пояснила Наталья Путинцева из ECOOKNA GROUP.
Рекомендуем прочесть: Лучшие комплектующие для школьных окон по версии ключевых системодателей России. Часть 2
Какие технологии и решения для остекления современных учебных заведений есть на отечественном рынке – читайте в продолжении статьи.
Подготовлено редакцией tybet.ru.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru