Roto NX, Weidtmann W100, «алюминий», ИЖС и цены на фурнитуру. Интервью о перспективах 2024 года с Виктором Мелиховым «РОТО ФРАНК»
Фото: Roto. Генеральный директор компании «РОТО ФРАНК» Виктор Мелихов. Интервью с tybet.ru
Реклама. ООО «РОТО ФРАНК» ИНН 7713273035 Erid: 2SDnjcVQFSg
«РОТО ФРАНК» (бренд Roto) – международная промышленная группа, производитель фурнитуры для окон и дверей, мансардных окон. В числе множества производственных площадок Roto в мире – российский завод. Предприятие в подмосковном Ногинске действует с 2008 года, занимает ведущие позиции на рынке отечественного оконного производства, и продолжает стабильно работать, не смотря на сложности последних лет.
О работе «РОТО ФРАНК» в России в 2023 году и перспективах 2024 года tybet.ru рассказал генеральный директор компании Виктор Мелихов.
Виктор Анатольевич, Roto, действительно, полностью прекратила в 2023 году продажу фурнитуры Roto NT в России, или еще можно получать этот продукт из складских запасов?
– Как известно, компания «РОТО ФРАНК» анонсировала выход следующей генерации фурнитуры Roto NX еще в 2018 году. Основной задачей нового продукта являлось обеспечение требований современных архитектурных трендов и строительных норм. Фурнитура Roto NX, как целостный и качественный продукт, с этой задачей целиком и полностью справляется и даже опережает запросы рынка. Плановый переход с фурнитуры Roto NT на Roto NX осуществлялся в течение нескольких последних лет. Мы информировали рынок, наших партнеров и клиентов о том, что 2023 год станет завершающим в процессе перехода на фурнитуру Roto NX. Эта задача успешно выполнена. По состоянию на начало декабря 2023 года доля продаж Roto NX в общем объеме составляет более 90%. Небольшая техническая задача по доведению доли Roto NX до 100% остается на первый квартал 2024 года.
Запас на центральных складских терминалах Roto и у наших партнеров динамично менялся в 2023 году в пользу фурнитуры Roto NX, и сейчас он соответствует объемам потребления. В предстоящие периоды мы будем поддерживать в нашем экономическом пространстве, равно как и в других, небольшой запас элементов фурнитуры Roto NT для обеспечения сервисных задач. Речь идет точно не о промышленном объёме и не о серийном выпуске окон с фурнитурой Roto NТ, а именно о тех задачах, которые связаны со случаями необходимости в ремонте и обслуживании окон. В контексте данной темы хотелось бы ещё раз проинформировать клиентов о том, что в дальнейшем все инновации в области поворотной фурнитуры будут происходить исключительно в сегменте Roto NX.
Фото: Roto. Завод «РОТО ФРАНК» в Ногинске
Что еще изменилось в работе Roto за минувший год?
– Компания «РОТО ФРАНК» функционирует в формате непрерывного улучшения процессов: это касается не только внутрикорпоративных задач и продуктов, а всех сфер деятельности компании. Все трансформации направлены на повышение эффективности и на ускорение внутренних и внешних процессов.
Говоря о ключевых переменах в сбытовой структуре компании, следует начать со структурных изменений. Одно из основных – с мая 2023 года процесс сбыта возглавила Маркелова Оксана Владимировна, которая уже несколько лет руководила отделом внешних коммуникаций «РОТО ФРАНК». Всему коллективу она известна как талантливый, профессиональный и энергичный руководитель. Данное изменение направлено на дальнейшее развитие процесса сбыта в компании «РОТО ФРАНК» и на более тщательное эффективное взаимодействие с нашими партнерами и клиентами.
Фото: Roto. Завод «РОТО ФРАНК» в Подмосковье
Мы также являемся свидетелями динамичных перемен на рынке, который сегодня меняется, не столько качественно, сколько количественно. Спрос внутри рынка смещается вследствие изменения потребительских сегментов. Мы постоянно контролируем ситуацию, связанную с динамикой спроса в различных рыночных сегментах, реагируем на это соответствующим образом.
Одна из ключевых компетенций «РОТО ФРАНК», которую мы активно развиваем с 2019 года – это работа со строительной отраслью: с проектными компаниями, застройщиками и девелоперами. Наша цель заключается в формировании внутри компании специальных команд, которые работают в логике стройотрасли, досконально знают запросы строителей и создают решения в рамках совместных проектов. Стартом этой глобальной работы является наш проект Roto AluVision, успехи которого очевидны. Компания «РОТО ФРАНК» показывает уверенную динамику продаж не только поворотно-откидной фурнитуры, но и фурнитуры для алюминиевых конструкций.
