Сергей Чобан на онлайн-форуме СПК 2020: «Я не люблю окна ПВХ»


11 июня 2020 года состоялось крупнейшее мероприятие отрасли светопрозрачных конструкций – Онлайн-форум СПК 2020, организаторами которого являются компании SP Glass, VEKA и Union Polymer Technologies. Одним из приглашенных спикеров стал российский и немецкий архитектор Сергей Чобан, рассказавший о том, что изменила пандемия на рынке архитектурных услуг.

Справка о спикере

Сергей Чобан, российский и немецкий архитектор, работающий в различных городах Европы и Российской Федерации. Основатель архитектурного объединения SPEECH.

Самые громкие цитаты Сергея Чобана на Онлайн-форуме СПК 2020

Прочему проектные компании игнорируют технологические ограничения, ориентируясь только на «архитектурные» желания?
Я не люблю фразу «сегодня можно произвести все, что угодно». Есть бюджет заказчика, который финансирует процесс строительства. И мы предлагаем идеи, как эти запросы реализовать. В этом процессе нельзя выглядеть излишне теоретическими и выдвигать требования, которые выходят за рамки разумного.

Мы как специалисты должны предлагать профессиональные и интересные идеи, но с другой стороны не должны превращать все в дискуссию «что вообще в мире возможно».

Я проектировал самые разные здания, в том числе для своего фонда и на своей шкуре почувствовал, что такое реализовать все идеи архитектора. Должен признать, что это очень дорогое удовольствие.

При проектировании коммерческого здания, а не какого-нибудь музея для частного или государственного фонда, понимаешь, что любая инвестиция – это функция, где есть затраты и выгоды, которые получаются из этих затрат. 


Есть ли будущее у окон ПВХ?

Я не люблю окна ПВХ, но в моих проектах они всегда будут, так как жилой сегмент эконом-класса есть и в России, и в Германии. Мне приходится идти на этот компромисс из-за условий финансирования.

Если я хочу иметь толстый профиль, то я хочу, чтобы он был натуральным и с меньшим выбросом углекислого газа, а если я хочу тонкий профиль, то я готов пойти на металл. ПВХ мне преимуществ не дает.

У окон ПВХ есть предел – чуть более 2 метров. Можно конструкцию усилить, но эти манипуляции превращают ее в человека с костылем. Мне бы хотелось, чтобы материал нес себя сам.

Если залакировать сосну как металл или пластик, то можно сразу применять металл или пластик.

Что нужно сделать, чтобы деревянные окна стали более дешевыми и качественными? Ответ очевиден. Нужно их более дешево и качественно производить. Это нужно делать именно в России, потому что если не в России, то вообще где? С таким объемом дерева, хорошими руками, прекрасным рынком это можно и нужно делать.

О тенденциях в экономии в строительстве и уменьшении площади остекления

Тенденция в экономии в строительстве возможна только за счет улучшения и увеличения местной строительной базы, которая даст прогресс локальным архитектурным идеям, сделает их интересными не только в своей стране, но и в мире в целом.

Стремление к развитию местной строительной базы заметно везде, где мы видим интересную архитектуру. Никто не возит камень в Америку из Италии, если это не дом мультимиллионера, который именно этот камень и хочет. Эта тенденция существует и в России последние 6-7 лет.

О критериях выбора остекления для проектов

При выборе остекления я ориентируюсь на энергоэффективность и цветовую нейтральность.

Основная проблема в области остекления в России – вынос солнцезащитной функции на поверхность стекла. Ради трех жарких месяцев лета мы жжем 9 месяцев в году электричество. Единственный выход из этого положения – дальнейшее улучшение характеристик солнцезащиты, которая с течением времени будет становиться все более нейтральной с точки зрения цветного решения.

Можно вынести солнцезащиту за пределы фасада, что в климатических условиях России сделать тяжело. Но есть ряд систем, которые можно на местных строительных базах развивать.

Двойные фасады – это дорогостоящее производство. Поэтому двойной фасад – по-прежнему люкс.

Когда в России начнут строить энергоэффективные здания?

Когда решим вопрос наружной солнцезащиты для оконных проемов. Очень важный параметр сертификации: не надо конфронтировать окно с солнечной энергией, ее нужно останавливать раньше.

Нужно строить долговечные здания, которые являются легкими в эксплуатации, даже при изменении своей функции. Любое промышленное здания начала прошлого века – априори экологичное. Мы можем его перестраивать: сегодня это лофт, завтра офисы, послезавтра спортивный зал. Такое здание для меня является образцом энергоэффективности.

Как новые реалии влияют на вас и на ваше бюро SPEECH?

И бюро SPEECH, и немецкое бюро Tchoban Voss хорошо приспособились к новым реалиям. Мы работаем эффективно и выстраиваем работу в электронном формате.

Убеждать в электронном формате сложнее, так как исчезает магнитное поле прямого общения. Когда ты кого-то хочешь убедить, ты должен его видеть. Я бы не серебрил новые способы общения, так как они более затратные с точки зрения человеческой энергии.

О заморозке начального строительства

Мне сложно представить ситуацию, что потребность в жилье будет сильно уменьшаться. В России есть проблема необеспечения жильем. Может быть, себестоимость должна далее оптимизироваться.

Коммерческие здания вообще не стоит строить абы для кого, а только для того, кто в нем нуждается – под конкретного арендатора.