Российский оконно-фасадный рынок: программа консолидации на 2010–2012 гг. (1)
В планах развития на 2008 год и перспективу руководители компаний закладывали высокие темпы роста оконно-фасадного рынка, рассчитывая на сохранение сложившихся тенденций, решения принимались на основе масштабных планов жилищного и гражданского строительства, а также результатов многочисленных маркетинговых исследований [5,1. Использованные источники см. в конце статьи].
Однако в действительности ситуация на российском рынке развивалась по другому сценарию: кризис в строительной отрасли привел к сокращению объемов жилищного строительства во 2-й половине 2008 г. и в течение 2009 г.
В результате Минрегионразвития РФ пересмотрел итоговые показатели ввода жилья на 2009–2010 гг. и до 2012 года (таблица 1).
Таблица 1.
Годы |
Ввод жилья, млн м² | |||
Показатели Минрегионразвития РФ |
Данные Федеральной службы государственной статистики | |||
Общая площадь |
в т.ч. индивидуальное жилищное строительство |
доля индивидуального домостроения, % | ||
2008 |
61,0 (вместо 72,5) |
63,8 (765,6 тыс. квартир) |
27,2 (196,7 тыс. жилых домов) |
42,6 |
2009 |
52,0 |
59,8 (701,3 тыс. квартир) |
28,5 (207,0 тыс. жилых домов) |
47,7 |
2010 |
53,0 (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 133) 80,0 (Паспорт ФЦП «Жилище») |
– |
– |
– |
Выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году.
Ситуация усугубляется еще и тем, что кризис по времени совпал с очередной реформой строительной отрасли – переходом с 1 января 2010 г. к саморегулированию, текущая деятельность строительного сообщества была связана с организацией СРО и получением компаниями свидетельств о допуске к определенному виду (или видам) работ [11], а не с разработкой программы развития массового жилищного строительства.
Несмотря на то, что руководители и специалисты строительного комплекса по-разному оценивают причины, следствия и перспективы выхода отрасли из кризиса [6,7,8,9,10], в главном их мнения совпадают: экономический кризис – хороший момент для перемен, для принятия важных решений, обновлений и пересмотра ситуации.
Вместе с тем следует отметить очевидное нежелание объективно говорить о проблемах отрасли (подавляющая часть публикаций и аналитических материалов имеет заказной характер), в качестве откровений воспринимаются такие оценки, как например:
«Самое главное изменение на рынке риелторских услуг – переориентация на покупателя. Если ранее около половины сделок совершались в инвестиционных целях, то сегодня основной потребитель недвижимости и, соответственно, наших услуг – это физическое лицо, решающее свои жилищные проблемы: семьи, которые, переезжая, улучшают условия жизни. И это максимально приблизило весь рынок к пересмотру принципов работы, ведь, покупая и продавая квартиры десятками при перегреве рынка, риелторы отошли от клиентоориентированности, они фактически стали брокерами по продаже ценных бумаг. На мой взгляд, слава богу, что это произошло: наш рынок сейчас становится клиентоориентированным, таким, каким он и должен быть» [8].
«В России изменилась структура спроса, в частности выросла заинтересованность населения в жилье эконом-класса и малоэтажном жилье. Однако возведению небольших и дешевых зданий мешает ряд проблем и среди них – отсутствие законов об индивидуальной застройке, жилищных кооперативах, стройсберкассах» [11].
В связи с отсутствием программы развития массового жилищного строительства, базирующейся на государственно-частном партнерстве для наращивания объемов жилищного строительства и формирования цивилизованного рынка недвижимости с учетом обязательств государства перед отдельными социальными группами населения, в настоящее время чрезвычайно сложно прогнозировать развитие ситуации на строительном рынке.
Производство СПК, являясь «ведомой» отраслью, зависит от потребностей строительной отрасли, которые в ближайшей перспективе будут определяться эффективностью практических действий по преодолению кризиса.
В условиях кризиса производителям СПК в целях сохранения позиций на рынке рекомендуются достаточно очевидные решения:
- постоянный мониторинг рынка;
- оптимизация издержек производства;
- ориентация на частного заказчика (основного потребителя оконных конструкций на рынке в 2008–2009 гг.);
- производство облегченных так называемых «объектных решений».
Не отрицая важности указанных вопросов, предлагается рассмотреть ряд проблем, которые предстоит консолидировано решать оконному бизнес-сообществу, в их числе:
- актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии;
- продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности;
- противодействие недобросовестной конкуренции.
1. Актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии
Политика в отношении применения энергоэффективных СПК в строительстве в последние годы характеризовалось непоследовательностью, которая была обусловлена следующими факторами:
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не включил энергосбережение в число обязательных требований по безопасности (ст. 7).
- Изменением структуры управления строительной отраслью, отсутствием координации работ в области энергосбережения в строительстве и ЖКХ.
- Приказ Министерства регионального развития РФ от 09.06.2006 № 70 «Об отмене постановления Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 02.02.1998 № 18-11 «О теплозащите строящихся зданий и сооружений» фактически отодвинул вопросы энергосбережения на второй план.
- Отсутствием экономической заинтересованности участников инвестиционно-строительного процесса в реализации мероприятий по энергосбережению при проектировании, строительстве и эксплуатации жилых зданий.
Принятые в 2009 г. Федеральные законы Российской Федерации [1,2,3] переводят требования по энергосбережению и безопасности в строительстве зданий и сооружений в число обязательных и приоритетных, соответственно новые повышенные требования должны быть введены в национальные стандарты на оконные и балконные дверные блоки, фасадные системы и их компоненты.
