Импортозамещение стройматериалов станет обязательным
Фото: rzn.info. Стройрынок
Российским строителям станет легче замещать импортные стройматериалы и оборудование отечественными. Каталог импортозамещения, созданный для этого, обретет официальный статус: федеральные власти намерены сделать его применение обязательным.
- Мы договорились с Министерством строительства и ЖКХ РФ, что каталог будет утвержден в качестве обязательного к применению при рассмотрении органами госэкспертизы, - сообщил вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз во время выступления на круглом столе в ТПП РФ, посвященном вопросам международного сотрудничества в строительной сфере. - Это позволит проводить замену стройматериалов внутри проектов без дополнительных процедур. Этот каталог востребован строительным сообществом, и его наполнение продвигается быстрыми темпами. Каждый день приходит 10-15 заявок на включение в него новых материалов. В ближайшее время мы будем закреплять его правовой статус на законодательном уровне.
Больше всего проблем российским строителям создают два уровня импортозависимости, отмечает исполнительный директор Ассоциации "Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций" (НОПСМ) Антон Солон. Первый - импортное сырье и базовые ингредиенты стройматериалов, от которых зависят важные технические характеристики и свойства продукции, к которым привыкли потребители. Примерно 30-процентная зависимость от импорта существует в производстве стали, труб, лакокрасочных материалов строительного назначения. Зависимость на уровне 30-70 процентов - в производстве кровельной ПВХ-мембраны, полимерной теплоизоляции, лицевого клинкерного кирпича, стекла, строительной химии, монтажной пены. В поставках кирпича, герметиков, монтажной пены, саморезов импортозависимость достигает 100 процентов.
- Если текущая ситуация сохранится, то через полгода-год при негативном сценарии качество производимой продукции может существенно снизиться, - подчеркивает эксперт. - И если отделочные материалы вроде клинкерного кирпича можно считать в некоторой степени излишним "украшательством", то проблемы могут начаться, когда не будет хватать цемента, кирпича, газобетона и других базовых материалов. Необходимо уже сейчас выявить наиболее важные "слабые звенья" и все силы бросить на них.
Кроме того, практически вся современная индустрия стройматериалов создана на западном оборудовании и западных комплектующих. Это результат последних 15-20 лет развития, в результате которого с нуля была построена совершенно новая промышленность стройматериалов - энергоэффективная, экологически чистая, требующая малого количества ручного труда. Что касается советской производственной базы, то она не выдержала конкуренции и перестала существовать. Этим же путем шла российская наука, высшее профессиональное образование в строительстве основано на этой парадигме новой промышленности. Таким образом, сегодня здесь возникла "яма", поскольку за последние 30 лет развития собственной российской индустрии в этом направлении не было.
- Проблемы, с которыми сталкивается строительная отрасль, заключены не в ней, а в работе смежных отраслей - машиностроении, станкостроении, строительной химии и электроники, - считает Антон Солон. - Чтобы решить эти проблемы, необходим ряд мер государственной поддержки. В частности, нужно создавать научно-исследовательские центры, совмещенные с производственной базой, которые позволят скопировать лучшие образцы оборудования и запасных частей. Убежден, что окно возможностей, которое мы сегодня имеем, позволит эти проблемы решить. Но делать это нужно безотлагательно.
Еще одна сложность заключается в том, что мало просто найти замену с помощью каталога для тех или иных стройматериалов.
Федеральные власти создали "зеленый коридор" для беспошлинного ввоза в Россию машин и строительного оборудования, который серьезно помог отраслевикам. По словам Антона Мороза, строители намерены обратиться в правительство РФ с просьбой продлить эту меру на 2023 год. Но закупка аналогов или параллельный импорт могут служить лишь кратковременным решением проблемы, поскольку позволяют получать оборудование зачастую более низкого качества по высокой цене. Выход один: развивать собственное производство. На это остается не так много времени, если учесть, что срок службы крана или экскаватора около 10 лет. Необходимо учесть и то, что создание или модернизация заводов по производству тяжелой техники никогда не окупается в те же сроки, что и инвестиции в строительство объектов. Если на постройку завода может уйти около пяти лет, то понадобится еще 15 лет, чтобы он окупил себя. Отсюда следует неизбежный вывод: необходимы государственные программы поддержки, направленные на то, чтобы на создание таких производств выделялись кредиты под два-три процента. По мнению экспертов, на эти цели необходимо выделять прямые бюджетные субсидии или субсидировать банки, работающие в рамках этих государственных программ. Только это позволит выходить на проекты по производству тяжелой техники продолжительностью до 20 лет.
Рекомендуем прочесть: Рабочая группа утвердила порядок оценки стройматериалов для каталога импортозамещения
Текст: rg.ru