Кузьма Стеклов. Перспективы китайских оконных конструкций в Европе и России (78)


← пред. след. →


Появление на отечественном рынке китайских производителей алюминиевого профиля стало достаточно болезненным для российских фирм, занятых в этом секторе рынка.

Конечно, развитые европейские профильные системы не могут конкурировать с китайскими «аналогами» по ценам. С другой стороны, китайские системы пока не могут составить реальную конкуренцию европейским по качеству и проработанности.

Во время одной из прошлых поездок в Китай, мы были приглашены на производство одной из крупнейших китайских фирм, которая может заслуженно похвастаться поставкой своей продукции на пару десятков небоскребов в Шанхае. Современное огромное производство. Отлично налаженная технология изготовления элементных фасадов. Однако, профильная система разработана недостаточно и плохо приспособлена для изготовления конструкций сложных объемов. Кроме того, в подготовленных для отправки на объекты конструкциях в углах присутствовали щели, «зарезаны» углы были произвольно (если 2 угла из 4-х были изготовлены под углом в 45 градусов, то это была «хорошая» конструкция). Очевидно, что при установке на фасаде огромного небоскреба недостатки неаккуратного изготовления не будут заметны визуально.

Однако, наши отечественные заказчики и архитекторы уже избалованы высоким качеством и широкими возможностями лучших европейских систем, к которым мы их приучили. И мне кажется, что при сегодняшнем уровне разработки профильных систем, потенциал китайского алюминия на нашем рынке пока не очень велик. Кроме того, известно, что чем система «беднее», тем сложнее она в монтаже, тем больше роль «человеческого фактора», следовательно, тем больше вероятность возникновения различных проблем при эксплуатации таких конструкций.

Беда-то на самом деле в другом – в наших заказчиках и инвесторах, для которых главная техническая характеристика светопрозрачных конструкций – цена. Не один раз слышал от производителей алюминиевых конструкций, что при проведении тендеров на крупнейшие объекты их пытались «давить» китайским фактором. Мол, не «подвинешься» – у нас за порогом китайцы ночуют, за три рубля все сделают. И ссылаются на башню «Федерация».

Так что винить в ситуации, когда применяются не очень подходящие системы, наши производители могут и MIRAX Group, и скупых инвесторов. Ну и, естественно, самих себя. А в первую очередь – сложившуюся систему отношений в строительстве, когда заказчику (генеральному подрядчику) наплевать на конечный результат в обозримом будущем – он деньги получает от экономии сегодня.

В условиях кризиса, когда наиболее незащищенной стала деятельность фирм – переработчиков алюминиевых профилей (общественные, промышленные и торговые проекты, где и используются, в основном, алюминиевые конструкции, пострадали больше всего) – конкуренция китайских дешевых компаний необычайно опасна.

А теперь – обещанное мнение зарубежных специалистов, долго работающих в Китае.

Мнение немецких специалистов
Мне довелось достаточно доверительно поговорить с немецкими представителями немецких же фирм, работающих в Китае, которые живут там от одного года до трех лет. Случайно встретил пару ребят в немецком баре «европейского» квартала Пекина – говорят, что китайская еда и палочки надоели «до смерти». Меня очень интересовала их точка зрения на китайский оконный рынок и его перспективы. Все они говорили о том, что: 
  • Рынок «сумасшедший». 
  • Не все западные специалисты понимают законы его развития. 
  • Все мои собеседники сошлись на том, что западные фирмы обязаны пересмотреть свои стратегические планы в Китае – слишком быстро обучаемыми оказались их китайские «ученики». 
  • Многие не понимают стратегию своих «материнских» фирм из Европы, когда те тратят значительные деньги на организацию совместных (или собственных) предприятий в Китае, а через пару месяцев появляются китайские «клоны» их продукции на поддерживаемых государством предприятиях. 
  • Продолжение предыдущего: как только западные менеджеры совершенствуют системы качества – тут же и те же улучшения происходят и на производствах их конкурентов. 
  • Один из руководителей представительств западных фирм на мой вопрос – мол, зачем ты сюда везешь продукцию, зная, что она будет скопирована, ответил: «Так ведь рынок сумасшедший, там посмотрим». Я – вредный человек. И снова спросил: «А ты знаешь, как быстро они копируют?» Ответ был такой: «Знаю – за день до того, как я отправляю новую продукцию из Европы в Китай, здесь появляются копии». 
  • Все западные представители согласны в том, что китайский рынок развивается и структурируется стремительно – оценка его, производимая фирмами примерно раз в два месяца, показывает, что изменяется и его структура, и качество продукции. 
  • Все западные специалисты боятся того, что обученные ими фирмы в ближайшее время «навалятся» на европейский рынок, что приведет (как было мне сказано) «к страшным последствиям для восстанавливающегося европейского рынка». 
А я подумал о последствиях для растущего российского рынка – мы ведь для Китая ближе, чем Европа. И – между прочим – я не считаю плохим приход на наш рынок серьезных китайских оконных предприятий.

Я боюсь наших недобросовестных производителей, многие из которых будут сотрудничать с самыми дешевыми и, соответственно, «некачественными» китайскими партнерами.

Вот тут-то и настанет для отечественного оконного рынка полный... кошмар.

(Продолжение читайте 9 декабря.)

При перепечатке информации обязательна активная ссылка на 
www.tybet.ru