Что и почему изменилось в аттестации экспертов
С 1 апреля с.г. вступило в действие постановление правительства России №1719 от 30.12.2017 г., которое вносит существенные изменения в процедуру аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы. Но не окажутся ли новые требования настолько жесткими, что большинство экспертов не смогут подтвердить свою квалификацию? Отраслевой журнал «Строительство» ancb.ru разбирался в этом вопросе совместно с профильным Департаментом Минстроя России.
История вопроса
На самом деле, реформирование системы аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы проектной документации назрел довольно давно. Напомним, что в настоящее время негосударственные эксперты и эксперты региональных госэкспертиз, чтобы получить или подтвердить свой статус, проходят компьютерное тестирование, а эксперты Главгосэкспертизы сдают устный экзамен. За пять лет существования аттестации экспертов было выдано почти 13 тысяч аттестатов.
При этом, по мнению и проектировщиков, и чиновников, и строителей, уровень квалификации большинства экспертов, особенно негосударственной экспертизы, оставляет желать много лучшего. Более того, одновременно с началом процедуры аттестации появился и рынок услуг, которые за один день и соответствующую сумму готовы подготовить человеку полный набор документов при полном же отсутствии необходимых знаний и опыта работы. Порой именно отсюда «растут уши» ряда трагедий на построенных объектах.
Проект постановления правительства России, который установил бы более жесткие правила аттестации экспертов, готовился в Минстрое России по поручению вице-премьера Дмитрия Козака с 2015 года. Для этого были сформированы рабочие группы, куда вошли представители всех заинтересованных ведомств и профессионального сообщества. Весь процесс подготовки и согласования документа был абсолютно прозрачным и, что самое главное, учитывал все конструктивные предложения именно профессионального сообщества, поскольку высококвалифицированные эксперты сами были заинтересованы в том, чтобы навести порядок в своей сфере деятельности.
Что же поменялось в процедуре аттестации экспертов негосударственной и государственной экспертизы? Рассказывает директор Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимир Калинкин:
– С 1 апреля 2018 года существенно изменилась процедура аттестации экспертов. Теперь компьютерное тестирование должны проходить не только эксперты негосударственной экспертизы и региональных госэкспертиз, но и Главгосэкспертизы России. Отмечу, что перечень вопросов тестирования подлежит размещению в открытых источниках, что позволит претендентам должным образом подготовиться. При этом уменьшилось количество вопросовс 200 до 120, на которые в ходе компьютерного тестирования эксперт должен дать ответ. Однако теперь эксперт должен правильно ответить не менее, чем на 110 вопросов – ранее эта цифра была 170. То есть, увеличился процент необходимых правильных ответов – с 80% до 90%.
Кроме того, появились нюансы, которые усложняют процедуру тестирования, потому что задача Минстроя как регулятора этой сферы состоит в том, чтобы повысить качество экспертов, которые работают как в государственной, так и в негосударственной экспертизе – ими должны быть только самые образованные, самые компетентные лица. Поэтому постановление правительства России ужесточает требования к знаниям, которые претенденты должны подтвердить, проходя компьютерное тестирование. Само тестирование теперь длится не пять часов, а три, и при этом в каждом вопросе нужно выбрать не один правильный ответ из трех, а минимум два правильных ответа из шести. При этом правильных ответов может быть и больше двух, и только если все они будут указаны, вопрос будет считаться пройденным. Да, это сложно, но мы провели соответствующие консультации с методологами, которые занимаются формированием тестов, и специалисты в этой сфере порекомендовали сделать тесты именно в таком виде. Это исключает возможность случайных попаданий при ответах.После сдачи компьютерного тестирования все эксперты государственных экспертиз – как региональных, так и федеральной, должны будут пройти устный экзамен. Ранее такое требование было установлено только для сотрудников Главгосэкспертизы России.
Второе нововведение состоит в том, что постановление обязывает экспертов, имеющих аттестат, проходить повышение квалификации не реже, чем один раз в три года. Ранее такого требования не было вообще. Однако мы посчитали, что за пять лет, на которые эксперту выдается аттестат, могут произойти серьезные изменения в нормативной базе, его знания могут устареть, поэтому повышение квалификации между процедурами аттестации представляется необходимым. Аттестация каждые пять лет как подтверждение квалификации эксперта остается, но с повышением квалификации эксперт сможет получать самые современные знания. При этом, если эксперт не пройдет процедуру повышения квалификации и не представит соответствующий документ, его квалификационный аттестат приостанавливается.
Пройти повышение квалификации эксперты смогут в учебных заведениях, имеющих соответствующую лицензию и образовательную программу, соответствующую заявленному направлению деятельности эксперта.
