С чем оконный рынок стартовал в 2025 год? Точка зрения экспертов «РСО-Сервис»


С чем оконный рынок стартовал в 2025 год? Точка зрения экспертов «РСО-Сервис»

Изображение: gettyimages.com. С чем оконный рынок стартовал в 2025 год

Что представляет собой оконный рынок на старте 2025 года? Как можно его охарактеризовать, как измерить перспективы развития или стагнации? Чтобы более объективно ответить на эти вопросы, компания «РСО-Сервис» попросила своих партнёров поделиться впечатлениями о важных изменениях, произошедших в отрасли в 2024 году, которые скажутся на работе рынка в будущем.

Общее состояние оконного рынка в 2024 году

По мнению опрошенных экспертов, на сегодняшний день, основной объем (примерно 85-90%) продукции производится 5-6 ведущими компаниями, назовем их «крупными игроками», имеющими собственные производства. Мелкие и средние компании не в состоянии оказать значимое влияние на формирование цен на конечную продукцию и дополнительные услуги.

«Крупные игроки» определяют уровень цен, сроки производства и стандарты качества продукции. Участники рынка, занятые продажами конечной продукции, вынуждены встраиваться в сетку ограничений, сформированную крупными игроками, не имея возможности разместить заказы, полученные от клиентов на альтернативных производствах.

«Крупные игроки» снизили стандарты качества выпускаемой продукции, так как издержки на поддержание системы контроля качества ложатся «жирным плюсом» в себестоимость производимой продукции. Стандарты по сервисному и гарантийному обслуживанию также снижены, предпринимаются попытки переложить сервисное обслуживание на дилеров.

Самый печальный итог прошлого года – изменение (снижение) стандартов по срокам производства и доставки готовой продукции. Этот показатель «держался» неизменным с момента формирования оконного рынка. Для «белых-стандартных» окон он всегда был 7 дней. В сезоне 2024 – этот стандарт был сломан. Не помогло даже повышение цен на доставку, почти в 2 раза, сроки все равно держались на уровне 2-3 недель практически весь сезон.

Мы попросили экспертов в нескольких фразах охарактеризовать состояние оконного рынка Московского региона с обозначением ролей его участников. Обобщённо, вот что получилось:

  • ● «Крупные игроки» отказались от регулирования рынка и прямой конкуренции через «брендовые» продажи. Год за годом продажи через собственную сеть продаж снижаются;

  • ● Сделана ставка на передачу первичных продаж сети неавторизованных участников (дилеров), путем снятия входных ограничений на сотрудничество. Стать дилером может любой, без какой-либо проверки или аттестации;

  • ● Сделана ставка на максимальное снижение себестоимости производимой продукции, за счет снижения уровня контроля за качеством выпускаемой продукции и частичного отказа от сервисной поддержки.

Похоже, «крупные игроки», не хотят более «пылесосить» рынок за свой счет и хотят передать эту затратную и нервную функцию «дилерам». В расчете на то, что любой найденный заказ все равно попадет к производителю, у которого есть оборудование.

Так как рынок окон превратился в «рынок лимонов», оценить качество продукта клиент не может, у него нет компетенций. Отследить стандарт изготовления может только «дилер», который находится в сложной ситуации:

  • ● возврат продукции на переделку автоматически откладывает монтаж не несколько недель;

  • ● объяснять причину переноса сроков придется тоже «дилеру» так как теперь только он взаимодействует с Клиентом;

  • ● «придирчивая» приемка (по ГОСТу) теперь не выгодна дилеру, ему не хочется ссориться с производителем-поставщиком из-за мелочей. В результате «браком» считается только явное несоответствие спецификации, невозможность выполнения монтажа или конструкции, имеющие видимые дефекты.

Помимо снижения качества производимой продукции, «крупные игроки» всеми силами пытаются отстраниться от рекламаций, сервисного и гарантийного обслуживания, перекладывая ответственность на «дилеров».

Выводы:

1. «Крупные игроки» пытаются максимизировать собственную прибыль за счет отказа от затратных «отделов продаж», отделов контроля качества и сервисных подразделений, максимально передав функции взаимодействия с клиентом «дилерам».

2. Снижая «стандарты» по срокам доставки (увеличивая сроки) конструкций, «крупные игроки» создают себе более комфортные условия для производственных процессов, формирования складских запасов и финансового маневра.

3. Снижая стандарты входа на рынок для «дилеров», крупные игроки формируют неограниченную и нелояльную базу контрагентов, которая контролирует все больший объем рынка, осуществляя первичный контакт с клиентом.

Рекомендуем прочесть: Проблемы и перспективы оконных рынков Германии и России 2024. Отзыв российских отраслевиков

Последствия изменений на оконном рынке

Сегодня изменения, происходящие на оконном рынке, кажутся логичными. Все объясняется необходимостью выживания в сложных условиях. Но, так ли это, на самом деле?

