Круглый стол «Рынок производства окон: итоги 2011 года, проблемы и перспективы». ЦИТАТЫ
8 декабря 2011 года, в Москве, в офисе медиакомпании «РБК» состоялся круглый стол, посвященный российскому рынку оконного производства, итогам 2011 года, проблемам и перспективам.
Участие в обсуждении приняли топ-менеджеры 4-х видных компаний оконного рынка, Интернет-аудитория портала rbc.ru и представители специализированных отраслевых СМИ.
В качестве предварительного обзора мероприятия, tybet.ru приводит наиболее яркие цитаты высказываний, озвученных руководителями департаментов и компаний: «Оконный континент», «СТиС», «РЕХАУ», «МАКО ФУРНИТУРА» в рамках круглого стола.
Сулин Дмитрий, руководитель компании «СтиС»: «В начале 2009 года закончилось «золотое десятилетие» оконного бизнеса, которое характеризовалось совершенно неприличной маржой, совершенно неприличной нормой прибыли». (О рынке после кризиса).
«Неожиданно во второй половине 2011 года, с сентября рынок остановился и начал стагнировать. Мое мнение, что эта ситуация продлится еще как минимум несколько лет. В процессе этих нескольких лет произойдут большие изменения на оконном рынке. Я не ожидаю глобальных изменений на рынке стекла и стеклоапакетов - там все понятно. Я не ожидаю больших изменений на рынке профилей, на рынке фурнитуры. Но на оконном рынке произойдут серьезные изменения». (О перспективах развития).
«Рынок в обозримом будущем должен будет выстроиться в очень понятные, осязаемые, конкурентоспособные продуктовые цепочки, как выстроено большинство "взрослых" рынков. Конкурировать будут между собой не компании - производители окон, профиля, а продуктовые цепочки. Цепочки, которые будут зарабатывать деньги, будут выживать, и все участники этой цепочки будут развиваться. Какие-то цепочки будут умирать». (О конкуренции).
Виктор Мелихов, директор по сбыту компания «МАКО ФУРНИТУРА»: «Мы сейчас находимся на этапе перехода к 2012 году, и все задаемся вопросом: «как будет выглядеть 2012 год»? По нашим оценкам, рост количества потребления окон в 2011 году составил «ноль», то есть прироста не было в этом году. И 2012 год MACO оценивает, по оптимистичному сценарию, также с приростом «ноль». (О динамике рынка в 2012 году).
«Ситуация с ростом в 2010 году вселила уверенность в производителей окон. Они вновь озадачились увеличением производственных мощностей. Осуществлялись инвестиции в закупку новых комплексов оборудования. Но, к сожалению, ситуация 2011 года показала, что эти мощности востребованы не были. И многие компании оказались заложниками решений, принятых в 2010 году. С середины года мы наблюдаем меры, которые предпринимают производители окон, по снижению цены на свою продукцию, пытаясь загрузить производственные мощности, что приводит к дальнейшему снижению общей стоимости на готовое изделие». (О причинах падения рентабельности).
Андрей Белоедов, заместитель генерального директора REHAU в России: «Особенность 2011 года – это рынок оконного дилера, маленьких компаний (3-4 человека), которые активно реагируют на спрос, на конечного потребителя, но которые так же могут и быстро пропасть, когда возникают какие-то проблемы. Но оконный дилер очень сильно определяет ценообразование, поэтому «ценовые войны»… Нас это не то чтобы смущает, но мы думаем над этим, потому что должны дать ответ нашим партнерам и нашим клиентам, как быть и как продавать готовые окна». (Об оконных дилерах).
«Нас не очень поддерживает нормативная база. Последняя редакция СНиП «Тепловая защита», к сожалению, очень снижает теплотехнические требования к светопрозрачным конструкциям. Это будет означать только одно – окна будут дешеветь по тендерам корпоративных заказов, которые будут проводиться. Можете себе представить, какое там будет качество. Реакция краткосрочная, да, может быть, какие-то потери будут, но это не основной наш бизнес, это доля корпоративного заказа, я всегда говорю, что мы все это отобьем на вторичном рынке, мы поменяем эти окна. Но нет логики, когда государство заявляет об энергоэффективности, меняет лампочки, с одной стороны, и снижает требования к ограждающим конструкциям – с другой. (О госрегулировании).