Новые правила аттестации борются с причиной, а не следствием
Чем же вызвано такое ужесточение требований к экспертам? Прежде всего, весьма низким уровнем квалификации довольно большого количества из них, а также очень узким профилем этих специалистов, которые из года в год работают со своим набором нормативных актов, плохо представляя, что происходит на «смежном» участке или в практической области.
Кроме того, существует рынок услуг для людей, которые хотят стать экспертами проектной документации. За соответствующую цену «помощники» подготовят весь пакет необходимых документов, включая справки об опыте работы. А в региональных экспертизах трудятся «свои» эксперты, которые зачастую пролоббированы местными органами власти и которым кто-то помог составить пакет документов на получение статуса эксперта и подготовить справки о том, что у них есть пять лет стажа в проектной организации. При этом сотрудники Минстроя России и аттестационной комиссии, даже имея вполне законные сомнения по поводу таких «экспертов», по закону не могут обратиться в тот же Пенсионный фонд с запросом, чтобы подтвердить подлинность представленных документов и трудового стажа.
Бороться с этим мутным болотом некачественных документов и непрофессиональных экспертов можно было только одним способом: поставить соответствующий фильтр и допускать до экспертизы проектной документации только реальных, высококлассных специалистов. Таким фильтром и стала новая процедура прохождения аттестации, которая, помимо всего прочего, максимально исключила человеческий фактор из этого процесса.
Рассказывает Владимир Калинкин:
– Приказом Минстроя России утвержден новый состав аттестационной комиссии. Если раньше в ней были, в основном, представители Минстроя России и Главгосэкспертизы, то сегодня в составе комиссии есть представители Минобороны, МВД, других силовых структур, Росатома, то есть тех организаций, которые имеют высокопрофессиональные службы по экспертизе проектной документации. Уверен, что такая комиссия сможет объективно оценить уровень компетенции любого аттестуемого.
Мы постарались минимизировать личное общение с соискателями (за исключением устного экзамена), потому что у нас сегодня вся процедура реализуется в электронном виде, через портал госуслуг – это очень удобно для всех. Соискатель подает пакет документов на аттестацию или переаттестацию, затем получает приглашение на тестирование, а потом – на устный экзамен (если это будущий эксперт государственной экспертизы). В ходе тестирования он общается только с компьютером, человеческий фактор полностью исключен. По завершении тестирования сразу же виден результат.
– Владимир Николаевич, а справится ли Минстрой России с таким объемом работы по аттестации экспертов?
– Уверены, что справимся – мы же составляли математическую модель этого процесса. В ходе подготовки проекта постановления мы занимались прогнозированием, анализировали, сколько человек и в какие сроки придет на экзамен, чтобы не было завала и очередей. Отсюда и сокращение количества вопросов, и уменьшение времени на тестирование, чтобы можно было принять экзамен у большего числа экспертов.
Подчеркну, что заставить экспертов с действующими аттестатами немедленно пройти аттестацию по новым правилам мы не можем и не ставили себе такой цели – это процедура добровольная, но по мере окончания действия аттестата все эксперты должны будут пройти аттестацию или переаттестацию по обновленным правилам.
Господа, читайте книги!
С учетом всего, что было сказано выше, не может не возникнуть вопрос: сколько же человек из нынешних действующих экспертов смогут пройти переаттестацию? По некоторым оценкам, вначале это будет не более 30-40% от всех соискателей. Конечно, оставшиеся «двоечников» с удовольствием обвинят Минстрой России в подготовке нереализуемого постановления, а кто-то возьмется рассылать жалобы и претензии.
В Минстрое России к этому готовы и понимают, что будет определенное недовольство со стороны экспертов. Однако в министерстве полны решимости навести порядок в процессе аттестации экспертов.
Для того, чтобы помочь соискателям пройти компьютерное тестирование, будет сделан тестовый вариант программы, чтобы эксперты могли потренироваться, понять, как правильно отвечать на вопросы и какие документы нужно читать и знать. Специалисты Минстроя России планируют ряд совещаний в регионах, чтобы из первых уст рассказать о новых требованиях и снять возникающие вопросы по процедуре аттестации. Но самое главное, что хочет донести до экспертов Минстрой России: не нужно искать лазейки, нужно идти и садиться за книги, своды правил, СНиПы и ГОСТы. И нужно понять: если знаний не хватает – аттестат эксперт не получит.
Эксперты – это элита строительного сообщества, и новая система аттестации направлена на то, чтобы эту элиту сформировать правильно.
Лариса Поршнева