Как оценивают производителя дилеры, имеющие знания и опыт работы на оконном рынке? Возможности, ассортимент и ограничения, а также недостатки каждого производителя они хорошо знают. Так как переход от одного производителя к другому никем и ничем не контролируется и не ограничивается, дилеры оценивают и сравнивают не преимущества, а недостатки производителей.

Критерием оценки производителя стали не преимущества, а недостатки. То есть тот, кто сможет доставить меньше проблем со сроками, качеством или сервисом, и будет победителем в рейтинге дилеров. Это – очень «грустный» результат.

При наличии расчетных программ и выравнивании условий сотрудничества дилер за несколько действий определяет, где выгоднее и с меньшими проблемами заказать конструкции. При наличии соцсетей скрыть проблемы на производстве не представляется возможным, любой сбой или нарушение условий сотрудничества моментально становится всеобщим достоянием. И удерживаются дилеры в зоне влияния крупных производителей только отсутствием альтернативы.

Сколько это продлится – никто точно не может сказать. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас:

  • ● отсутствие лояльности дилеров – плохой показатель, и он обязательно «сыграет» в будущем. Неконтролируемая передача первичных продаж дилерам плохо отразится на устойчивости крупных игроков в будущем;

  • ● снижение стандартов качества продукции и сроков производства обязательно отразится на имидже компаний и рынка в целом. Клиенты откажутся платить много за продукцию, произведенную по «сниженным стандартам»;

  • ● потеря уникальности компаний-производителей обязательно приведет к диктату поставщиков. Производителям нечего будет им противопоставить, все обработчики станут равны;

  • ● снижение порога входа на рынок негативно скажется на продажах, так как доверие к «необразованным» и нелояльным дилерам у клиентов падает;

  • ● отказ производителей от затратных функций (замер, монтаж и доставка) снизит порог входа на рынок для сторонних инвесторов, появятся «шустрые» конкуренты, которые могут откусить куски рынка, не прилагая особых усилий.

Человеку, не погруженному в проблемы оконного рынка, сделанные выводы могут показаться чересчур негативными. Это правда, но только отчасти. Существуют и другие побочные эффекты, которые не лежат на поверхности, но могут иметь существенное значение в перспективе.

Рекомендуем прочесть: Производитель окон — дилер: противоречия накапливаются

Проблема кадров в отрасли. Какой смысл идти работать в оконную компанию?

Проблему дефицита кадров обсуждают все участники оконного рынка на протяжении двух последних лет. Дефицит квалифицированных и неквалифицированных сотрудников называют главным тормозом развития оконной отрасли. Но, проблема нехватки персонала обсуждается не с целью её решения, ведь никто не анализирует причины и не предлагает путей решения. Производятся подсчеты: какого количества сотрудников не хватает в строительной или оконной отрасли. Потом эти цифры пересчитываются в проценты, делаются выводы о том, что произойдет, если дефицит не будет восполнен. Вопрос «подвешивается» в воздухе, непонятно для кого. Кто должен услышать эти воззвания? Никто не предлагает реальных путей решения.

Мы уже анализировали причины нехватки кадров в оконной отрасли, но давайте рассмотрим их еще раз. Нужно отметить, что оконная отрасль всегда испытывала нехватку кадров, но раньше в дефиците были высококвалифицированные сотрудники: замерщики и монтажники. При ощутимой сезонности этого рынка, варьировать количеством замерщиков и монтажников было очень сложно, этих сотрудников, в случае потери, было сложно найти, обучить и мотивировать.

Было найдено решение – передать функции замера и монтажа дилерам. И поначалу казалось, что идея удачная. Но, потом, внутри компаний стали накапливаться деструктивные тенденции. Оставшиеся квалифицированные сотрудники стали увольняться, а новые перспективные кадры привлечь в компанию стало нечем. А сегодня привлечь даже неквалифицированный персонал чрезвычайно сложно.

Идти работать в отдел продаж? Зачем? Преимуществ у производителя-работодателя перед другими участниками рынка нет никаких, дилеры активно «пылесосят» рынок на самом низком уровне. Компания себя не рекламирует, не формирует и не поддерживает собственный бренд, средства в маркетинг почти не вкладывает. Как зарабатывать? Проще стать «дилером».

Идти работать замерщиком? Зачем? Производители не хотят больше нести ответственность за замер. Проще получить размеры от дилера и изготовить по готовому ТЗ конструкции. В случае ошибки, дилер покроет убытки на переделку. Какой выход? Идти замерщиком к дилеру или самому становиться дилером.

