Оконные блоки, которые помнят образ Блока, пытаются спасти неравнодушные в Санкт-Петербурге


Оконные блоки, которые помнят образ Блока, пытаются спасти неравнодушные в Санкт-Петербурге

Фото: Елизавета Наливайко/mr-7.ru. Ещё сохранившиеся исторические окна

«Одна мне осталась надежда: смотреться в колодезь двора. Светает. Белеет одежда в рассеянном свете утра». Это строки из стихотворения «Окна во двор» Александра Блока, которые он написал в 1906 году в съёмной квартире доходного дома Тимофеева на Лахтинской улице, 3, в Санкт-Петербурге. Сегодня жильцы дома с гордостью рассказывают, проходя через пятый этаж, что в квартире № 44 жил известный поэт. И вот уже третий год они всячески пытаются сохранить исторические окна второй парадной дома, которые ещё помнят образ Блока.

Обращения в жилищный комитет, заявления в полицию и разбирательства с подрядчиком — всё это стало привычным делом для Инны Дюковой, жительницы дома на Лахтинской 3, которая в одиночку уже не первый год пытается противостоять разрушению исторического вида векового здания.

О том, что в парадных планируют заменить старые деревянные рамы на пластиковые окна стало известно примерно два года назад.

В конце 2022 года я начала следить за всей ситуацией. Стала обращаться в фонд капитального ремонта. На мои запросы изначально отвечали, что окна можно восстановить, сохранить их. Однако после разговора с подрядчиком я узнала, что их всё-таки собираются полностью менять. По его словам, ничего исторического у нас в доме нет, — рассказала Инна.

По словам женщины, проектная документация строительной компании подозрительно быстро изменилась. Если в октябре 2022 года до согласования плана работ с комитетом по охране памятников истории и культуры (КГИОП) было написано, что деревянные окна вместе с подоконниками нужно просто восстановить, то в июне 2023 года генеральный директор подрядчика сообщил Инне, что окна уже планируется полностью заменить.

Сохранить исторические окна также помешали и разногласия между соседями. Жильцы первой парадной в отличие от своих соседей из второй (именно там находится квартира Блока) не посчитали дореволюционные окна чем-то ценным. Большинство из них проголосовало за замену «непригодных» окон на пластиковые. Аргумент градозащитников, что эти окна подлинные, и они даже пережили блокаду, показался жильцам слабым и сомнительным.

Градозащитники уверяют, что такое поведение жильцов можно объяснить лишь тем, что люди действительно считают окна не историческими. Многие из них уверены, что подлинные рамы уже давно были утрачены в период Великой Отечественной войны, а сейчас борьба идёт за обычные доски.

Парадные дома на Лахтинской посетила специалист по истории столярных работ Янина Парунова. По её словам, нет никаких сомнений, что окна представляют собой большую ценность.

Окна не требуют реставрации, они в хорошем состоянии, здесь нужен просто ремонт. Это намного дешевле, чем купить новые окна, поэтому это «преступление» просто взять и заменить их, — прокомментировала Янина.

Эксперт объясняла, что мастерство такого уровня сохранялось, пока были живы мастера дореволюционной школы и те, кто у них учился — до середины 1960-х годов. После мастерство утратилось из-за невостребованности занятия. Окна доходного дома на Лахтинской, по её мнению, — это недостижимый уровень столярного мастерства на сегодняшний день, и даже по готовым чертежам людям сейчас будет сложно повторить что-то подобное.

Такие образцы, как эти окна, необходимо сохранять. Надо признать, что повторить их уже мало кто сможет. Но даже если сильно постараться, всё равно без ошибок не получится. Тем более все окна целы. Это прекрасная архитектура — два параллельных окна создают эффект веранды, но, если их заменить, всё будет совсем иначе, — поделилась своим мнением Янина.

Новые деревянные стеклопакеты с расстекловкой, отличающейся от исторической

Фото: SOS СПб СНОС. Новые деревянные стеклопакеты с расстекловкой, отличающейся от исторической

Возмущение вызвало и то, что жильцам обещали установить новые окна с сохранением образа и важных элементов исторических окон. Но и тут без накладок не обошлось. Янина Парунова указала на то, что новые окна отличаются и по рисунку, и по конструкции. По её словам, нетрудно догадаться, что замеры были проведены лишь приблизительные. А самая грубая ошибка, как она рассказала, — это несоответствие размеров обвязок. На дореволюционных окнах обвязки изящные — всего 5-6 сантиметров в ширину, а на новых они значительно больше. Не получилось качественно сделать на новых окнах и изгибы, а это тоже одна из важных особенностей.

На новых конструкциях также не предусмотрели установку кремонов (оконных запоров). Жильцам пообещали, что старые кремоны отреставрируют — строители сняли историческую фурнитуру, и больше о ней уже никто не слышал. Инна всё же успела сохранить некоторые кремоны во второй парадной, чтобы их не постигла та же участь.

На сегодняшний день большая часть жильцов второй парадной выразила согласие сохранить исторические окна. Люди надеются, что собранные подписи поспособствуют тому, чтобы на эту проблему обратил внимание Следственный комитет.

Рекомендуем прочесть: Авторы уникальных витражей призывают спасти их творение

Источник: https://mr-7.ru