1.1. Предстоит пересмотреть действующие и разработать новые национальные стандарты, которые обеспечат производство, обращение на рынке и применение СПК, удовлетворяющих предъявляемым требованиям по энергосбережению и безопасности, в том числе на оконные блоки и балконные двери; фасадные светопрозрачные конструкции; материалы и комплектующие; стекло и стеклопакеты; методы определения эксплуатационных характеристик и др.
Подлежат пересмотру базовые стандарты (ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия»; ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия»; ГОСТ 24700-99 «Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия»; ГОСТ 24866-99 «Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия»), также должны быть разработаны новые стандарты (ГОСТ Р «Светопрозрачные ограждающие конструкции. Классификация. Методы расчета и испытаний»; ГОСТ Р «Фасадные светопрозрачные конструкции. Общие технические условия»; ГОСТ Р «Устройства поворотные, откидные и поворотно-откидные для оконных и балконных дверных блоков противовзломные. Технические условия»).
В связи с повышенными требованиями по энергосбережению в первую очередь должна быть изменена классификация изделий по показателю приведенного сопротивления теплопередаче (ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия»).
По данным Ассоциации АПРОК, значения результатов испытаний по оценке эксплуатационных характеристик светопрозрачных конструкций в соответствии с ГОСТами, принятыми в отрасли, могут различаться друг от друга на 25% и более (Информационное письмо № 30 от 25.05.06. «Рекомендации по оценке технических характеристик светопрозрачных конструкций на территории России».)
Столь высокий разброс значений результатов испытаний вызван недостатками применяемых методов испытаний и ограниченными техническими возможностями приборов и оборудования, которыми оснащены испытательные лаборатории, не позволяющими обеспечить требуемую точность результатов.
Данное положение практически обесценивает действия компаний, направленные на повышение теплофизических характеристик светопрозрачных конструкций, чем с успехом пользуются недобросовестные производители.
В связи с этим требуется пересмотреть ГОСТ 26602.1-99 «Блоки оконные и дверные». Методы определения сопротивления теплопередаче, и, соответственно, требования к технической оснащенности испытательных лабораторий.
1.2. Гармонизация норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства
«В качестве вектора развития на ближайшее время хотел бы назвать необходимость гармонизации законодательства, норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства». (Из выступления Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшейся 20 января 2010 года в г. Липецке.)
В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (г. Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание:
е) подготовить проект межправительственного соглашения «О техническом регулировании» с государствами – участниками Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также предложения по поэтапному переходу на единую систему технического регулирования и поэтапной гармонизации национальных законодательств в области технического регулирования;
– Срок – 1 апреля 2010 г.;
В процессе пересмотра действующих и разработке новых национальных стандартов необходимо предусмотреть их гармонизацию со стандартами Республики Беларусь и Республики Казахстан.
2. Продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности
В продвижении на российском рынке современных СПК необходимо учитывать специфические особенности конкретных групп потребителей, основными среди которых являются частные и корпоративные заказчики.
2.1. Информирование различных групп населения об эффективности применения современных светопрозрачных конструкций (энергосбережение, безопасность, комфорт и экология)
В настоящее время из числа участников инвестиционно-строительного процесса в энергосбережении экономически заинтересован преимущественно конечный потребитель, который оплачивает жилищно-коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ, электроэнергия и пр.).
Сегодня частный заказчик является основным потребителем СПК (доля индивидуального домостроения составляет 47,7%; замена окон, остекление балконов и лоджий в действующем жилом фонде превышает потребности нового строительства в оконных и балконных дверных блоках), именно на эту категорию потребителей должна быть направлена так называемая «социальная» реклама.
«Социальная» реклама эффективности применения современных СПК должна быть акцентированной, содержательной и разнообразной, включая:
- разработку макетов щитов и баннеров, размещение наружной рекламы;
- разработку брошюр и буклетов, издание массовым тиражом и распространение;
- создание рекламных роликов для показа на телеканалах;
- разработку концепции и запуск специализированной программы «Энергосберегающие СПК» на телевидении;
- проведение специальных акций и мероприятий.
2.2. Создание целостной системы правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных конструкций (СПК) нового поколения
Корпоративный заказчик, в отличие от частного, не является конечным потребителем и экономически не заинтересован в реализации мероприятий по энергосбережению, поэтому воздействие на эту группу потребителей следует осуществлять путем контроля за соблюдением в проектных решениях нормативных требований по энергосбережению, создания условий, обеспечивающих их выполнение в практике строительства.
Как показало прошедшее время, акцент исключительно на разработку и введение в действие стандартов не решает вопросов, связанных с грамотным применением СПК нового поколения на строительных объектах.
В последнее время получила широкое распространение практика установки на объектах различного назначения СПК нового поколения, по теплофизическим характеристикам не соответствующих природно-климатическим условиям конкретного региона.
В первую очередь это вызвано упрощенным подходом к остеклению зданий, сложившимся в предшествующие годы, когда проектирование остекления сводилось к выбору конструкции из типоразмерного ряда оконных блоков по ограниченному перечню исходных данных: тип здания (жилое, общественное), высота и площадь помещения.
С другой стороны, упрощенный подход к остеклению зданий обусловлен неопределенным правовым статусом СПК, которые, согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не включены в состав общего имущества.
Анализ состояния правовой, организационно-методической инормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла СПК нового поколения показывает, что существующая документация не представляет собой целостную систему, в полной мере учитывающую особенности проектирования, производства, приемки-сдачи и эксплуатации СПК (таблица 2).
А.Ю. Белоедов, руководитель стратегического направления «Строительство» ООО «Рехау» ,
С.И. Тихомирнов, к.т.н., НИИСФ РААСН,
Л.М. Шахнес, зам. исполнительного директора Союза Стекольных Предприятий.
Продолжение