С немецкой точностью об идеальной команде. Интервью с Маттиасом Эберляйном, ООО «РОТО ФРАНК»


С немецкой точностью об идеальной команде. Интервью с Маттиасом Эберляйном, ООО «РОТО ФРАНК»

На  forbes.ru вышло интервью с Маттиасом Эберляйном управляющим экономическим пространством Россия, Беларусь и Средняя Азия, генеральным директором ООО «РОТО ФРАНК», на тему идеальной команды, ее создания и развития, а также социокультурных различий между русскими и немцами и влиянии их на бизнес. 

Что для Вас значит слово «команда»?

– Команда представляет собой группу людей, объединённую общей целью, миссией, ценностями, способностями и инструментами для её достижения. Важно одинаковое видение и понимание цели всеми членами команды и сильное желание эту цель достичь. В сплочённой команде стремление к достижению цели присутствует априори. Миссия нашей компании – приносить максимальную пользу клиенту. Это возможно только благодаря продуманной кадровой политике. Мы стремимся, чтобы каждый человек почувствовал себя не просто полноправным сотрудником компании, но и членом большой семьи Roto, обрел смысл для жизни.

Какой Вы видите идеальную команду?

– Сильная команда живёт в дуализме. Здесь всё, как в спорте: есть нападающие, защитники, вратарь. Слабые стороны одних игроков всегда компенсируются очевидными преимуществами других. Истинны и слова из «Метафизики» Аристотеля о том, что целое больше, чем сумма его частей.

Как ее создать?

– Сложно. Нужно иметь мужество положиться на интуицию, на своё первое впечатление о человеке. Ведь не секрет, что интуиция – это подсознательное чувство, состояние души. Мы часто боимся прислушаться к своему внутреннему голосу и руководствуемся логикой. Это в корне неверно. Конечно, всё приходит с опытом, и интерпретировать своё бессознательное тоже нужно учиться.

Кого Вы точно не возьмете в свою команду?

– Я выделяю 2 группы людей, которых с трудом могу представить в своей команде. Это «нарциссы» и «макиавеллисты». Первые стремятся во что бы то ни стало привлечь к себе всеобщее внимание и патологически страдают манией величия. «Макиавеллисты» же живут по принципу «все средства хороши». Оба подхода противоречат основным ценностям нашей компании и мешают в достижении целей. Сплочённая команда, как и здоровый организм с сильным иммунитетом, способна отторгнуть чуждый ей элемент, противостоять появлению недугов.

Как команда сейчас влияет на результаты «РОТО ФРАНК»?

–  «РОТО ФРАНК» на протяжении многих лет является лидером на рынке в своей отрасли. Составные части нашего успеха – качественный продукт, единственное в России локализованное производство, отлаженная логистическая цепочка – формируют 50% результата. Остальные 50% – это команда. Я абсолютно убеждён, что именно от правильно подобранных людей зависит конечный успех бизнеса.

Как Вы развиваете своих коллег, чтобы упрочить лидирующее положение компании на рынке?

– Всё очень просто. Я стараюсь не мешать своим сотрудникам работать. Да-да, именно не мешать. Конечно, ключевые вопросы мы всегда обсуждаем вместе, но в команде очень важно доверие. Важно позволять сотруднику совершать свои собственные ошибки и нести за них ответственность. Метод «кнута» не всегда оптимален. Зрелая личность сама себя критикует и делает правильные выводы.  Моя задача –  вдохновлять, направлять, предоставлять необходимые ресурсы, обеспечивать все условия для успешной работы.

Каким должен быть лидер идеальной команды?

– Лидер должен быть примером, образцом для подражания. Он предлагает, а не навязывает, практикует умеренность во всём. Важное качество настоящего лидера – эмпатия, умение слышать и ставить себя на место подчинённого. Опыт позволяет лидеру стратегически оценивать ситуацию. Еще важно быть по-человечески открытым, позитивным, готовым к диалогу со своей командой, не давить.

Как бы Вы определили свой стиль руководства?

– Я практикую трансформационный менеджмент, частью философии которого является «кайдзен». Мы идём по пути постоянных изменений, не позволяем себе задерживаться в зоне комфорта. В итоге за последние пять — шесть лет нам удалось значительно усовершенствовать всю структуру, сделать её гибкой. Ценностные принципы нашей компании давно стали частью корпоративной культуры.

В любой команде случаются конфликты. Как Вы их разрешаете?

– В моей команде конфликты, к счастью, – большая редкость. Но если они и случаются, я стараюсь в большинстве случаев опять-таки не вмешиваться и дать коллегам самостоятельно прийти к согласию.

Как Вы оцениваете проявления специфики российского менталитета в Вашей команде? Есть ли межкультурные различия по сравнению с  Германией, релевантные с точки зрения успеха для бизнеса?

– На самом деле разница в менталитете наших народов на практике по моему опыту минимальна. Русские и немцы действительно очень похожи, нас объединяют общие ценности. Но важнее даже другое – душа. И у русских, и у немцев она «глубокая». Мне сейчас сложно точнее подобрать слово.

Тем не менее, в России, конечно, есть своя специфика работы. И она лишь помогает моей команде воплощать в жизнь идеи и реализовывать смелые проекты, потому что люди здесь очень трудолюбивые, они искренне преданны своему делу. К каждому при этом нужен свой подход. Коллеги из Сибири или с Урала, к примеру, более прямолинейные. Я думаю, что поведенческие модели людей в разных регионах России продиктованы различием климатических условий. Суровые зимы в прямом смысле слова закаляют характер, человек становится более жёстким, может успешно противостоять стрессу.

Мысленно возвращаясь на много лет назад и оценивая себя сегодня, могу сказать, что моя команда научила меня быть более терпеливым. При всей динамике жизни в России всё идёт своим чередом, ощущается какая-то незримая гармония. Кто знает, может быть, в этом весь секрет.

С немецкой точностью об идеальной команде. Интервью с Маттиасом Эберляйном, ООО «РОТО ФРАНК»