Выставочный аудит: тонкости вопроса
Развитию выставочно-ярмарочной деятельности ТПП РФ, возглавляемая Сергеем Катыриным, традиционно уделяет особое внимание. Сегодня разрабатывается концепция формирования в субъектах РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах частно-государственного партнерства. Отрасль развивается динамично, и вопросы выставочной статистики выходят на первый план. О выставочном аудите мы побеседовали с заместителем генерального директора ЦВК «Экспоцентр» Сергеем Бедновым.
– На протяжении многих лет организаторы выставок в нашей стране говорили о своих мероприятиях все, что хотели. Вы могли слышать о том, что знакомую вам выставку посетило 50 тыс. специалистов, на ней были представлены экспоненты из 100 стран, а площадь выставки составила 100 000 кв. м. Проверить данные факты было невозможно, оставалось только довериться им.
До недавнего времени, по имеющимся статистическим данным, Германия, например, продавала выставочных площадей в 2 раза больше, чем Россия. А вот число посетителей выставок в Германии, по тем же данным, было в 2 раза меньше. Получается, что выставки в России были в 4 раза многолюднее немецких! Очевидно, что это нонсенс. Особенно для тех, кто был на крупнейших немецких выставках во Франкфурте-на-Майне, в Ганновере или Мюнхене.
Соответственно достоверность выставочной статистики в России, представляемой самими организаторами, не требовала комментариев.
Кто «страдал» от подобного состояния дел? Прежде всего, конечно же, предприниматель. После участия в экспозициях, которые только на бумаге были образцом эффективности, часть бизнеса начала «отворачиваться» от специализированных выставок. А поскольку масштабы рекламных фальсификаций становились все больше и больше, под удар попадала вся выставочная отрасль.
Осознав проблему, выставочное сообщество России начало предпринимать меры. В конце 2004 года Международный союз выставок и ярмарок, который сегодня называется Российским союзом выставок и ярмарок, инициировал процедуру официального выставочного аудита. Это значит, что аудиторской проверке стали подвергаться количественные показатели выставочно-ярмарочного мероприятия.
Институт выставочного аудита существует в мире вот уже более сорока лет. В настоящее время он контролируется Всемирной ассоциацией выставочной индустрии UFI со штаб-квартирой в Париже. В России аудит также контролирует Российский союз выставок и ярмарок. Права на выполнение аудиторских проверок выставок в стране получила компания «РуссКом Ай-Ти Системс», имеющая аккредитацию UFI. Результаты аудита публикуются во всех международных специализированных справочниках.
Проведение выставочного аудита способствует построению цивилизованного, прозрачного и конкурентного выставочного рынка. Аудит – это профессиональный и осмысленный подход к проведению и участию в выставках, это реальная помощь предпринимателю и производителю, государственному чиновнику и бизнесмену. Предпринимателям это помогает выбрать выставку, где его продукцию увидят больше всего целевых посетителей, посетителям дает возможность побывать на по-настоящему представительной выставке.
Благодаря аудиторскому свидетельству можно узнать не только точное количество российских и зарубежных специалистов, посетивших то или иное мероприятие, но и в некоторых случаях суммы контрактов, которые были заключены по итогам работы данной выставки.
Аудит регулярно проводят подавляющее большинство крупных выставочных операторов, работающих на российском рынке, – «Экспоцентр», ITE, «Экспофорум», «Рестек», «Примэкспо», «Евроэкспо», «Эксподизайн» и др.
Начиная с 2005 года, аудит хотя бы один раз прошли 244 мероприятия на территории России. Их суммарная площадь составила 1 277 412 кв. м, что равно 60-65% площадей всех выставок, имеющихся в стране.
Сергей Тюрин,
ТПП-Информ