Следуя трендам, которые наблюдаются в новом строительстве, мы уже 2 года развиваем проект частного домостроения, руководителем которого является Лев Минуллин. В рамках этого направления проводится огромная работа с участниками рынка ИЖС и с компаниями, которые специализируются на коттеджном строительстве. Результат нашей деятельности в этом сегменте впечатляет, и мы продолжаем движение в сторону этого рынка. Конечно, участие в проектах не является для нас самоцелью, наша цель – популяризация продуктов Roto, а также создание и внедрение специальных решений с применением нашей фурнитуры. Как следствие – получение нашими клиентами нового объёма заказов от строительной индустрии: от многоэтажного строительства до ИЖС.
Что касается изменений в продуктовой линейке Roto, помимо окончательного перехода на фурнитуру Roto NX, заметным событием становится выход на рынок фурнитуры среднего сегмента Weidtmann W100. Weidtmann W100 – это компактный и высокотехнологичный продукт, закрывающий основные потребности оконного рынка и строительной индустрии. Weidtmann W100 соответствует высочайшим внутренним требованиям Roto и существующим на рынке стандартам.
В фокусе нашего внимания остаются продукты группы Roto Patio: это подъемно-сдвижные, откидно-сдвижные системы, фурнитура для больших площадных конструкций. В 2023 году в сегменте продуктов Roto Patio отмечался значительный спрос и уверенная позитивная динамика роста оборота.
Сколько оконной фурнитуры было совокупно произведено всеми российским заводами, и сколько ввезено в качестве импорта в Россию в 2023 году? Как изменилась эта пропорция за 2 года?
– По нашей оценке, рынок фурнитуры в 2023 году находился на уровне 21 млн гарнитуров поворотной и поворотно-откидной фурнитуры. Статистика в отрасли не является открытой, в этой связи существуют погрешности. По нашему мнению, рынок показал незначительный рост в районе 3-5%.
На мой взгляд, сегодня в России существуют три основных производителя фурнитуры. Основная доля производства принадлежит компаниям «РОТО ФРАНК» (Roto) и «МАКО ФУРНИТУРА» (Maco). Также к производству фурнитуры приступили наши коллеги из компании FUTURUSS. Данные об объемах можно получить из открытых источников.
Что касается долей импорта и доли российского производства, то, по нашей оценке, за прошлый год они не изменились.
Фото: Roto. Поставки фурнитуры с завода «РОТО ФРАНК» в Ногинске
Как внешнее влияние и перемены на рынке повлияли на конкуренцию? Что позволяет Roto удерживать свою долю?
– Последние 3 года мы все конкурируем с внутренними и внешними вызовами. Стабильная ситуация отрасли, в которой мы благоприятно работали многие годы, закончилась. Теперь каждая компания должна ежедневно отвечать на новые вызовы. Сначала это была пандемия и следующий за ней пост-период, затем – разрыв технологических и логистических цепочек, и далее – «ралли» со стоимостью сырья, материалов, ресурсов, а также санкционное давление и кадровый голод. Успех любой компании за последнее время в значительной степени зависит от того, насколько гибко, умело и профессионально действует команда в абсолютно неспецифичных условиях.
«РОТО ФРАНК» конкурирует силой бренда, высокими технологиями, новыми продуктами, командой высококлассных и энергичных специалистов. Мы конкурируем с новыми обстоятельствами, шагая рука об руку с нашими партнёрами и клиентами, ежедневно решая задачи вместе.
Что изменилось в качестве фурнитуры Roto под влиянием санкций за 2 года?
– Санкции и их влияние – это один из тех вызовов, о которых я уже говорил, и это долгосрочная история. Санкции затронули многие отрасли экономики и разные продуктовые сегменты.
В сегменте оконной фурнитуры санкции коснулись, в первую очередь, тех, кто специализируется на системах электронного доступа, дистанционного управления с наличием электронных чипов, и на отдельных компонентах для производства в оконной индустрии. К «РОТО ФРАНК» это относится в меньшей степени.
Если говорить о влиянии санкций на качество, оно не изменилось, поскольку материалы, технологии, оборудование и методика для производства нашей фурнитуры остались прежними. Качество Roto остается таким, как его привыкли видеть наши клиенты на протяжении многих десятков лет.
Санкции вынуждают участников рынка светопрозрачных конструкций искать альтернативные решения и поставщиков, что в целом и происходит. Тем не менее, рынок продолжает работать, сохраняется позитивная динамика.
Что прямо влияло на подорожание фурнитуры в прошлом году? Как будет развиваться ситуация 2024-м?
– Ситуация с ценообразованием в 2023 году была более спокойной и предсказуемой, чем в 2022 году. Структура себестоимости выпускаемой продукции в целом не изменилась. Ряд ключевых факторов, которые оказывают значительное влияние на себестоимость и, как следствие, на цену продажи – это стоимость сырья и материалов, энергии, внешних услуг (фрахт, логистика и так далее), дополнительных материалов непрямого производственного значения и, конечно, стоимость персонала.