«По «корпоративу» могу добавить: не сколько оно (окно) должно стоить, а какая примерно тендерная стоимость – в районе 5 тыс. руб., чтобы вы почувствовали разницу. Но это за 1 кв. м и с тем же комплексом работ. То есть это где-то 10 тыс. руб…» (О том, сколько должно стоить окно).
Николай Гаврилов-Кремичев, генеральный директор издательства «Современные строительные конструкции»: «То, что сейчас происходит с ценами – это ожидаемо. Я уже говорил и повторю, что в 2000-х годах целый ряд оконных компаний в своих рекламных лозунгах громко провозглашал, что у нас 5-камерные профили по цене 3-камерных, это было равно самоубийству. Поскольку немцы, когда переходили в конце 90-х на 5-камерные профили, они фактически спасли рынок за счет того, что они подняли цены при падении немецкого рынка в 2,5 раза. Они сумели по деньгам упасть всего лишь на 15%, и это именно за счет того, что они не делали подобной глупости (О немцах).
«В настоящее время, по имеющейся информации, определенные средства в строительство пошли и будут идти зимой. Выплеснуться на рынок они должны где-то в марте-мае 2012 года. То есть это создаст определенный платежеспособный спрос, в том числе в секторе корпоративных заказов. Поэтому прогноз на I полугодие 2012 года у нас достаточно оптимистичный. (Об имеющейся информации).
Юрий Выдманов, генеральный директор ООО «Компания «Оконный континент»: «У нас на сегодня 6-7 тыс. оконных компаний. Те, кто производят до 1000 окон – это компании и те, кто производят 5-6 окон – это тоже компании. И они все являются участниками рынка, и между нами – производителями окон – колоссальная разобщенность. Мы вообще никак ничем не связаны, единственное, чем мы активно занимаемся – это воюем друг против друга. Вопрос в том, насколько выигрывает потребитель и наша строительная отрасль? Да ничего они не выигрывают». (О взаимоотношениях).
«Откуда основа этой «ценовой войны»? К сожалению, никто не сдастся просто так. Честно так поднять руки и сказать, что я неплатежеспособный, я плохо веду бизнес, я что-то сделал не то. Будет желание дотянуть до весны, до июня-июля 2012 г. Как дотянуть? Да просто гонять кровь, делать какие угодно оконные конструкции, просто иметь в голове фантастическую мысль, что вдруг придет замечательное время, когда все мои инвестиции окупятся. Такой ситуации не будет…». (О заблуждениях).
«Мне очень нравились цены уровня 2008 г., докризисного, когда среднестатистическая цена одного окна по Москве варьировалась в пределах 25-28 тыс. руб. за весь полный комплекс работ (для потребительского рынка). (О том, сколько должно стоить окно).
О перспективах. Об инвестициях
А. Беловедов: «Мы инвестируем в третий производственный смесительный комплекс… В логистику… мы долю своих прямых продаж каждый год увеличиваем, поэтому мы должны присутствовать в регионах, и мы планируем открывать склады. И, конечно, в свой персонал, тренинги и конечно не будем уменьшать рекламный бюджет».
Д. Сулин: «Если посмотреть на долгосрочную перспективу, то мы верим в российский рынок светопрозрачных конструкций, делаем инвестиции. В частности, позавчера было объявлено о строительстве нового стекольного завода в Раменском… Эти инвестиции, которые мы делали совместно с нашими английскими партнерами – компанией Pilkington, с «Роснано» и ЕБРР, показывают, что крупные, уважаемые финансовые институты с оптимизмом смотрят на российский рынок и верят в то, что развитие будет, но не в ближайшие 2-3 года».
В. Мелихов: «То, что за пределами Австрии, именно в России, открыты производственная площадка и сбытовой терминал, говорит о стратегических намерениях компании в отношении российского рынка. Более того, я могу сказать, что на сегодняшний день принято принципиальное решение о дальнейшем расширении производственных возможностей «Мако» и переходе в обозримом будущем к полному циклу производства фурнитуры (мы сегодня в монтажном режиме работаем) и к расширению складского терминала».
Ю. Выдманов: «Основные инвестиции сегодня нужно делать в конечного потребителя, в сервис. Но эти инвестиции не связаны с большими материальными затратами, это, скорее, интеллектуальные и другого рода затраты. Несомненно, мы будем работать в этом направлении… Отрасль, может быть, и не вполне сформирована, но она стоит на грани некоего другого формата, неких новых правил игры»...