Момент истины. Кто поможет найти баланс между экономичными решениями и потребительскими качествами окна
Фото: REHAU. Сергей Есин, руководитель Учебно-технологического центра (УТЦ) компании REHAU
Благодаря поддержке со стороны государства малоэтажное и многоэтажное строительство (как важный сегмент оконного рынка) сохранило свои позиции в период пандемии. Но всё же, по данным отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркетинг», в 2020 году российский рынок производства пластиковых окон вырос на 2% по отношению к 2019-му. В этих условиях главная задача переработчиков – найти возможности для собственного развития и соответствовать качественному росту спроса на светопрозрачные конструкции. Однако результаты технических инспекций показывают, что преобладающая часть окон не является эталоном качества, на который ориентируются в отрасли.
Условия второй волны ПВХ-остекления
Одним из последствий 2020 года в поведении покупателей, по данным исследования, проведённого компанией REHAU, стал выбор в пользу более качественных решений. Это вписывается в рыночную тенденцию последних нескольких лет: на смену клиентам, предпочитающим недорогие окна, приходят более взыскательные потребители, останавливающие свой выбор на оконных конструкциях высокого качества.
Одновременно покупатели «второй волны» всё настойчивее отстаивают свои права, сталкиваясь с недобросовестным производителем или застройщиком. Сквозняки, сырость, плесень из-за некондиционных окон делают проживание в доме некомфортным и даже опасным для здоровья. На кону условия жизни человека и большие, при этом неэффективно потраченные деньги – в таком случае многие готовы отстаивать свои права до конца.
Судебная практика последних лет показывает, что закон в подобных делах выступает на стороне потребителя, и застройщика обязывают заменить некачественные окна, оплатить ремонт, да ещё и возместить судебные издержки. Один из показательных примеров – иск собственников одного из домов на Химкинском бульваре в Москве. По данным портала «ЦИАН», Тушинский районный суд Москвы обязал компанию заменить в течение 45 дней 360 оконных блоков в местах общедомового пользования.
Кто может стать гарантом качества?
Российские переработчики осознают перемены и готовы менять производственные акценты.
«На рынке мы с 2017 года. Раньше работали в эконом-сегменте, но со временем пришло понимание, что стратегия низкой цены не приводит к стабильному росту в долгосрочной перспективе, – рассказывает Дмитрий Морщинов, руководитель компании «Окново» (Ярославль). – Сейчас и крупные, и мелкие застройщики гораздо ответственнее подходят к выбору переработчика: внимательно изучают документы, отслеживают информацию в интернете».
По словам управляющего партнёра коммуникационного агентства Идеи&Решения Сергея Пархоменко, многочисленные исследования показывают, что многие лица, принимающие решения (как со стороны инвесторов, так со стороны крупных застройщиков), сегодня ввели посещение производства подрядчика в процедуру его согласования. Это позволяет им оценить и производственные мощности, и процесс изготовления. Но экскурсия не даёт ответа на вопрос о технических характеристиках готового окна, при этом далеко не все переработчики могут организовать у себя на производстве подразделение, осуществляющее весь комплекс испытаний. Причинами становятся высокая стоимость такого оборудования, отсутствие возможности его размещения и обеспечения рентабельности.
Однако любому покупателю важно не только получить обещания, но и заручиться гарантией экспертов. В такой ситуации поручителем может стать изготовитель комплектующих, а инструментом – сертификация партнёров.
«Люди хотят работать с добросовестными производителями. Даже сегодня на рынке присутствуют игроки, которые не ставят армирование, не используют нужную комплектацию, уплотнение, фурнитуру… С виду это такое же окно, но испытания сразу всё показывают. Поэтому сертификация будет востребованной, в том числе мелкими застройщиками», – подтверждает Оксана Тимофеева, директор по производству компании «Московские окна».
Чтобы сертификат представлял ценность для потенциальных заказчиков, он должен подразумевать не просто наличие экономических партнёрских отношений, но и проведение в ходе сертификации комплексного аудита. Отдельным вопросом является проверка как избранного компонента, так и итогового продукта, производимого из него. В качестве примера можно рассмотреть алгоритм аудита, проводимого компанией REHAU.
«Чтобы подтвердить и удерживать право на сертификат (с этого года мы ввели электронный эквивалент с уникальным QR-кодом), нужно ежегодно проходить техническую экспертизу производства, использовать оригинальные комплектующие, не иметь рекламаций. Наш центр – один из важнейших этапов сертификации переработчика, ведь мы отвечаем за комплексное практическое испытание стандартно выполненного и готового к монтажу окна, – говорит Сергей Есин, руководитель Учебно-технологического центра (УТЦ) компании REHAU. – Более чем за два десятка лет, проводя свыше 100 проверок в год, можно отметить, что успешно выдержать это тестирование не просто. Статистика показывает, что только 30% проверяемых окон соответствует эталонам качества».
Поясняя, эксперт REHAU замечает, что причина потерь качества зачастую в том, что производитель не может прогнозировать, как реально будут работать его оконные конструкции после установки в домах. Получить такую реальную оценку можно благодаря специальному оборудованию.
