AXOR INDUSTRY: Обзор рынка СПК России за ІІІ квартал 2017 года
В настоящем обзоре представлено первое исследование компании
AXOR INDUSTRY, относящееся к рынку металлопластиковых конструкций России. Исследование проводилось с целью изучения состояния отрасли, проблем, с которыми сталкиваются производители светопрозрачных конструкций. Понимание ситуации на рынке СПК очень важно для всех его участников. На сегодняшний день производители металлопластиковых окон и дверей находятся в достаточно сложной ситуации.
С одной стороны, падение уровня платежеспособности населения, с другой – все возрастающая конкуренция, серьезно осложняющая ведение бизнеса. В результате, многим компаниям приходится пересматривать долгосрочные и краткосрочные планы развития, а также оптимизировать структуру операционной деятельности.
В данном исследовании приняли участие руководители крупных и средних компаний-производителей металлопластиковых конструкций в России. Это позволило отразить в обзоре мнение широкого круга основных представителей этого бизнеса. Мы надеемся, что нам удалось выявить ключевые тенденции и настроения отрасли на основе оценки респондентами текущего состояния рынка.
Мы благодарим всех участников исследования, которые нашли время для того, чтобы поделиться с нами своим мнением, и надеемся на их дальнейшее участие в последующих опросах.
Положение дел в отрасли
Во второй половине 2017 года оконный рынок России показал относительно положительную динамику развития, что стало своеобразным «глотком свежего воздуха» для его участников. Спад объемов оконного рынка, который наблюдался уже более 4–х лет, замедлил свой темп. Сезонное оживление в отрасли в III квартале 2017 года позволило операторам оконного рынка работать в активном режиме и сосредоточить свои усилия на выбранной стратегии развития.
Согласно результатам опроса, в отчетном периоде деятельность компаний-производителей СПК в основном была сосредоточена на укреплении своих позиций на рынке, в большей части это касалось развития продукта и расширения дилерской сети. Совсем немногие из опрошенных компаний в этот период уделяли внимание оптимизации издержек.
Несмотря на одинаковые внешние условия и положительные изменения в отрасли, компании-производители СПК по-разному оценили объемы рынка в отчетном периоде. Так, большая часть опрошенных (55%) в III квартале 2017 года отметили позитивную динамику развития отрасли, оценив увеличение объемов рынка в отчетном периоде – в среднем на 10%. Другая часть респондентов обозначили, что рынок все же «просел» в этом периоде в сравнении с показателями прошлого года. И совсем немногие отметили, что объемы рынка остались на уровне 2016 года в аналогичном периоде.
Продукция и каналы сбыта
В III квартале 2017 года почти половина опрошенных оконных компаний не изменяли состав своего продукта. Другая часть респондентов указали, что внесли некоторые изменения. В большей части это касалось частичной замены комплектующих. Закономерно, что в активный сезон почти половина опрошенных компаний решили не менять товарный ряд своей продукции, а сосредоточить свои усилия непосредственно на реализации продукции.
В структуре продаж в отчетном периоде у большинства компаний, преобладали изделия эконом-сегмента, что вполне объяснимо в условиях экономической ситуации в стране и ориентированностью большей части потребителей исключительно на экономию. Вместе с тем, почти у трети компаний в продажах преобладала продукция среднего ценового сегмента. Это говорит о том, что на рынке, несмотря на основную тенденцию, присутствует потребность в более качественном и функциональном продукте и определенная доля потребителей готова платить за такой продукт более высокую цену.
На рынке СПК среди компаний сохраняется стабильность в выборе поставщиков. Подавляющее большинство опрошенных компаний (64%) в отчетном периоде не изменяли партнеров по поставкам. Если происходили изменения, то основная их задача состояла в поиске более выгодных вариантов по цене.
В работе с торговыми представителями в III квартале 2017 года главным мотивационным инструментом стала ценовая политика, также были достаточно эффективны акции: как самостоятельные, так и совместные с поставщиками. Второстепенное значение было уделено мотивационным программам и обучению партнеров. В вопросе реализации продукции респонденты отметили преобладание частных заказов над тендерными, что вполне объяснимо. Объемы строительной отрасли в России пока невелики, а остекление новостроек по программе реновации по всей стране еще впереди.
Ожидание
Относительно ожиданий к концу 2017 года – больше половины опрошенных компаний считает, что рынок СПК России все же будет иметь положительную динамику развития, и будет наблюдаться незначительный рост. По мнению многих экспертов отрасли, дно кризиса на рынке СПК уже преодолено, впереди можно ожидать рост, правда, темпы этого роста – не быстрые.
Если обратиться к цифрам опроса, то около трети респондентов прогнозируют оконному рынку России в IV квартале 2017 года прирост на уровне 10% в сравнении с аналогичными показателями прошлого года. Пятая часть респондентов считают, что рынок останется на уровне прошлого года этого периода, что само по себе также является позитивным моментом. Есть те, кто не верят в рост рынка в этом периоде, даже с учетом относительно позитивного III квартала. Тем не менее, оконный рынок во второй половине 2017 года «ожил» после длительной рецессии. Безусловно, это достаточно «хрупкие» изменения, но данные показатели принесли определенную уверенность и долю оптимизма участникам оконного рынка.
К концу 2017 года по прогнозам опрошенных компаний продукция эконом-класса будет также лидировать в продажах. Безусловно, спрос диктует предложение, поэтому основным трендом среди потребителя будет оставаться цена на продукцию и под этот тренд производители уже адаптировались.
Основным риском для отрасли по-прежнему является падение платежеспособности населения (это отметили 63% опрошенных компаний), а также нестабильный курс валют (22% респондентов). В вопросе о дальнейшем стратегическом развитии компании основной упор делают на оптимизации себестоимости продукции без потери качества.
Модернизация производства также выделяется на фоне других стратегий, и это закономерно. Именно модернизация производственных и совершенствование бизнес-процессов – одни из эффективных методов снижения издержек без потери качества, которые позволяют компаниям направлять силы и средства на развитие своего бренда, продукта и сервиса. Это именно то, что требует оконный рынок России в данный период времени.