Появятся ли на московских фасадах уникальные произведения Бернара Пикте?
Недавно Бернар Пикте, глава парижского «Ателье уникального стекла», неутомимый экспериментатор, безраздельно преданный профессии, посетил Москву в рамках выставки Art de vivre à la française, которую провели Экономическая миссия при посольстве Франции в России и агентство Ubifrance.
С маэстро сотрудничают известные дизайнеры и архитекторы, его изделиями оформлены бутики Dior, Hermes, Cartier, Channel, Mikimoto по всему миру, университет Леонардо да Винчи в парижском районе Дефанс, Музей искусств в городе Лилле, привокзальная площадь в Амьене. Это удивительное стекло можно встретить в Осаке и Нью-Йорке, Лас-Вегасе и Токио.
Сфера интересов Бернара Пикте – применение стекла необычных фактур, состава и цвета в больших архитектурных проектах, а также для украшения общественных интерьеров и частных апартаментов.
Atelier Bernard Pictet существует без малого 30 лет. За это время накоплен уникальный опыт и многократно расширены границы применения привычного материала. Стекло из мастерской Пикте может быть рельефным как сталактит – и с тончайшей гравировкой, позолоченным – и меняющим цвет подобно хамелеону. Но неизменно оно притягивает внимание и вызывает вопрос: «Как это сделано?!»
Технологии, конечно же, держатся в строжайшем секрете. Ничего общего с известным венецианским стеклом продукт не имеет. «Мастера из Мурано работают с горячей стекольной массой, а мы – с холодным стеклом, – объясняет Б. Пикте. – Преимущество нашего способа заключается в том, что мы можем изготавливать большие поверхности».
Когда-то много лет назад предприимчивый молодой человек взял в банке кредит и купил небольшую мастерскую за символическую по нынешним временам сумму, эквивалентную 19 тыс. евро. Первое время там работали двое – сам владелец и один мастер. С тех пор предприятие численно расширилось не намного: сегодня штат насчитывает всего 9 человек. Это мастера по стеклу и дизайнеры, рисующие эскизы. Многие идеи мэтр подает сам. Ремесленной частью работы он не занимается: «Я не изготавливаю произведения, но зато знаю, как это произвести технически, знаю, как это должно выглядеть эстетически и главное – знаю, как продать».
В настоящее время от именитых заказчиков отбоя нет. Ателье работает с огромным числом соподрядчиков. К примеру, для одной только привокзальной площади в Амьене на китайских предприятиях было изготовлено 10 тыс. кв. м стекла. Один из самых больших в Европе навесов представляет собой стеклянную крышу, поддерживаемую колоннами. Его торжественно открыли в 2008 году. Пикте разработал стекло, которое создает оптическую иллюзию движения и вибрации, возникающую при движении людей под ним. Материал одновременно отражает и пропускает свет. Цвет складывается из 6 оттенков зеленого. В отличие от других стеклянных крыш здесь впечатление вибрирующего цвета заметно и ночью, поскольку элементы отражают свет, идущий снизу.
Разнообразие идей Пикте поражает – используются мотивы старинных марокканских ковров и японских гравюр, классический орнамент, фотографии, сделанные при помощи атомных микроскопов, «простая» штриховка, бороздки, покрытые белым золотом.
«Для оформления бутика «Шанель» меня попросили стилизовать в стекле изображения камелий. Рисунки лошадей мы создали для яхты в Нормандии. А вот этот декор родом из XVIII века – зеркальные панели с гравировкой, золочение и имитация малахита внутри. Так отделаны двери во дворце герцога Беррийского, – рассказывает мастер. – Для бывшего короля Марокко Хасана II мы изготовили стекло с надписями арабской вязью, и он приказал декорировать им лифты дворцов в Бахрейне и Стамбуле».
Одно из изобретений Пикте – кинетическое стекло. Главу ателье вдохновило так называемое кинетическое искусство, изобретенное художниками 60-х, в основу которого положены оптические иллюзии. Маэстро стал первым, кто использовал эти технологии в зеркале. Его работы дают иллюзию объема, трехмерного пространства и напоминают голографию.
Последняя разработка – плазменные панно. Позади стекла крепится плазменная панель шириной всего 25 мм, при включении которой на экране высвечиваются всевозможные движущиеся изображения, надписи, даже ролики и фильмы. Пикте считает, что созерцание подобного произведения действует очень расслабляющее, и мечтает сделать интерактивный фасад для какого-нибудь общественного либо частного здания.
В 2008-м году ателье получило право ставить на продукции марку Entreprise du Patrimoine Vivant. Это товарный знак французского министерства экономики, промышленности и занятости, которым отмечают компании, преуспевшие в высоком ремесле и передовой технологии.
Стоит стекло Пикте недешево. Самим мастером оно оценивается в 800–1000 евро за кв. м для больших общественных сооружений, а эксклюзивная ручная работа для частных интерьеров может стоить до 10 тыс. евро за метр.
В России Пикте уже разрабатывал частные интерьеры, но в сотрудничестве не с отечественными, а с французскими специалистами.
«Я хотел бы поработать с архитекторами, создающими масштабные, исторически значимые проекты, со стилизаторами, обладающими хорошим вкусом, любящими экспериментировать», – говорит мастер.
Будем надеяться, что визит Бернара Пикте в Москву даст начало плодотворному сотрудничеству с представителями отечественного дизайна, и мы увидим его яркие, эффектные произведения на фасадах и витринах столицы.
По материалам Domania.ru