Российский оконно-фасадный рынок: программа консолидации на 2010–2012 гг. (1)


В планах развития на 2008 год и перспективу руководители компаний закладывали высокие темпы роста оконно-фасадного рынка, рассчитывая на сохранение сложившихся тенденций, решения принимались на основе масштабных планов жилищного и гражданского строительства, а также результатов многочисленных маркетинговых исследований [5,1. Использованные источники см. в конце статьи].

Однако в действительности ситуация на российском рынке развивалась по другому сценарию: кризис в строительной отрасли привел к сокращению объемов жилищного строительства во 2-й половине 2008 г. и в течение 2009 г.

В результате Минрегионразвития РФ пересмотрел итоговые показатели ввода жилья на 2009–2010 гг. и до 2012 года (таблица 1).

Таблица 1.

Годы

Ввод жилья, млн м²

Показатели Минрегионразвития РФ

Данные Федеральной службы государственной статистики

Общая площадь

в т.ч. индивидуальное жилищное строительство

доля индивидуального домостроения, %

2008

61,0 (вместо 72,5)

63,8 (765,6 тыс. квартир)

27,2 (196,7 тыс. жилых домов)

42,6

2009

52,0

59,8 (701,3 тыс. квартир)

28,5 (207,0 тыс. жилых домов)

47,7

2010

53,0 (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 133) 80,0 (Паспорт ФЦП «Жилище»)

Выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году.

Ситуация усугубляется еще и тем, что кризис по времени совпал с очередной реформой строительной отрасли – переходом с 1 января 2010 г. к саморегулированию, текущая деятельность строительного сообщества была связана с организацией СРО и получением компаниями свидетельств о допуске к определенному виду (или видам) работ [11], а не с разработкой программы развития массового жилищного строительства.

Несмотря на то, что руководители и специалисты строительного комплекса по-разному оценивают причины, следствия и перспективы выхода отрасли из кризиса [6,7,8,9,10], в главном их мнения совпадают: экономический кризис – хороший момент для перемен, для принятия важных решений, обновлений и пересмотра ситуации.

Вместе с тем следует отметить очевидное нежелание объективно говорить о проблемах отрасли (подавляющая часть публикаций и аналитических материалов имеет заказной характер), в качестве откровений воспринимаются такие оценки, как например:

«Самое главное изменение на рынке риелторских услуг – переориентация на покупателя. Если ранее около половины сделок совершались в инвестиционных целях, то сегодня основной потребитель недвижимости и, соответственно, наших услуг – это физическое лицо, решающее свои жилищные проблемы: семьи, которые, переезжая, улучшают условия жизни. И это максимально приблизило весь рынок к пересмотру принципов работы, ведь, покупая и продавая квартиры десятками при перегреве рынка, риелторы отошли от клиентоориентированности, они фактически стали брокерами по продаже ценных бумаг. На мой взгляд, слава богу, что это произошло: наш рынок сейчас становится клиентоориентированным, таким, каким он и должен быть» [8].

«В России изменилась структура спроса, в частности выросла заинтересованность населения в жилье эконом-класса и малоэтажном жилье. Однако возведению небольших и дешевых зданий мешает ряд проблем и среди них – отсутствие законов об индивидуальной застройке, жилищных кооперативах, стройсберкассах» [11].

В связи с отсутствием программы развития массового жилищного строительства, базирующейся на государственно-частном партнерстве для наращивания объемов жилищного строительства и формирования цивилизованного рынка недвижимости с учетом обязательств государства перед отдельными социальными группами населения, в настоящее время чрезвычайно сложно прогнозировать развитие ситуации на строительном рынке.

Производство СПК, являясь «ведомой» отраслью, зависит от потребностей строительной отрасли, которые в ближайшей перспективе будут определяться эффективностью практических действий по преодолению кризиса.

В условиях кризиса производителям СПК в целях сохранения позиций на рынке рекомендуются достаточно очевидные решения:

  • постоянный мониторинг рынка;
  • оптимизация издержек производства;
  • ориентация на частного заказчика (основного потребителя оконных конструкций на рынке в 2008–2009 гг.);
  • производство облегченных так называемых «объектных решений».

Не отрицая важности указанных вопросов, предлагается рассмотреть ряд проблем, которые предстоит консолидировано решать оконному бизнес-сообществу, в их числе:

    1. актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии;
    2. продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности;
    3. противодействие недобросовестной конкуренции.

1. Актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии

Политика в отношении применения энергоэффективных СПК в строительстве в последние годы характеризовалось непоследовательностью, которая была обусловлена следующими факторами:

  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не включил энергосбережение в число обязательных требований по безопасности (ст. 7).
  • Изменением структуры управления строительной отраслью, отсутствием координации работ в области энергосбережения в строительстве и ЖКХ.
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 09.06.2006 № 70 «Об отмене постановления Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 02.02.1998 № 18-11 «О теплозащите строящихся зданий и сооружений» фактически отодвинул вопросы энергосбережения на второй план.
  • Отсутствием экономической заинтересованности участников инвестиционно-строительного процесса в реализации мероприятий по энергосбережению при проектировании, строительстве и эксплуатации жилых зданий.

Принятые в 2009 г. Федеральные законы Российской Федерации [1,2,3] переводят требования по энергосбережению и безопасности в строительстве зданий и сооружений в число обязательных и приоритетных, соответственно новые повышенные требования должны быть введены в национальные стандарты на оконные и балконные дверные блоки, фасадные системы и их компоненты.