Идти работать в службу монтажа? Зачем? Если есть минимальный опыт монтажа, гораздо проще стать «дилером». Или взять подряд на монтаж у любого дилера, который не справляется с объемом монтажа. При этом никаких обязательных требований нет. Почти никто не в состоянии проконтролировать качество монтажа, а порой нет даже формальных оснований для предъявления претензий.

Идти работать на производство? Зачем? На производстве конкуренция с «работниками из азиатских регионов» по уровню зарплат. «Никаких соц. пакетов» никто не предлагает, везде потогонная система. Зарплата рядового работника складского комплекса любого маркетплейса или курьера почти равна или даже выше, чем квалифицированного сборщика в цеху производства ПВХ-конструкций, а требований – неизмеримо меньше.

Идти работать в службу качества и сервиса? Зачем? Никому больше не нужно качество. Вкладывать средства в развитие или поддержание системы контроля качества никто не желает. Службы рекламаций если еще и существуют, то работают по принципу «отпихнуть рекламацию на дилера или отписаться по формальному признаку».

Вывод:

Персонал оконных компаний все больше размывается НЕ профессионалами. Людьми случайными и слабо мотивированными. В такой ситуации «омоложение» персонала затруднительно, а значит и развитие компании под большим вопросом. Получается, что образованному, подготовленному сотруднику идти работать в оконную компанию нет никакого смысла. «Внутри» компании все заточено на минимизацию затрат, а идти дилером и разбираться с последствиями деятельности тех, кто остался на производстве, то еще удовольствие.

Рекомендуем прочесть: Кандидаты и зарплаты. Как изменилась ситуация с кадрами на рынке окон в 2024 году

Почему сегодня никто не может сформировать конкурентное преимущество?

Сегодня все ведущие обработчики производят примерно одно и то же, с примерно одинаковым качеством. Небольшие отличия есть только в ассортименте. Если раньше производители «хвалились» оборудованием, технологиями, процессами, реализованными в преимущества (сроки изготовления, доставки, монтажа), то сейчас все нивелировалось.

Ранее дилер приходил на преимущества и «Имя» компании, если он соответствовал предъявляемым требованиям, он пользовался «Именем» компании и её преференциями. Сейчас все изменилось, у компаний практически не осталось отличительных черт, а значит, не откуда взяться и преимуществам. В этом случае нельзя считать преимуществом обработку той или иной системы профилей, или собственное производство стеклопакетов.

Кто будет определять лицо оконного рынка в будущем? Непонятные, необразованные, немотивированные, никому не лояльные «хапуги» или профессионалы, которых становится все меньше?

Что сегодня могут предложить производители?

  • ● стабильное Качество?

  • ● стабильные, разумные Сроки?

  • ● уникальные (свои) ПВХ-системы?

  • ● уникальную (свою) фурнитуру?

  • ● сервис?

  • ● техническую поддержку?

  • ● что у Вас есть для рынка?

Ни у кого нет ничего «уникального», по-настоящему Брендового. Мы задали экспертам вопрос: «Было ли замечено в сезоне 2024 года у кого-то из ведущих производителей внедрение новых бизнес-процессов или улучшение существующих?»

Ответ: «Нет. Некоторыми обработчиками в начале сезона были заявлены изменения, но намерения не были реализованы».

Похоже, никто уже не берется за решение стратегических задач. Топ-менеджмент, «прибитый» текучкой, существующей неразберихой и постоянной нехваткой линейного персонала, не знает, как подступиться к их решению. А, может быть, уже и компетенций не хватает.

«Если начать систематизировать хаос – на выходе получится систематизированный хаос».

Краткие итоги оконного сезона 2024

Оконный сезон 2024 завершен. Каковы его итоги? Некоторые спикеры считают необходимым заявлять об успехах, даже называют цифры превышения показателей предыдущих периодов. Есть ли успехи?

Если внимательно проанализировать, из чего состоит сегодня оборот, становится уже не так радостно? «Инфляционные» средства, привлеченные в компанию не штатными сотрудниками, а случайными людьми, для которых компания-производитель ничего не значит и ничем не отличается от других. А так как производители сами размыли все свои преимущества и стали похожими друг на друга, то сменить их не составляет никакого труда.

Выводы:

  • ● «Порядка» на оконном рынке не стало больше, все движется по инерции, реагируя только на сильные внешние воздействия, от которых рынок не может увернуться;

  • ● «Межсезонье» по-прежнему используется только для отдыха. Анализ внутренних процессов, если и производится, то не выражается в каких-либо позитивных изменениях в компаниях;

  • ● Оконный сезон 2024 года прошел ровно, без «взлетов» и «падений».

Рекомендуем прочесть: Что ожидают от 2025 года производители светопрозрачных конструкций России? Опрос tybet.ru