РЕШЕНИЕ Всероссийской конференции «Актуальные вопросы оконной отрасли. Энергосбережение в строительстве и инновационные технологии» (Москва, 5 ноября 2009 г.)
РЕШЕНИЕ
Всероссийской конференции
«Актуальные вопросы оконной отрасли.
Энергосбережение в строительстве и инновационные технологии»
(Москва, 5 ноября 2009 г.)
Участники Всероссийской конференции «Актуальные вопросы оконной отрасли. Энергосбережение в строительстве и инновационные технологии», проведенной по инициативе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Комитета по техническому регулированию РСПП, Института развития промышленности РСПП, Ассоциации производителей энергоэффективных окон (Ассоциация АПРОК), Межрегионального института окна (НИУПЦ МИО) при участии Министерства регионального развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, ФА «Ростехрегулирование», других организаций констатируют следующее:
1. Сегодня в строительной отрасли страны происходят коренные перемены, обусловленные как новыми подходами к управлению экономикой страны, так и достаточно сложным состоянием отрасли. Структурная перестройка отрасли совпала по времени с экономическим и финансовым кризисом.
Перед строительной отраслью поставлены принципиально новые задачи в части технического регулирования, энергосбережения, проектирования новых типов зданий и их эксплуатации. В этих условиях особенно остро ощущается отсутствие единого координирующего центра, способного сформулировать четкую техническую политику в отрасли и организовать ее реализацию. Таким центром в свое время был Госстрой РФ.
2. В России за последние 15 лет создана современная промышленность по производству светопрозрачных конструкций. В настоящее время в оконной индустрии работает около восьми тысяч предприятий, в них занято более 300 тысяч специалистов, годовой оборот компаний в 2008 году составил более 300 миллиардов рублей. Ведущие предприятия оснащены самым современным, в том числе полностью автоматизированным оборудованием. При этом в отрасли до настоящего времени еще высока доля импортных материалов, а значительная часть оборудования, закупается за рубежом, хотя в отрасли имеются и собственные инновационные разработки.
3. Потенциал отечественных и зарубежных компаний, работающих на рынке оконных и фасадных конструкций, огромен. Имеется реальная возможность использовать его для снижения энергозатрат при эксплуатации зданий и сооружений различного назначения. Одной из основных задач, определенных Президентом РФ и Правительством страны, является энергосбережение, и оконная отрасль готова к тому, чтобы снизить энергопотребление при эксплуатации зданий на 30–40%.
4. Проводимые в стране реформа технического регулирования и переход к саморегулированию в отрасли, безусловно, необходимы.
5. Необходимо разработать и реализовать специальную комплексную программу по массовому применению современных энергоэффективных светопрозрачных конструкций на базе энергосберегающих технологий в различных природно-климатических условиях.
6. Отсутствие в составе проектной документации раздела «Светопрозрачные ограждающие конструкции» (фасады, заполнение оконных и дверных проемов, остекление балконов и лоджий) привело к массовым нарушениям нормативных требований при новом строительстве – по статистике до 40% жалоб жильцов приходится на окна и балконные двери. Следствием данного решения стало:
- отсутствие квалифицированной проектной документации, как по конструктивным решениям изделий, так и по обоснованию применения энергоэффективных узлов их крепления;
- отсутствие экспертного заключения на проверку правильности предлагаемых решений светопрозрачных ограждающих конструкций с точки зрения их безопасности и энергоэффективности;
- отсутствие документа единого образца, на основании которого инспекция архитектурно-строительного надзора осуществляет приемку в эксплуатацию оконных и балконных конструкций;
- проектирование и монтаж светопрозрачных конструкций оконные компании производят самостоятельно. При этом отсутствует экспертиза предложенных решений на безопасность и энергоэффективность конструкций;
- в документации на эксплуатацию объектов (паспорт здания) управляющей компанией светопрозрачные конструкции (фасады, заполнение оконных и дверных проемов, остекление лоджий и балконов) отсутствуют как объект эксплуатации.
Все это влечет за собой неконтролируемый рост энергопотребления при эксплуатации зданий и сооружений.
6. Внедрение современных светопрозрачных конструкций тормозится и тем, что потребитель не видит реальной выгоды от их применения из-за устаревшей системы учета и оплаты стоимости теплоносителей.
