Инвентаризация памятников Петроградской стороны выявила повсеместную незаконную замену стеклопакетов


В Петербурге почти 9000 зданий – объектов культурного наследия (ОКН). В каком состоянии находится каждое из них, не знает никто. Конечно, у Комитета по охране памятников (КГИОП) есть свои данные, но они постоянно нуждаются в уточнении, пишет novayagazeta.spb.ru. Чтобы отразить реальную ситуацию с сохранением культурного наследия в Санкт-Петербурге, активисты-градозащитники создали сайт «Пространство Петербурга». Постепенно на нем должна появиться информация обо всех исторически ценных объектах нашего города. Первые успехи уже есть – волонтеры завершили инвентаризацию Петроградского района.

Инвентаризация шла с весны 2013 по осень 2014 г. Силами волонтеров, без какого-либо финансирования были визуально обследованы все ОКН района. Потом результаты обобщались, обсуждались с КГИОП и наконец этой весной были официально представлены публике на экскурсии для журналистов, экспертов и просто неравнодушных горожан.

Результатом работы активистов стало не просто перечисление пострадавших или находящихся под угрозой объектов, но ряд выводов о проблемах сохранения исторической городской среды.

В первую очередь бросилась в глаза проблема внешнего облика зданий, вроде бы находящихся в приемлемом состоянии. Даже если сохранности памятника ничего не угрожает, его внешний вид нередко оказывается обезображенным спутниковыми тарелками, кондиционерами на фасадах, стеклопакетами, нарушающими гармонию оригинальной расстекловки. Очень часто из-за таких, казалось бы, мелочей в целом красивое и даже отремонтированное здание выглядит дико, если не уродливо.

В частности, проблема расстекловки особенно остро стоит на Петроградской стороне, где много зданий эпохи модерн с оригинальными решениями оформления окон. Зачастую собственники просто выбрасывают старые рамы, заменяя их на самые простые варианты стеклопакетов, из-за чего дома как будто «косеют на один глаз», а если окна заменяются целиком – то здания словно слепнут.

По словам представителя КГИОП Валентины Лелиной, если оригинальная расстекловка входит в предметы охраны, то ее изменение по закону должно быть согласовано с комитетом. Однако на практике чаще всего этого не делается. В итоге собственник все же должен будет устранить нарушение, но случается это обычно только тогда, когда начинается ремонт фасада здания. А значит, здания могут оставаться обезображенными десятками лет, до тех пор, пока не обветшают настолько, чтобы нуждаться в ремонте.

Похожим образом обстоит дело и с кондиционерами и спутниковыми тарелками. Вообще-то их установка на ОКН без согласования незаконна и подлежит административному преследованию – уполномоченные органы госвласти должны взимать штраф, но на деле такое происходит редко.

Еще одна общая проблема питерского центра – мансарды. Какие-то из них появились самопально, какие-то надстроены законно, по разрешению КГИОП, а некоторые являются историческими. Беда в том, что нередко даже последние обшиваются безвкусными материалами, из-за чего смотрятся инородным телом на здании. Всего волонтеры нашли на Петроградской стороне более сотни диссонирующих мансард.

В отношении мансард и в целом внешнего облика объектов культурного наследия КГИОП пообещал провести проверки на предмет соблюдения норм действующего законодательства по адресам, которые указали активисты. «Комитетом будет проведена внеплановая проверка с целью оценки соответствия деятельности требованиям законодательства РФ об ОКН и приняты установленные действующим законодательством административно-правовые меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности», – говорится в ответе КГИОП на письмо от депутата Ковалева, в котором были изложены результаты инвентаризации.

Отдельная боль градозащитников – входные двери жилых подъездов, исчезающие прямо на наших глазах. Эти чудесные примеры столярного искусства до сих пор сохранились на некоторых зданиях, хотя многие, к сожалению, безвозвратно утрачены. Если дверной проем имеет необычную форму, то выступающие части (как правило, сверху) сохраняют исторический фрагмент дверной конструкции, а под ними налепляют металлическую дверь.

– Закон до сих пор не определил, к чему относятся эти элементы: к архитектурному облику, предметам охраны или к благоустройству? – ставит вопрос эксперт ЭКОМ Александр Карпов. – Пока нет четкого разграничения этих функций на объектах культурного наследия, невозможно и сохранить исчезающую красоту.

Когда активисты отправили КГИОП результаты своей инвентаризации, полученный ответ в общем-то подтвердил их выводы. «Задача сохранения культурного наследия должна решаться не только органами охраны памятников», – пишут чиновники. Действительно, проблемы сохранения памятников не сильно волнуют Комитет по управлению городским имуществом или управляющие компании, которые занимаются благоустройством. Взаимодействие между этими структурами налажено до сих пор очень слабо, актуализация информации происходит спорадически. В итоге реальная защита памятников от вандализма собственников – это проблема, которая еще далека от своего решения.