В пресс-центре РБК состоялась очередная ежегодная конференция с участием ведущих представителей российской отрасли пластиковых окон, на которой были подведены итоги уходящего 2013-го года и обозначены тенденции рынка на среднесрочную перспективу.
В определенном смысле работу нынешнего круглого стола можно назвать стратегической, потому что ее задача – выработать алгоритм действия участников рынка в условиях, когда процессы, происходящие в отрасли, – а на протяжении последних 3-4 лет отечественный рынок пластиковых окон, по единодушной оценке специалистов, находится в стагнации, – приобретают устойчивый характер. Падение рынка составляет порядка 10-15 %. И это ощутимая рецессия после взятого в 2000-ые разбега. Надежды на возобновления роста сохранялись у игроков рынка даже после кризиса 2008 г., и 2010-й их временно подпитал. Но последующие два года характеризовались падением спроса и – как следствие – снижением цен на окна ПВХ. Не столь развитый по сравнению с европейским, российский рынок не выработал до сих пор иного инструмента для борьбы с кризисом, как демпинг.
По словам Юрия Выдманова – генерального директора компании «Оконный континент», данная отрасль, будучи строительным сегментом экономики, является наиболее ярким индикатором того, что происходит в государстве и в экономике. Тем более что это образец чистого бизнеса, практически без примеси госкапитала.
Среди общих негативных тенденций, влияющих на отечественный рынок – снижение роста ВВП по отношению к 2012г., замедление производства и роста оборота розничной торговли, замедление розничных и ипотечных кредитований. Помимо экономических факторов есть и другие, характерные для внутреннего рынка недвижимости. Как отметила генеральный директор интернет-портала «Окна Медиа» Ирина Обросова, остекленная доля всех построенных до 1995г. и ныне эксплуатирующихся объектов в стране составляет 56%, в то время как превышение данного показателя свыше 50% уже является закономерным признаком спада оконного рынка. Строительство новых объектов сегодня составляет только 17% всего рынка недвижимости. Подъема на рынке пластиковых окон стоит ожидать не ранее 2020 года, и за эти годы ему неминуемо грозит сокращение, возможно, даже в 2 раза.
Сегодня ситуация на рынке окон ПВХ вынуждает игроков выработать наиболее оптимальную стратегию выживания. Некоторые из них – мелкие и средние производители – превращаются в продавцов окон. Есть игроки, которые стремятся уходить в сервис, заботясь при этом об улучшении качества обслуживания клиентов, что становится залогом их успеха. Иные идут по пути снижения потребительских свойств продукции, откровенно пользуясь отсутствием в нашей стране достойного техрегулирования.
Особенностью нынешнего заседания участников рынка пластиковых окон стало более активное присутствие производителей различных комплектующих – стекол, фурнитуры и профильных систем. Это позволило рассмотреть процесс стагнации рынка «в деталях».
Так, в частности, рынок производства и переработки стекла обвалился в связи со значительным перепроизводством. К 10 существующим стекольным заводам добавилось еще три (в стадии запуска четвертый завод в Елабуге). Профицит мощностей, по оценкам специалистов, составил около 40%. Сегодня стоимость российского стекла – самая низкая в Европе – примерно 2 евро (85- 90 руб. за кв. метр) с НДС с доставкой. Однако его экспортный потенциал из-за логистических особенностей (мало незамерзающих портов) невысок. Исправить ситуацию могло бы закрытие нескольких заводов, что болезненно скажется на местной экономике, ведь во многих регионах данное производство – градообразующее. Но вероятность вынужденных банкротств в этой отрасли велика.
Однако, несмотря на столь малоутешительные реалии данного сегмента рынка, лидеры стекольной отрасли, такие как компания «СтиС» находят возможность не только держаться на плаву, но и развиваться. Руководитель «СтиС», член совета директоров SP Glass Holdings B. V. Дмитрий Сулин поделился планами на ближайший год: «Мы инвестировали достаточно большие средства в развитие технологий. Весной 2014 года мы запускаем производство энергосберегающего и многофункционального стекла, а также целую линейку продуктов компании «Пилкингтон». Кроме того, в конце будущего года также на нашей площадке в Раменском планируется запуск производства ламинированного стекла. Это безопасное стекло, которое широко применяется в Европе, но мало известно в России. Среди множества разновидностей ламинированного стекла особое внимание заслуживает шумоизолирующий триплекс, который особенно актуален для крупных городов. На основе данных продуктов мы существенно модернизируем свою продуктовую линейку и выведем на рынок обновленный стеклопакет. Мы хотим конкурировать с нашими уважаемыми коллегами и добиться того, чтобы название окон ассоциировалось не только с маркой профиля, но и с маркой стекла. Опыт прежних лет по продвижению стеклопакета «СтиС» показал, что на данном поприще вполне можно достичь успеха. Что касается ресурсов для развития нашего рынка, я думаю, в ближайшие годы предвидится массовый поход производителей оконных конструкций в свои собственные продажи. По моему мнению, являясь производителем конечной продукции абсурдно отдавать процесс продаж на аутсорсинг».
Обострение конкуренции наблюдается и среди производителей фурнитуры и комплектующих к окнам ПВХ. На рынке появились более дешевые марки фурнитуры, например, из Турции. При этом, падение цен на фурнитуру внушительное: с 2008 г. по настоящий момент – на 35%.
