«Бей, беги или замри». Как меняются стратегии на рынке оконных производителей в 2023 году


«Бей, беги или замри». Как меняются стратегии на рынке оконных производителей в 2023 году

Фото: oknapanorama.ru. На производстве «Окна Панорама»


Шокированный санкциями российский оконный рынок приходит в себя и перестраивается на новые рельсы. Между решением сворачивать бизнес или адаптироваться, опытные старожилы вновь выбирают второе и говорят, что плохие времена часто дают хорошие возможности.

Что изменилось в стратегиях и поведении оконных компаний после событий 2022 года, и какие ресурсы для развития есть у этого бизнеса в 2023 году, порталу tybet.ru рассказали представители известных оконных заводов.

Иван Демидов, руководитель отдела дилерских продаж компании «Окна Панорама»

«Последние три года не дают нам расслабиться и опять проверяют на прочность. 2022 год показал, что запас прочности есть не у всех. Кто-то пытался выжить за счет ценового демпинга, кто-то за счет смены ассортимента, кто-то ничего не предпринимал и ждал чуда – это как реакции на стресс у человека: «бей, беги или замри».

Рынок оконных конструкций остро реагировал на сообщения от производителей профиля. Некоторые профилисты до сих пор не вызывают доверия и ощущения стабильности сотрудничества у дилеров, что бурно обсуждалось в мессенджерах. Поэтому концепция монобренда для некоторых компаний стала неактуальной.

Во втором и третьем квартале 2022 года цена перестала быть приоритетом в принятии решения, важнее было наличие материала здесь и сейчас. Также события 2022 года сильно ударили по IT-сфере, еще возникла проблема рабочих рук. На рынке, где итак был дефицит толковых замерщиков, монтажников, хороших специалистов стало еще меньше.

На фоне этих событий мы, в «Окна Панорама», держали руку на пульсе и своевременно реагировали на колебания рынка, не забывая про трёх китов, без которых рухнет любая бизнес-модель: качество, ассортимент и маркетинг. За год мы не проигнорировали ни одно наше маркетинговое мероприятие. Запустили сервис «Окно под ключ» для дилеров, где замер, изготовление, монтаж и гарантию полностью предоставляет компания «Окна Панорама». Добавили в линейку новые продукты российского производства – безрамное остекление для ИЖС сегмента. Реализовали модернизацию производства, и в планах на 2023 год – открытие собственной линии по изготовлению стеклопакетов.

Результатом контроля над взаимодействием бизнес-процессов и работы с партнерами (дилерами) стал прирост +20%, по сравнению с таким же непростым 2021 годом. Как говорится, всё, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Если о планах, то предстоящий год пройдет под эгидой продаж и освоения рынка ИЖС в оконном сегменте. Как сказал Черчилль: «Любой кризис – это новые возможности», мы планируем в очередной раз доказать, что это именно так».

Рекомендуем прочесть: «Больше всего нас беспокоит конкуренция не за потребителя, а за монтажника». Интервью tybet.ru с Алексеем Чурсановым, заместителем гендиректора компании «Оконный континент»

На производстве «Планета Свет»
Фото: planetasvet.ru. На производстве «Планета Свет»

Ефимов Андрей, коммерческий директор завода пластиковых окон «Планета Свет»

«Для нас 2022 год сильно отличался от того, как развивался рынок ранее. Если до этого все было достаточно предсказуемо, и мы наблюдали традиционный сезон с пиками продаж в конце лета и начале осени, то в прошлом году мы ощутили резкий скачок спроса в марте и сдвиг окончания сезона на октябрь. Другой тенденцией стал серьезный рост в сегменте остекления крупных объектов. Несмотря на все сложности и неопределенность с информацией о приостановке продаж, прекращении разработки новых проектов, которые были в марте 2022 у ряда застройщиков, уже к лету настроение было более оптимистичным, а некоторые даже старались завершить проекты раньше срока.

Также 2022 год стал для нас годом осознания, что развиваться только в рамках одной линейки профильных систем одного производителя будет крайне проблематично. Нужно быть гибкими и уметь адаптироваться под изменяющиеся реалии рынка, предоставив покупателям больше возможностей для выбора качественных решений в различных ценовых сегментах. Эти и другие моменты привели к появлению в линейке завода пластиковых окон «Планета Свет» профильных систем дополнительных марок.