Мы знаем, что дефицит кадров – проблема и для России, и для многих других стран. Он стал одним из определяющих факторов изменения цен на продукты и услуги не только в сфере СПК, но и во многих других отраслях экономики. Roto ведет взвешенную ценовую политику. Мы своевременно информируем своих партнеров и клиентов об изменении отпускных цен на продукцию Roto. Актуальное изменение цены произошло 1 февраля 2024 года, о чем мы заблаговременно проинформировали наших партнеров и клиентов.
Цена является главной составляющей любого продукта или услуги на рынке, но не менее важным является качество самого продукта и сервис поставок. Roto держит марку. Невзирая на все вызовы 2023 года, мы удержали качество поставок на уровне выше 98%, что подтверждает статус Roto как надежного поставщика для своих клиентов.
Насколько активно и широко Roto будет действовать на рынке алюминиевых СПК в 2024 году? Какую долю в объеме сбыта занимает у вас этот сегмент?
– Сегмент алюминиевых светопрозрачных конструкций показывает уверенную позитивную динамику в течение последних лет. Тема алюминиевых конструкций находится в фокусе внимания всех участников рынка. В прошлом году на выставке Eurasia Window 2023 в Стамбуле мы были рады приветствовать на стенде Roto большое количество наших клиентов и партнеров. Общаясь с коллегами, мы отметили один очень важный тренд: порядка 80% российских оконных компаний, которые посетили выставку, приехали за покупкой нового оборудования, и более чем 2/3 компаний выбирали оборудование для производства алюминиевых светопрозрачных конструкций. Для кого-то это задача дооснащения существующего производства, для кого-то запуск производственных участков по выпуску конструкций из алюминия.
Доля алюминия на российском рынке СПК находится, действительно, на высоком уровне и продолжает расти. Это специфический сегмент, потому что речь идёт не только об оконных конструкциях, но и фасадных, а они имеют существенную долю на рынке остекления.
Об объёмах сбыта фурнитуры для алюминиевых конструкций, в целом по рынку, сказать сложно: не каждый производитель фурнитуры имеет в своём портфолио продукты для алюминия. Мы располагаем очень широкой продуктовой линейкой в данном сегменте. Доля этих продуктов в общем объеме сбыта у нас активно растёт с 2018 года и стремится к 20%.
Фото: Roto. Производство фурнитуры на заводе «РОТО ФРАНК»
На какой объем, и на какие перспективные сегменты в строительстве вы ориентируетесь сегодня?
– Наш рынок в значительной степени сегментирован. Бренд Roto находится в верхнем качественном и ценовом сегменте и занимает там доминирующую долю. Сегмент премиум ЖК и ИЖС демонстрирует большой спрос и остается на достойном уровне. Длительное время ключевым потребителем высокого сегмента оконной индустрии являлся частный клиент. Однако в последние годы ситуация несколько меняется: привычный частный клиент, который ранее приносил заказы сегмента санации и замены окон, сейчас переместился в большей степени в направлении индивидуального жилого строительства. На текущий момент мы видим два ключевых источника объемов заказов: новое строительство высотных зданий ценового и качественного сегмента от «Комфорт» и выше, и сегмент ИЖС, который демонстрирует значительный количественный и, к нашему удовлетворению, качественный рост.
Как известно, в 2022 году в России было введено в строй более 102 млн квадратных метров жилья, а в 2023 году – более 105. Это рекордные показатели за новейшую историю нашей страны. Из 105 млн квадратных метров жилья, введённого в строй в прошлом году, более 55 млн, по данным Росстата, это – ИЖС. Архитектурные тенденции в ИЖС, потребительские предпочтения покупателей или владельцев домов, а также экономические обстоятельства диктуют определённые тренды, которые касаются, в том числе, и производителей светопрозрачных конструкций.
Тренды очевидны: площадь остекления и габариты конструкций увеличиваются, что приводит к росту спроса на наши специальные продукты. Например, на системы Roto Patio, входные группы, различные нестандартные виды открывания/закрывания, дополнительные свойства окон и дверей, связанные с защитой от взлома, и другие. Данные направления оказывают влияние на изменение долей материалов, применяемых в производстве оконных конструкций для ИЖС. В частности, имеется в виду рост доли алюминия. С нашей точки зрения, это весьма позитивные тенденции, дающие возможность предложить потребителю, в полной мере, качество и функционал продуктов Roto. В связи с этим последние несколько лет наш фокус находится в области ИЖС и качественного высотного домостроения.
Хочу сказать большое спасибо за наш диалог! Это было интересно и, надеюсь, будет так же интересно нашим читателям. Пользуясь случаем, желаю всем коллегам бодрого, спортивного старта и успехов в сезоне 2024!
Спасибо за интервью.