«В УТЦ REHAU подобные тестирования проводятся регулярно, и главным козырем, привлекающим партнёров, становится оснащение центра – специальный стенд для испытания окон от компании Holten. Наше оборудование позволяет не только смоделировать практические условия, но и проверить изделия на экстремальные нагрузки», – рассказывает Сергей Есин.
В УТЦ REHAU представленный переработчиком образец проходит серьёзное тестирование. Программа испытаний включает в себя четыре этапа:
1) исследование предоставленного окна на предмет соблюдения всех технических регламентов;
2) проверку на воздухопроницаемость;
3) испытание на водопроницаемость;
4) проверку на ветровую нагрузку.
Богатый опыт специалистов УТЦ позволил им определить чёрный список соблазнительных для переработчика, но весьма чувствительных для качества способов сэкономить на производстве окна. Среди них – выбор более дешёвого уплотнения, попытки упростить состав фурнитуры, проигнорировать определённые технологические шаги, выполнение отверстий компенсации ветровых нагрузок.
Если для владельца здания или застройщика ценность сертификации в независимой оценке, то каково её значение для самих переработчиков? Ведь если взять как пример процедуру компании REHAU, мы видим, что для её прохождения партнёрам приходится соглашаться на целый комплекс непростых проверок. Во-первых, самостоятельно организовать такой разносторонний и тщательный аудит у переработчиков, особенно мелких, возможностей мало. Во-вторых, в УТЦ партнёр получает чёткое представление о качестве проверенного окна и пищу для размышлений об эффективности собственного производства.
«В текущем году уже значительно перевыполняем план по объёмам заявок на тестирование образцов. И это стремление интересантов подтверждает правильно выбранный нами вектор взаимодействия для контроля и улучшения качества выпускаемой продукции. Да, далеко не все конструкции успешно проходят испытания. Казалось бы, комплектующие качественные, производство отлаженное, поэтому всё должно быть отлично. Но моделируем порывы ветра и сильного дождя, и оказывается, что есть над чем поработать, – отмечает Сергей Есин. – В процессе тестирования в большинстве случаев нам удаётся показательно доработать или переукомплектовать испытываемую конструкцию и получить положительные результаты».
Рекомендуем прочесть: Как удостовериться в качестве окна?
Что для молодого проверка, то для опытного – возможность роста
Для новых партнёров тестирование оконных конструкций становится настоящим откровением. «Где сильные, а где слабые места моих окон? Что я делал не так, запуская производство? Какую просадку в технологии мне устранить, чтобы пошли вверх не рекламации, а продажи?». Сотрудничество даёт переработчику ответы на эти вопросы, иногда даже раньше, чем он их сформулировал сам для себя.
«Подготовка к сертификации подтверждает наше стремление производить более качественный продукт, а вместе с ним – планы на партнёрские отношения с REHAU. Мы рассчитываем на успешное прохождение испытаний в УТЦ и на производственно-технические рекомендации специалистов Центра, которые помогут нам стать лучше», – констатирует Дмитрий Морщинов, чья компания впервые в этом году участвует в сертификации.
Однако и крупные переработчики с большим опытом тоже находят ценность участия в тестировании, поскольку получают мощную консультативно-технологическую поддержку Центра. «По итогам испытаний заказчик ясно и чётко понимает, где «узкое место» и где надо усиливать внимание. Очевидно, что подобные тестирования позволяют реально улучшить качество готовой продукции, и это очень ценно!» – поясняет Сергей Есин.
При этом эксперт обращает внимание на важность двустороннего общения: наиболее эффективно ведётся работа, когда на испытаниях присутствует технический специалист компании-партнёра. Подобным образом как нельзя лучше передаются наглядный результат и взаимосвязи работы комплектующих окна. Для иллюстрации руководитель Учебно-технологического центра компании REHAU приводит один из типичных примеров, когда во время тестирования оконная конструкция показывает протечку при перепаде давления 300-400 Па. При таких показателях изделию присваивается очень слабый класс по ГОСТу, поэтому специалистами УТЦ (по согласованию с заказчиком) производятся переустановка уплотнений, регулировка фурнитуры, доработка водоотводящих отверстий и отверстий для компенсации ветровых нагрузок. В преобладающем большинстве случаев вышеотмеченные мероприятия позволяют получить новые результаты испытаний на один-два класса выше.
«Во время тестирования обязательно прислушиваемся к советам сотрудников, смотрим на технологические аспекты, работу станков, фиксируем технические моменты, которые можно внедрить на практике. Идёт очень полезный обмен знаниями, опытом, причём мы видим всё воочию. Благодаря внутренней коммуникации быстро узнаём о технологических новинках, эффективно решаем все вопросы взаимодействия. И конечно, главный результат – это помогает сделать нашу продукцию лучше», – приходит к выводу Оксана Тимофеева («Московские окна»), чья компания работает с REHAU в качестве официального партнёра с самого основания (начало 1990-х).
Перенасыщение рынка и обострение борьбы за потребителя – именно так характеризуется ситуация на современном рынке светопрозрачных конструкций. В этих условиях ежегодный аудит партнёра и совместный поиск точек роста являются отличными возможностями для качественного скачка и внедрения инновационных решений, которые становятся не только конкурентным преимуществом для отдельной компании, но и двигателем в сторону повышения качества продукции для отрасли.