В ситуации, когда часть мировых производителей уходит с российского рынка, и возможны проблемы с поставками из-за рубежа, очень актуальными становятся моменты локализации поставок, а в случае необходимости и оперативная замена комплектующих, из которых сделан готовый продукт, на аналогичные. В этой ситуации в значительной степени возросла роль бренда компании-производителя готовой продукции, непосредственно завода, который выпустил уже готовое окно или другую светопрозрачную конструкцию, независимо от того, на какой профильной системе или фурнитуре он работает.

Определенным позитивным моментом второй половины прошлого года стала ценовая стабилизация, когда после резкого роста цен весной они стали снижаться, и вторая половина года пошла без резких ценовых колебаний. Это позволило снизить нервозность и расширить горизонты планирования».

Рекомендуем прочесть: Что изменилось в 2022 году. Какие уроки нужно усвоить, чтобы быть успешным на волатильном оконном рынке

На производстве «Окна Велис»
Фото: velesokna.ru. На производстве «Велис пласт»

Ольга Первая, руководитель отдела продаж «Велис пласт»

«2023 год пока не радует перспективами – платежеспособность населения падает, строительные объекты замораживаются, предложение на рынке превышает спрос. Оконных компаний стало слишком много на одного потребителя, в связи с чем неминуемо начнет сокращаться количество дилеров в цикле продаж, как лишнее звено. Свободную нишу поделят между собой производители окон, которым нужно будет взять на себя задачи по привлечению и удержанию клиентов – в этом видим некую точку роста для себя.

Прогнозируем, что в 2023 году столкнемся с таким явлением как демпинг со стороны коллег – производителей пластиковых окон. Но мы по такому пути не пойдем, потому что заинтересованы в сохранении маржинальности своего бизнеса и репутации. Мы давно научились объяснять покупателю, что качественное окно не может стоить дешево. Тем более, опыт прошлого кризиса показал, что данная стратегия не оправдывает себя, а наоборот, засасывает компанию в воронку постоянной необходимости снижения стоимости продукции. Результат – рекламации и банкротство.

Поэтому мы не стоим на месте – мы все равно идем вперед и развиваем компанию. Чтобы еще больше усилить свое присутствие в интернете, мы планируем развивать сайт, использовать все возможные инструменты и маркетинговые коммуникации для взаимодействия с клиентом. Это и емейл-маркетинг, и перфоманс, и SMM, и контент-маркетинг, и персонализация, а также всевозможные мессенджеры, чаты, формы обратной связи на сайте, чат-боты и так далее.

Следуя тренду цифровизации, мы активно применяем все доступные решения в этой области, знакомимся с возможностями технологий NFC, сейчас разрабатываем приложение с элементами дополненной реальности для визуализации оконных конструкций в окружающем пространстве. Клиенты хотят видеть, как будут смотреться панорамные окна на их террасе или раздвижная портальная конструкция в зимнем саду. Это дополнительная возможность для отстройки от конкурентов.

В прошлом году мы заметили повышенный спрос на фурнитуру премиум сегмента – раздвижные и портальные системы. И это связано, прежде всего, с развитием малоэтажного строительства, которое демонстрирует умеренный рост уже третий год подряд. В последнее время популярен тренд на строительство фахверковых домов с панорамным остеклением. Считаем, что этот сегмент будет расти и развиваться в 2023 году.

Также будем продолжать автоматизировать клиентский сервис, разрабатывать эффективные воронки продаж и искать новые каналы коммуникации с потребителями. Полностью сосредоточимся на работе в фарватере интересов клиентов.

У нас есть антикризисный план, в рамках которого в случае необходимости мы рассматриваем и лизинг оборудования, и аренду персонала, полный переход на оконные системы российского производства. Но уверены, что благодаря многолетнему опыту (22 года на рынке), наработанным технологиям, лояльности и доверии со стороны клиентов, переживем и этот кризис».


Рекомендуем прочесть: Российский рынок светопрозрачных конструкций после 2022 года. Как развиваются поставщики профиля, фурнитуры, стекла сегодня

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru