Как изменится рынок окон в 2020 году – прогноз VEKA Rus
Портал tybet.ru продолжает цикл публикаций о том, какие изменения ждут рынок окон в 2020 году. Очередной прогноз представляет Сергей Ельников, руководитель направления PR и коммуникаций VEKA Rus.
Как будет складываться общая ситуация в строительном секторе и индустрии СПК? Какие внешние факторы будут влиять на оконный рынок (политика, экономика, законодательство)? В чем это будет выражаться?
Ситуация в строительном секторе и индустрии СПК, как его важной части, будет развиваться под воздействием разнообразных факторов. Позитивных среди них, прямо скажем, не слишком много. С точки зрения внешнего контекста – принципиальных изменений ожидать не приходится, но внешние факторы и не оказывают существенного влияния на отечественную экономику. Её развитие, по статистике последних 20 лет, на 85% определяется динамикой денежной массы и уровнем ставок ЦБ, и только 15% делят между собой факторы бюджетно-налоговой, законодательной политики властей, внутренние аспекты социальной политики, геополитические факторы, санкции и так далее.
Ожидать чудес и прорывов от нового правительства, по всей видимости, не стоит. Отрадно, что вице-премьером, курирующим вопросы строительства, назначен Марат Хуснуллин, который будет руководителем проектного офиса по всей программе «Жильё и комфортная городская среда». Сам Марат Шакирзянович в одном из своих недавних интервью заявил, что одной из главных целей его самого и его команды является «устранение всего того, что мешает работать», имея в виду административные барьеры, недоработки в сфере правового регулирования, низкое качество проектирования и «необъективное ценообразование». На устранение этих препон новый вице-премьер отводит примерно год-два.
То есть, если мы и говорим о позитивных изменениях, обусловленных новым руководством строительного комплекса, то такие изменения будут а) небыстрыми и b) затрагивающими, прежде всего, рынок так называемого объектного строительства. Это очень важный для всех нас сегмент, но не стоит забывать, что, например, в Москве и Московской области в 2018 году окон было продано больше в сегменте строительства индивидуального. А вот факторов, которые бы стимулировали рост индивидуального потребления, не слишком много.
Здесь важно другое. Рамочные условия, внешний контекст одинаковы для всех участников рынка. А вот результатов они добиваются разных. Безусловно, важно внимательно смотреть за тем, что происходит в политике и экономике, но гораздо важнее работать над своей эффективностью и эффективностью партнёров.
Что будет двигать/тормозить спрос и предложение?
На динамику спроса и предложения влияет множество факторов: степень насыщенности, вовлечённость регионов, муниципальных образований и территорий в федеральные строительные программы, меры поддержки властей, оказываемые строителям, а также тем, кто покупает квартиры и строит дома, ставки ипотечного кредитования и меры социальной поддержки (например, материнский капитал). Так или иначе, но одним из важнейших факторов являются деньги, их доступность. А различные льготы, специальные ставки по ипотеке и прочее – это всего лишь средства и инструменты, которые должны облегчить потребителю доступ к деньгам.
Но это только одна сторона медали. Каждая оконная – да и не только оконная, вообще – каждая! – компания может и должна не только учитывать платежеспособный спрос и уровень спроса на свою продукцию, но и активно этот спрос стимулировать. Не только реагировать на потребности рынка, но и активно (это ключевое слово) эти потребности формировать.
Ожидаются ли новые банкротства? В каком сегменте рынка выше зона риска - оконные компании, поставщики комплектующих, дилеры и т.д.? Какой вы видите дальнейшую консолидацию в отрасли?
Рынок – это живой организм, и, как всё живое, он подвержен изменениям, в том числе не всегда благоприятным и позитивным. К таким изменениям относятся и банкротства, это неотъемлемая часть, органичная особенность любой конкурентно-рыночной среды. Всё, что нежизнеспособно, что не выдерживает конкурентной борьбы, должно отмереть и уступить место новому, более эффективному и динамичному. Банкротства на оконном рынке наблюдались и тогда, когда этот рынок был «благополучен», когда он рос на десятки процентов в год без каких-либо усилий со стороны его участников.
Важным фактором, который может провоцировать их дальнейший рост, может стать стремление государства и его последовательная воля к ликвидации серых схем, позволяющих некоторым компаниям уходить от налогов. На рынке должны остаться честные профессионалы, которые в свободной конкуренции друг с другом будут предлагать потребителям лучшие решения. VEKA разделяет инициативы, как государственные, так и исходящие со стороны бизнеса, которые поддерживают именно такой предпринимательский стиль. Честность по отношению ко всем участникам бизнеса, от поставщиков до конечных потребителей, открытость и абсолютная законность – это те принципы, которым все предприятия концерна неукоснительно следуют во всем мире.
