Придание каждой электронной новости статуса товара: pro и contra
Новости – сообщения информационных агентств – могут использоваться свободно и бесплатно. Но эта ситуация не устраивает агентства, бизнес которых связан с расходами на создание и распространение новостей. Сегодня Совет по массовым коммуникациям при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ рассмотрит законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов обладателей информации».
Инициатор и организатор написания этого документа – информационное агентство «РИА Новости» называет его «законопроектом о плагиате». Его цель – решить проблему воровства информационных сообщений, объясняет заместитель гендиректора «РИА Новости» Леонид Бурмистров: «Ежедневно у нас перепечатываются десятки и сотни новостей, и здесь мы почти беззащитны, потому что мы не владеем правами на собственный информационный продукт. Ведь новости в отличие от статей не объект авторского права».
«Другие сайты, прикрываясь требованием общедоступности информации, берут наши новости, привлекают к себе аудиторию и сами зарабатывают деньги, – согласен руководитель службы интернет-проектов «Интерфакса» Алексей Гореславский. – А ведь наша лента новостей – бизнес-продукт».
По оценке аналитика iKS-Consulting Антона Ворыхалова, в Рунете существует не менее 1000 сайтов, которые перепечатывают новости и зарабатывают на рекламе. Но агентства пока затрудняются оценить общий ущерб от такой деятельности. Правда, Бурмистров сказал «Ведомостям», что каждый случай копирования сообщения «РИА Новости» без ссылки на агентство оборачивается упущенным доходом примерно в 2 500 руб. По его мнению, недополученная выгода должна компенсироваться, поэтому систематическое использование новостей агентства «в идеале» должно происходить только по договору.
Одно из главных нововведений законопроекта – придание каждой электронной новости статуса товара, как у экземпляра журнала или газеты, указывает юрист «РИА Новости» Татьяна Миронова. Информация становится объектом гражданских прав наравне с имуществом или услугами, и информагентства смогут ограничивать к ней доступ и определять условия ее использования.
Юристы, опрошенные «Ведомостями», называют законопроект курьезным и однобоким. «Доступ к информации может быть ограничен федеральным законом и исключительно в соответствии с определенными критериями, – указывает управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» Виктор Осипов. – А информагентства хотят самостоятельно решать, кто может передавать информацию, кто – нет. Это уже ущемление прав граждан на информацию».
Законопроект настолько туманно сформулирован, что может использоваться скорее во вред СМИ, чем защищать их интересы, считает начальник юридической службы ИД «Коммерсантъ» Георгий Иванов.
Документ еще будет дорабатываться, это лишь первый вариант, успокаивает Миронова. Она согласна, что некоторые формулировки нынешнего документа могут быть недостаточно ясными.
Информация с сайта «Ведомости»