1.1. Предстоит пересмотреть действующие и разработать новые национальные стандарты, которые обеспечат производство, обращение на рынке и применение СПК, удовлетворяющих предъявляемым требованиям по энергосбережению и безопасности, в том числе на оконные блоки и балконные двери; фасадные светопрозрачные конструкции; материалы и комплектующие; стекло и стеклопакеты; методы определения эксплуатационных характеристик и др.

Подлежат пересмотру базовые стандарты (ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия»; ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия»; ГОСТ 24700-99 «Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия»; ГОСТ 24866-99 «Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия»), также должны быть разработаны новые стандарты (ГОСТ Р «Светопрозрачные ограждающие конструкции. Классификация. Методы расчета и испытаний»; ГОСТ Р «Фасадные светопрозрачные конструкции. Общие технические условия»; ГОСТ Р «Устройства поворотные, откидные и поворотно-откидные для оконных и балконных дверных блоков противовзломные. Технические условия»).

В связи с повышенными требованиями по энергосбережению в первую очередь должна быть изменена классификация изделий по показателю приведенного сопротивления теплопередаче (ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия»).

По данным Ассоциации АПРОК, значения результатов испытаний по оценке эксплуатационных характеристик светопрозрачных конструкций в соответствии с ГОСТами, принятыми в отрасли, могут различаться друг от друга на 25% и более (Информационное письмо № 30 от 25.05.06. «Рекомендации по оценке технических характеристик светопрозрачных конструкций на территории России».)

Столь высокий разброс значений результатов испытаний вызван недостатками применяемых методов испытаний и ограниченными техническими возможностями приборов и оборудования, которыми оснащены испытательные лаборатории, не позволяющими обеспечить требуемую точность результатов.

Данное положение практически обесценивает действия компаний, направленные на повышение теплофизических характеристик светопрозрачных конструкций, чем с успехом пользуются недобросовестные производители.

В связи с этим требуется пересмотреть ГОСТ 26602.1-99 «Блоки оконные и дверные». Методы определения сопротивления теплопередаче, и, соответственно, требования к технической оснащенности испытательных лабораторий.

1.2. Гармонизация норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства

«В качестве вектора развития на ближайшее время хотел бы назвать необходимость гармонизации законодательства, норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства». (Из выступления Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшейся 20 января 2010 года в г. Липецке.)

В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (г. Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание:

е) подготовить проект межправительственного соглашения «О техническом регулировании» с государствами – участниками Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также предложения по поэтапному переходу на единую систему технического регулирования и поэтапной гармонизации национальных законодательств в области технического регулирования;

– Срок – 1 апреля 2010 г.;

В процессе пересмотра действующих и разработке новых национальных стандартов необходимо предусмотреть их гармонизацию со стандартами Республики Беларусь и Республики Казахстан.

2. Продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности

В продвижении на российском рынке современных СПК необходимо учитывать специфические особенности конкретных групп потребителей, основными среди которых являются частные и корпоративные заказчики.

2.1. Информирование различных групп населения об эффективности применения современных светопрозрачных конструкций (энергосбережение, безопасность, комфорт и экология)

В настоящее время из числа участников инвестиционно-строительного процесса в энергосбережении экономически заинтересован преимущественно конечный потребитель, который оплачивает жилищно-коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ, электроэнергия и пр.).

Сегодня частный заказчик является основным потребителем СПК (доля индивидуального домостроения составляет 47,7%; замена окон, остекление балконов и лоджий в действующем жилом фонде превышает потребности нового строительства в оконных и балконных дверных блоках), именно на эту категорию потребителей должна быть направлена так называемая «социальная» реклама.

«Социальная» реклама эффективности применения современных СПК должна быть акцентированной, содержательной и разнообразной, включая:

  • разработку макетов щитов и баннеров, размещение наружной рекламы;
  • разработку брошюр и буклетов, издание массовым тиражом и распространение;
  • создание рекламных роликов для показа на телеканалах;
  • разработку концепции и запуск специализированной программы «Энергосберегающие СПК» на телевидении;
  • проведение специальных акций и мероприятий.

2.2. Создание целостной системы правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных конструкций (СПК) нового поколения

Корпоративный заказчик, в отличие от частного, не является конечным потребителем и экономически не заинтересован в реализации мероприятий по энергосбережению, поэтому воздействие на эту группу потребителей следует осуществлять путем контроля за соблюдением в проектных решениях нормативных требований по энергосбережению, создания условий, обеспечивающих их выполнение в практике строительства.

Как показало прошедшее время, акцент исключительно на разработку и введение в действие стандартов не решает вопросов, связанных с грамотным применением СПК нового поколения на строительных объектах.

В последнее время получила широкое распространение практика установки на объектах различного назначения СПК нового поколения, по теплофизическим характеристикам не соответствующих природно-климатическим условиям конкретного региона.

В первую очередь это вызвано упрощенным подходом к остеклению зданий, сложившимся в предшествующие годы, когда проектирование остекления сводилось к выбору конструкции из типоразмерного ряда оконных блоков по ограниченному перечню исходных данных: тип здания (жилое, общественное), высота и площадь помещения.

С другой стороны, упрощенный подход к остеклению зданий обусловлен неопределенным правовым статусом СПК, которые, согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не включены в состав общего имущества.

Анализ состояния правовой, организационно-методической инормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла СПК нового поколения показывает, что существующая документация не представляет собой целостную систему, в полной мере учитывающую особенности проектирования, производства, приемки-сдачи и эксплуатации СПК (таблица 2).

А.Ю. Белоедов, руководитель стратегического направления «Строительство» ООО «Рехау» ,
С.И. Тихомирнов, к.т.н., НИИСФ РААСН,
Л.М. Шахнес, зам. исполнительного директора Союза Стекольных Предприятий.

Продолжение