Участники конференции с целью консолидации отрасли для решения актуальных задач считают необходимым создать Координационный совет, основными задачами которого должны стать:
- – анализ текущего состояния отрасли, определение проблемных мест и приоритетов развития;
– координация усилий сообщества в вопросах выработки технической политики;
– защита интересов разработчиков и производителей конструкций;
– повышение качества производимых конструкций и предоставляемых услуг;
– продвижение инновационных продуктов и ресурсосберегающих технологий на строительном рынке России;
– совершенствование нормативной базы отрасли;
– создание объективной системы сертификации и экспертизы.
1. Конференция поручает Координационному совету по согласованию с заинтересованными министерствами и организациями выйти в Правительство РФ с ходатайством внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» в части включения в состав проектной документации раздела «Светопрозрачные конструкции (фасады, заполнение оконных и дверных проемов, остекление балконов и лоджий)», включая техническое задание на проектирование светопрозрачных конструкций, с целью обеспечения выполнения нормативов по энергосбережению, безопасности и повышению качества выполнения работ.
2. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и проектом закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Координационному совету разработать комплексную программу актуализации нормативно-технической базы по светопрозрачным ограждающим конструкциям (национальные стандарты, своды правил, стандарты организаций) и внести их для включения в перспективную программу ТК 465 «Строительство», ФА «Ростехрегулирование» и Комитета по техническому регулированию РСПП.
3. Учитывая поставленные задачи по повышению эффективности производства и отсутствие системы подготовки кадров для оконной отрасли поручить Координационному совету подготовить программу обучения и программу повышения квалификации кадров и ходатайствовать о включении их учебные курсы вузов и средних-специальных учебных заведений.
4. Поручить Координационному совету подготовить предложения для включения в тарифно-квалификационный справочник профессии, объективно существующие на предприятиях оконной отрасли.
5. Поручить Координационному совету подготовить предложения о создании системы сертификации и экспертизы продукции. Подготовить предложения по составу экспертного совета отрасли и разработать положение об экспертном совете.
6. В последнее время, несмотря на внедрение современного высокотехнологичного оборудования, отмечается снижение качества изготовления продукции и производства строительно-монтажных работ, что вызвано рядом факторов.
Конференция отмечает, что отсутствует целостный системный подход к ценообразованию на изготовление и монтаж типовых оконных и дверных балконных блоков. Стоимость конструкций не отражает реальной себестоимости изделий, что ведет к поставкам на рынок некачественной продукции. Поручить Координационному совету подготовить предложения в адрес Минрегионразвития (Федерального центра ценообразования) по формированию цен на заполнение оконных и балконных проемов для жилых домов массовых серий на основе каталогов номенклатуры типовых решений с учетом предъявляемых и планируемых требований по энергоэффективности и энергосбережению с последующим проведением ежеквартальной индексации. Это даст возможность получить истинную картину в ценовой сфере на всех этапах – от производства сырья вплоть до появления конечного продукта и позволит создать систему ценовой информации для обеспечения прозрачности и эффективности работы всей системы.
7. На основе рекомендаций ТК 465 «Строительство» Координационному совету сформировать экспертную группу с участием представителей изготовителей, потребителей и научно-исследовательских организаций с целью определения программы работы в области национальной и международной стандартизации в оконной отрасли на перспективный период и приоритетов работы в этом направлении.
8. На основе консолидации отрасли поручить Координационному совету подготовить предложения о создании системы сбора, обработки и передачи информации об объективном состоянии в оконной отрасли.
9. Совместно с РСПП подготовить программу проведения круглых столов (семинаров, конференций) по актуальным вопросам отрасли на 2010 год и в месячный срок довести до сведения предприятий отрасли.
10. Координационному совету рассмотреть вопрос о создании отраслевого некоммерческого партнерства с последующим образованием саморегулируемой организации.
11. Для решения поставленных задач считать целесообразным утвердить рабочую группу Координационного совета по светопрозрачным конструкциям из представителей ведущих компаний отрасли, в составе
- Артюшин А.Н.
- Асадчев С.В.
- Бабкин А.В.
- Бобров И.В.
- Брындин А.А.
- Гладков С.А.
- Ельников С.В.
- Казновский В.Н.
- Ляшенко А.В.
- Спиридонов А.В.
- Столяров Ю.И.
- Черненко Е.Н.
- Шахнес Л.М.
Председатель собрания Черненко Евгений Николаевич.
Секретарь собрания Асадчев Сергей Васильевич.
E-mail: miomoscow@mio.ru