Посткризисные преобразования российского рынка листового стекла


Объемы производства листового стекла растут третий год подряд. Если в 2008 году в России было выпущено 155,74 млн. кв. м. листового стекла, то в 2009 уже 170,21 млн. кв. м. – на 10% больше. В прошлом, 2010 году, объемы производства превысили 212 млн. кв.м, продемонстрировав беспрецедентный даже для докризисного периода рост на 24,6%. В 1 квартале текущего года в России было произведено 52 млн.кв.м. листового стекла, на 12% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Причем объемы растут за счет увеличения производства высококачественного термополированного стекла, выпускаемого по флоат-технологии. Доля же листового стекла, произведенного по методу вертикального вытягивания, год от года падает. Если 10 лет назад примерно 30% внутрироссийского производства приходилось на стекло,произведенное по технологии вертикального вытягивания, то по итогам 1 квартала текущего года его доля составила всего 2%.

В 2007 году в России насчитывалось 12 стекольных заводов, из которых только пять производили стекло по современной флоат-технологии. Но уже в конце 2008 года на рынке листового стекла появился новый игрок – «Гардиан стекло Рязань». В конце 2009 года на рынок вышел еще один отечественный производитель ОАО «ЮгРосПродукт», построивший стекольный завод в Красногвардейском районе Ставропольского края. А в конце мая прошлого года на подмосковном ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Клин» была запущена вторая флоат-линия производительностью 1000 тонн стекломассы в день.

В то же время, к концу 2007 года закрылись обанкротившиеся «Ирбитский стекольный завод» и «Дагестанские огни». В 2008 году возникли проблемы у брянского «Кварцита». В 2009 прекратило выпуск листового стекла ЗАО «Символ» во Владимирской области. В 2010 приостановил производство тверской завод «Востек». Таким образом, к 2011 году производство листового стекла по ВВС технологии сохранилось только на двух предприятиях.

Появление новых, банкротство старых, в купе с изменением производственных мощностей существующих предприятий, привело к перераспределению долей рынка между регионами-производителями листового стекла. Если в 2009 году безоговорочным лидером являлся Башкортостан, на долю которого приходилось почти 20,7% всего годового объема листового стекла, по итогам 2010 года он оказался лишь третьим, уступив первенство Московской области. Бывшая в 2009 году третьей в рейтинге Саратовская область поднялась на второе место. А занимавшая четвертую строчку Нижегородская область уступила свое место Рязанской области.

В связи с ростом внутрироссийского производства импорт высококачественного термополированного стекла в Россию падал до кризиса, падал в кризис, падал вплоть до 2010 года. Казалось бы закономерный процесс. Ан нет, по итогам 2010 года объемы импортных поставок листового стекла неожиданно выросли. Причем не просто выросли, а выросли в 2,3 раза! А в первом квартале текущего года импорт вырос в 2,8 раза по сравнению с результатом аналогичного периода предыдущего года.

С экспортом все наоборот. В 2009 году объемы экспортных поставок листового стекла впервые превысили импорт. Причем сразу в 4 раза, перешагнув планку в 28 тыс. кв.м. Однако в прошлом году экспорт сократился на 22%. Правда, с июня 2010 года в статистике ФТС не учитываются поставки в дружественный Казахстан, с которым у России теперь «единое экономическое пространство». Но даже с учетом Казахстана, на который в среднем приходилось 30% всего экспорта листового стекла, объемы поставок в 2010 году все равно не дотянули до результата предыдущего года. По результатам же 1 квартала 2011 года импорт превысил экспорт более чем в 2 раза, и стало окончательно ясно, что положительный баланс во внешней торговле листовым стеклом закончился вместе с кризисом.

Таким образом, видимое внутреннее потребление листового стекла в 2010 году составило 204 млн. м.кв., что не только на 37% превысило результат предыдущего года, но и оказалось на 8% выше докризисного уровня. А по итогам 1 квартала текущего года рост видимого внутреннего потребления составил 30% по сравнению с результатом аналогичного периода предыдущего года. Растем!

Вадим Пашин, эксперт-аналитик компании ВладВнешСервис http://www.vvs-info.ru

ВладВнешСервис - информационно-аналитическая компания, специализирующаяся на статистических отчетах и исследованиях, выявляющих рыночный спрос. Отчеты выполняются на основе анализа статистики федеральных ведомств, в том числе статистики экспорта и импорта, производства и сбыта, железнодорожных грузоперевозок. По результатам опроса Гильдии Маркетологов компания входит в ТОР-5 лучших исследовательских компаний России 2010 года и является официальным партнером подкомитета по маркетингу ТПП РФ.