Итоги тестирования качества и безопасности металлопластиковых конструкций на Украине


На Украине установить качественное металлопластиковое окно нельзя ни за какие деньги. Таков итог независимого тестирования оконных систем, проведенного Союзом потребителей Украины. При этом предпосылок для улучшения качества пока нет ни со стороны государства, ни со стороны производителей, пишет украинский бизнес-портал UGMK.info.

«Подарочек» потребителям

Накануне всемирного дня прав потребителей на Украине было проведено тестирование качества и безопасности металлопластиковых конструкций, которые продаются в рознице. Его провел Государственным НИИ строительных конструкций, где осенью 2011 г. было установлено современнейшее оборудование для испытаний такого рода продукции. Окна проверяли на воздухо- и водонепроницаемость, сопротивление теплопередече, прочность, надежность и общее соблюдении установленных стандартов. Как объясняют эксперты, изделия закупались анонимно в нескольких регионах страны как у дилеров и производителей, так и в строительных супермаркетах, где потребители часто приобретают готовые стеклопакеты для типовых окон (например, в «хрущевках» или «панельках»).

Результаты исследования оказались удручающими – проверку на качество не прошел ни один из 13 изученных образцов, а некоторые оказались даже небезопасными для жизни. А согласно исследованию Агентства индустриального маркетинга, проведенного в рамках этого же исследования в 2011 г., 22% украинцев имеют замечания и претензии к состоянию и функционированию установленных у них дома металлопластиковых окон.

Больше всего нареканий со стороны потребителей вызывает конденсат на окнах – на него жалуются более 16% опрошенных Агентством респондентов. Еще 12% столкнулись с различными поломками фурнитуры. Примерно у каждого 20-го опрошенного возникали проблемы с уплотнителем, дуло между створкой и рамой или от подоконника, не работал один из режимов открывания или окно вообще плохо открывалось/закрывалось, появлялись грибки и плесень на откосах или они промерзали.

Топ-15 основных проблем качества и состояния окон согласно методике PROmni B2C
Источник: Агентство индустриального маркетинга

Нет совершенства

Как рассказывает исполнительный директор ассоциации «Укринтерстандарт» Олег Цильвик, основная проблема оконной индустрии Украины состоит в том, что производители металлопластиковых профилей и стекол не заботятся о качестве конечной продукции – готового блока. А сами блоки зачастую продаются и устанавливаются разными подрядчиками, что не может гарантировать качество. Соответственно, сертификаты на оконные блоки выдают далеко не все продавцы, а если и выдают то не всегда на готовое изделие. Так, только семеро продавцов смогли выдать правильные сопроводительные документы. Еще четверо предоставили сертификаты на профиль, остальные не смогли сделать и этого.

Впрочем, по словам О. Цильвика, даже наличие правильного сертификата не гарантирует качество. Во-первых, исследование показало, что производители зачастую не выдерживают указанные в документах параметры. Во-вторых, напрмиер, коэффициент сопротивления теплопередаче даже по официальным документам производителей был ниже, чем того требуют строительные нормативы.

По словам эксперта, с 2006 г. на Украине были установлены параметры сопротивления теплопередачи для светопрозрачных конструкций – от 0,45 кв.м•К/Вт для южной части Крыма до 0,6 кв.м•К/Вт для северных и центральных регионов. Но только один образец показал параметр в 0,57, тогда как почти все остальные не дотягивали даже до «крымских» нормативов. Как будут выкручиваться производители, когда в октябре 2012 г. примут новый ДБН, в котором, по словам представителя Минрегионстроя Вадима Глухова требования повысят до 0,7, неизвестно.

Кроме вышеуказанного, экспертов, как рассказал Егор Фаренюк из НИИ стройконструкций, не устроила плохая водонепроницаемость окон, недостаточная толщина наружной стенки профиля, что влияет на долговечность конструкции и слишком тонкий металл армирующих элементов. По его словам, последние должны выдерживать вес около 50 кг, т.е. примерно столько, сколько весит ребенок. Но ряд испытанных образцов, по его словам, не соответствуют этому требованию, представляя потенциальную опасность. Несмотря на это, согласно исследованию, производители больше всего экономят именно на стойкости конструкций.

Дешевле дешевого

Производители оконных металлоконструкций утверждают, что низкое качество продукции порождается исключительно желанием потребителей сэкономить. Мол, дешевый сыр бывает только в мышеловке. А переплата за качество, по словам исполнительного директора компании «Века Украина» Александра Степаненко, может составить всего около 1 тыс. грн. за все окна в 2-3-комнатной квартире (мы об этом писали в материале от 16.03.12, прим. редактора tybet.ru).

И это частично соответствует действительности – редкий украинец упустит возможность купить товар со скидкой, по акции или просто подешевле. Но согласно все тому же исследованию, даже самые дорогие образцы (профили Rehau и Next за 1,6 тыс. грн. или Veka и КВЕ за 1,2 тыс. грн.) оказались недостаточно качественными. А образец из профиля ALMplast за те же 1,2 тыс. грн. вообще оказался наполнен ржавой водой, т.е. прослужил бы не больше 1-2 лет.

Поэтому дело, скорее, в желании заработать и высокой конкуренции, которая заставляет производителей демпинговать в ущерб качеству. Так, по подсчетам главы набсовета Всеукраинской ассоциации производителей стройматериалов и изделий Ивана Салия, ежегодно на Украине две тысячи производителей выпускают 567 тыс. окон. При этом, как подсчитал О. Цильвик, сейчас 80% окон продается в рознице, т.к. крупных государственных и частных заказов из-за замершего строительства мало.

Примечательно, что даже производители признают, что на Украине сложно найти качественные окна. «Рынок окна на Украине самый плохой. Самое дешевое окно можно купить только на Украине, самое некачественное окно сегодня продается только на Украине», - говорит А. Степаненко. При этом он основной причиной сложившейся ситуации называет неудачное законодательно и неотлаженную систему контроля качества продукции.

Доля правды в его словах тоже есть. Так, вышеуказанное исследование было инициировано и проведено за счет общественной организации (кстати, стоимость проверки одного образца составляет 2-2,5 тыс. грн.), тогда как госорганы в лучшем случае готовы обсуждать его результаты. Например, Госпотребинспекция, которая должна отслеживать качество производимых и продаваемых на Украине товаров, особого интереса к исследованию пока не проявила, в частности, проигнорировала круглый стол, на котором были презентованы результаты исследования. Кроме того, как объясняют эксперты из Союза потребителей, если потребитель обращается в этот госорган за защитой своих прав, там это расценивают как оказание услуги. Поэтому в итоге и потребители, и производители сходятся на том, что прежде всего нужно менять государственные подходы к контролю над качеством продукции, усиливая требования и убирая с рынка «гаражников».