Лидеры рынка, такие как компания «ТБМ», пытаются скомпенсировать подобные тенденции проникновением в другие рынки – мебельный, рынок алюминиевых конструкций, в рынок продаж компьютерных программ, в создание интернет-магазинов. Руководитель «ТБМ» Виктор Тренев определил секрет успеха, а точнее, алгоритм выживания: снижение расходов (бережливое производство) и активный маркетинг. В любом случае, даже таким устойчивым игрокам рынка придется вырабатывать дополнительные компетенции, как например, предоставление услуг монтажа.
Итак, максимальное повышение эффективности производства и маркетинга становится ключевым фактором развития отрасли. Это подтверждает и опыт непосредственного производителя отечественных пластиковых окон – компании «Оконный континент».
– То, что в условиях нынешнего сезона, при отсутствии роста цен на конечную продукцию, снижении покупательской способности и усилившейся конкуренции, наша компания завершает 2013г. с ростом в 10% в относительном объеме, я считаю огромным достижением, – признался генеральный директор компании Юрий Михайлович Выдманов. – Одна из наших сильных сторон, это то, что мы сразу были ориентированы на рынок конечного потребителя. И сегодня как никогда доля именно прямых продаж компании наиболее высока, и она доходит до 65%.
Ресурс повышения конкурентоспособности своей компании Ю.М. Выдманов видит в трех направлениях: во-первых, нужно производить окна наиболее эффективно, качественно. Второе – это сервисная стратегия, которая на сегодня является главной в компании – предоставление клиенту качественного сервиса, и третье – это маркетинг, который каждая компания в меру своей креативности может создавать на рынке.
Очевидно, что преодоление кризисных явлений в отрасли потребует даже от таких ответственных и успешных игроков рынка как компания «Оконный континент» предельной оптимизации бизнес-процессов, максимальной концентрации на совершенствовании сервиса и новых креативных решений в области маркетинга. Этот опыт послужит примером для других компаний. Неслучайно, один из спикеров – руководитель компании «СтиС» Дмитрий Сулин назвал «Оконный континент» – «драйвером роста» всей отрасли.
Что же касается таких «монстров» международного рынка пластиковых окон как КБЕ и REHAU, то, похоже, эти европейские киты в российских условиях демонстрируют завидную стрессоустойчивость. Констатируя спад спроса на свою продукцию в Центральном федеральном округе, Сибири и Урале, компания REHAU, однако, весьма довольна результатами своей работы на Дальнем Востоке, а также в Азербайджане, Грузии, на юге Казахстана. На данном этапе немецкий производитель делает ставку на свою программу по трейд-маркетингу, сумев привлечь к ней в нынешнем году 3,5 тыс. оконных дилеров.
Говоря о партнерстве с российскими производителями, представитель компании REHAU Андрей Белоедов отметил: «Здесь есть совместные проекты. Все крупные клиенты хотят выделиться из конкурентной среды, в том числе и из партнеров «Рехау». С компанией «Оконный континент» мы тоже запускаем новый продукт – систему «Айвори», которая будет эксклюзивно производиться именно для компании «Оконный континент». И если в нижнем ценовом диапазоне мы имеем падение порядка 10%, то в среднем и высоком мы видим рост, и это говорит о том, что продавать можно и недешевые продукты.
Немецкая компания КБЕ делает ставку на инновационные продукты, подчеркивая свою приверженность экологическим технологиям. «Марка KBE – это марка, которая первая получает экологический знак в России в этой индустрии, и мы работаем с гринлайн рецептурой уже 12 лет. Мы надеемся, что остальные компании также будут следовать этому предписанию» – отметил Ян-Герд Фос, представитель копании «профайн РУС». И добавил: «Мы должны отвыкать от того, что в России есть только один аргумент – цена. Это самый плохой аргумент, который может быть. Наш девиз: российский рынок заслужил качество».
На фото слева на право: Андрей Белоедов, заместитель генерального директора компании REHAU, Дмитрий Сулин, руководитель компании «Stis», Ирина Обросова, директор «Окна маркетинг», Юрий Выдманов, генеральный директор компании «Оконный Континент», Марина Судницина, директор отраслевого портала tybet.ru, Ян-Герд Фос, директор департамента по поддержке и развитию клиентов «профайн РУС», Эмма Райнбольд, директор департамента по поддержке и развитию клиентов ЗАО «профайн РУС»
Один из экспертов круглого стола Марина Судницина, директор отраслевого портала tybet.ru, озвучила общие тенденции рынка: «Помимо общего спада и других проблем, о которых говорили эксперты, на рынке происходили и позитивные явления. Во-первых рынок стал отказываться от аутсорса: если раньше меры стимулирования, информацию, поддержку, инструменты регулирования он запрашивал и ожидал со стороны, например, от государства, то в этом году стал очевиден переход к своеобразному краудсорсингу, когда в решении проблем по оздоровлению отрасли были активно задействованы собственные внутренние отраслевые ресурсы. Уместно сказать о таком явлении, как коопкуренция. Во-вторых, в предчувствии кризиса у компаний обострилось чувство самосохранения. Компании начинают существенно менять подход к своему бизнесу: настраивают бизнес-процессы. концентрируются на корпоративной культуре, вырабатывают новые компетенции, которых не было ранее, к примеру, Интернет, продвижение и пр. Особое место сегодня отводится качеству сервиса. Это дает повод для оптимизма – благодаря усилиям самых добросовестных и творчески активных игроков через 5-7 лет, когда тучи рассеются, на небосводе отечественного рынка светопрозрачных конструкций снова взойдет солнце».
Материал подготовлен пресс-службой «Оконный континент»