Превалирующие тренды в продуктах в 2020 году. Какие материалы и технологии станут драйверами продаж?
Рынок становится более разнообразным и разнородным, в нём формируются различные сегменты: потребители простых окон; яркие индивидуалисты; следующие за современными архитектурными трендами; делающие упор на определённых потребительских свойствах окна. Это определяет и то, как меняется структура предложения. В нем увеличивается доля цветных и вообще нестандартных изделий, растёт интерес к креативным решениям пространственного оформления для частных домов (мы ощутили это по динамике спроса на наши панорамные двери VEKASLIDE).
Иными словами, предложение окон становится все более сегментированным, делать упор на ограниченный набор стандартных форм сегодня уже не получится. Окна и двери все активнее становятся частью «умного дома», дополняя и без того уже обильный «интернет вещей».
Что же касается материалов, то здесь никаких революций не ожидается. ПВХ окно продолжит занимать лидирующие позиции в этом сегменте. Хотя мы не можем не учитывать активную работу «алюминиевого лобби», что находит отражение и в дизайне наших новых систем, и в технологии формирования их поверхности, хорошим примером чему является наша авторская разработка VEKA Spectral.
Стоит прочесть: Покупатель окон 2020 – с точки зрения компании VEKA
На чём будет акцентироваться оконный маркетинг?
Ответ на этот вопрос фактически дан в предыдущем пункте. Маркетинг всегда концентрируется на потребителе и его потребностях – явных и скрытых, которые еще предстоит развить. Изучение потребительского поведения и не только своевременная реакция на него, но и опережающее развитие предложения – важное условие успеха сегодня. Есть известная маркетинговая шутка: если бы Генри Форд опирался только на существующие потребности пассажиров того времени, он создавал бы телеги с возможностью запрячь туда как можно больше лошадей. Но он создал автомобиль, принципиально новое решения для быстрого передвижения, и, причём, доступное большинству людей.
То же самое с оконным маркетингом. Есть актуальные потребности. Так, большинству переработчиков, дилеров и конечных потребителей важен профильный бренд с безупречной репутацией, хотя и нужен он каждому для своих целей. И поэтому, конечно, VEKA будет активно развивать свой бренд, ядром которого является гарантированное обещание 100% качества по самым высоким немецким стандартам. При этом неважно, о каком рынке и каком именно продукте VEKA идёт речь, это обещание всегда выполняется.
Еще одна важнейшая задача маркетинга – знать весь «путь клиента», как частного, так и корпоративного, понимать цепочки его выбора, сопровождать его и активно общаться с ним на этом пути, помогая ему в принятии правильного решения. Для этого у нас настроена сложная система омниканального электронного маркетинга, включающая в себя наш федеральный контакт-центр, активно развивающиеся социальные сети, мобильные приложения и другие инструменты.
Как вы оцениваете экспортный потенциал отечественных компаний оконного бизнеса? На каких рынках Россия имеет шанс стать сильным конкурентом?
Многие партнеры VEKA реализуют свою продукцию за пределами России, при этом иногда в транспортных документах могут фигурировать такие страны как Австралия или Япония, где наш партнер «Карви» имеет полноценное представительство, склад и службу сервиса. Но чаще всего экспорт осуществляется в страны ближнего зарубежья и приграничные государства: Беларусь, Казахстан, Монголия. И, хотя качество и сервис VEKA позволяют предлагать продукт любому национальному рынку (есть даже опыт реализации российских окон в Германии), приоритетным для наших партнеров остается рынок РФ.
Самый большой позитив и негатив для отрасли в 2020 году.
Самым большим позитивом мог бы стать рост реальных доходов граждан, но, увы, вероятность этого невелика. Самым интересным информационным событием наступившего года для отрасли будет, конечно же, выставка Fensterbau Frontale, которая пройдет в Нюрнберге с 18 по 21 марта. Экспозиция VEKA на этом форуме будет уникальной, как с количественной точки зрения (самый масштабный стенд за всю история участия), так и с точки зрения новинок, которые там будут представлены.
Если говорить о событиях национального масштаба, то здесь я бы назвал наши коммуникационные проекты, которые обещают быть очень заметными.
Ну, а если говорить о негативе, то его можно найти и в годы самого бурного роста. Важно, что есть компании, которые могут развиваться и которые развиваются при любом фоне и любом негативе. 21 год назад мы начинали наш российский проект, когда на пике августовского кризиса волна негативных новостей о России зашкаливала. Но это не помешало нам добиться впечатляющего успеха. У нас есть все, чтобы дать нашим партнерам даже в непростых условиях возможность расти и развивать свой бизнес – прекрасный продукт, отличный маркетинг, классный сервис. И поэтому мы рады наступившему году, который только откроет для нас новые возможности и точки роста.
Подготовлено компанией VEKA Rus эксклюзивно для портала tybet.ru.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru