Экспортный кризис на фоне европейского спада в 2023-2024 гг. Опыт оконного рынка Польши


Экспортный кризис на фоне европейского спада в 2023-2024 гг. Опыт оконного рынка Польши

Фото: PAGEN. Экспорт окон

Экспорт окон и дверей – в значительной мере является движущей силой польского рынка. Год от года его объём рос сверхтемпами, что позволило в достаточно короткие сроки вывести страну в лидеры Европы в сфере продаж СПК. Тем не менее, экспорт оконного польского рынка в 2023 году начал снижение и продолжает падать в 2024-м.

Эта проблема беспокоит отраслевиков. Снижение польского экспорта год назад, несмотря на достижение рекордной величины в денежном выражении, ставит вопросы о причинах этого явления. Анализ отраслевых обзоров за 2024 год, указывает на множество факторов – от общего экономического спада на основных европейских рынках до структурных проблем польской экономики. Является ли кризис экспорта Польши временным или тенденция требует реформ отрасли на фоне европейской перестройки? На эту тему в своей статье польскому изданию рассуждает владелец компании-экспортёра окон и дверей д-р Збигнев Мендель*.

Поскольку ситуация для бизнеса на европейском континенте сегодня достаточно схожая, опыт польских экспортеров может стать познавательным для российских отраслевиков в будущем. Об экспортном кризисе на примере оконного рынка Польши – в материале tybet.ru.

История вопроса

Экспорт является ключевым фактором, влияющим на состояние польской экономики – несмотря на спад, его доля по-прежнему составляет более 50% ВВП страны. В 2023 году экспорт товаров достиг самого высокого значения в истории: 429,87 млрд евро. Прошедший год также стал 11-м годом подряд с положительным торговым балансом для польской экономики.

«Но уже результаты за I квартал 2024 года показывают спад на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особую обеспокоенность отраслевиков вызывает снижение товарооборота на 10(!)% с основным торговым партнером Польши – Германией. Слабый внешний спрос, осторожность потребителей и все еще относительно высокие процентные ставки, которые сдерживают инвестиции внутри страны – это явления, которые характеризуют нынешнее состояние немецкой экономики. Застой стал настолько значительным, что в 2023 году The Economist снова назвал Германию «больным человеком» Европы, как это было два десятилетия назад», – пишет в своей статье Збигнев Мендель.

Среди определяющих факторов спада на первое место, по мнению автора статьи, выходят следующие процессы.

Потребительский спад на основных экспортных рынках

Европа переживает потребительский спад. Это является результатом снижения располагаемых доходов граждан и их готовности инвестировать, особенно в сферу товаров не первой необходимости.

«Потребители на Западе из-за нарушенного чувства финансовой безопасности и стабильности откладывают дорогостоящие покупки. Принятие решений, связанных с более крупными инвестициями, например, плановой реконструкцией или строительством дома, также естественно продлеваются во времени, особенно когда они не подкреплены государством налоговыми льготами», – пишет в статье Збигнев Мендель.

Рекомендуем прочесть: Немецкий и польский рынок окон в свободном падении до 2025 года. Оценки CAB и VFF

Отсутствие брендинга

При этом польские экспортеры в условиях экономического спада на зарубежных рынках явно страдают и в силу собственных ошибок. В течение многих лет компании принимали сознательное решение не строить бренды на экспортных рынках. В среднесрочной перспективе это было дешевле и менее хлопотно, особенно в плане логистики, сервиса и гарантий. Однако в условиях кризиса отсутствие собственного бренда и лояльной сбытовой сети приводит к усилению конкуренции, давлению на цены, как следствие, к снижению спроса и уровня маржи – «всегда найдется тот, кто установит дешевле и быстрее».


«Говоря о производителях окон и дверей, я не могу понять, почему они не используют силу и размер польской диаспоры в своей деятельности на экспортных рынках, развивая для них деятельность, основанную на сентиментальных настроениях. Я также не знаю, почему хотя бы некоторые из них не используют исторические преимущества (я не за ревизионизм, а за отсылку к культурным традициям). Например, как минимум два важных польских игрока в этой отрасли, действующих на немецком рынке, могли бы обратиться к выдающемуся представителю немецкого романтизма Йозефу фон Эйхендорфу (1788–1857), родившемуся в Любовицах (сегодняшний Рацибужский район), но также связанному с Нысой (где он жил с 1835 по 1857 год и там же умер). Если пиво могло повысить узнаваемость бренда и его позитивное восприятие, ссылаясь на «бабушку из Хшанува», почему бы не повысить узнаваемость бренда окон и их позиции на рынке в Германии, используя слоган «окна из хаймата Эйхендорфа»?», – рассуждает автор статьи.

Рекомендуем прочесть: Закат экспортного феномена польского оконного рынка начался?

Элитный характер экспорта

Так же, по мнению Збигнева Менделя, вопреки стереотипам, экспорт польских компаний носит не массовый, а элитарный характер. Всего 4,8% местных компаний от общего рынка продают свою продукцию за рубеж, а в сфере услуг ситуация еще хуже. В 2022 году только 25,7% всех доходов польских компаний поступили от экспорта (в случае крупных предприятий – 26,4%).

«Экспорт, учитывая специфику отрасли (даже экзистенциальную зависимость автомобильной, мебельной и оконной промышленности от экспорта), является уделом преимущественно крупных предприятий, в которых занято значительное количество работников. Это повышает социальную значимость экспорта и риски, связанные с его снижением. С другой стороны, для малых и средних компаний экспортная деятельность – после приобретения необходимых ноу-хау – все еще остается возможностью, особенно в приграничных районах, что, однако, требует системной поддержки», – говорится в статье.

Сильное влияние иностранного капитала

Сегодня «элитная» группа – компании с иностранным капиталом генерируют 63,6% всего польского экспорта, потому что экспорт осуществляется внутри глобальных финансовых групп. Как следствие – постоянная тенденция увеличения затрат на ведение бизнеса в Польше, в том числе повышение минимальной заработной платы, эффективно ослабляет конкурентоспособность Польши и привлекательность инвестиций в страну.

«Это, в свою очередь, может способствовать снижению польского экспорта, независимо от ситуации с потребителями. В конечном итоге это может привести к серьезным социальным проблемам, включая рост безработицы», – предупреждает Збигнев Мендель.

Рекомендуем прочесть: Что происходит на польском рынке окон и дверей в 2024 году. Обзор новостей за 1-е полугодие tybet.ru

«Рациональность по отношению к националистическим обидам в Европе»

«Давайте вспомним о растущих националистических настроениях в Европе, которые подтверждаются недавними выборами, как в Европарламент, так и в национальные парламенты Франции, Великобритании, а также опросами общественного мнения в Германии. Европейский рабочий, который становится все менее обеспеченным и все более разочарованным, чувствует себя все в меньшей безопасности, особенно в контексте негативных последствий массовой и неконтролируемой иммиграции, – пишет автор статьи. – Он может поддержать популистские требования свести к минимуму глобализацию и вернуться к экономическому протекционизму, что может иметь катастрофические последствия для экономик, столь сильно ориентированных на экспорт, как Польша. По этой причине стоит сохранять умеренность и прагматизм в отношениях с деловыми и социальными партнерами, чтобы избежать нагнетания социальной напряженности. Рациональный подход также является ключевым в сфере экспорта».

Производство окон

Фото: Shutterstock. Производство окон

Необходимость адаптации

Видимый коллапс польского экспорта, который также угрожает социальным процессам, по мнению автора, будет временным, если не произойдет радикальных изменений в международной ситуации, считает польский эксперт.

«У нашей страны есть достаточные преимущества, чтобы пережить этот период, особенно после принятия соответствующих мер по корректировке. Однако следует понимать, что это трудоемкий процесс, выходящий за рамки текущего года. В связи с тем, что внутренний рынок, естественно, не способен поглотить производственные мощности многих отраслей, необходимо применять широкий портфель корректирующих мероприятий и внедрять инновации в менеджменте. Экспортный кризис является результатом не только экономического спада, но и структурной дезадаптации местного бизнеса к требованиям нового времени, отсутствия причинно-следственного анализа и обратной связи. Профессиональный ответ сводится не только к снижению затрат, но и требует инноваций, не ограничивающихся исключительно технологической областью»,– в заключение статьи делает выводы д-р Збигнев Мендель.

Рекомендуем прочесть: Строительный кризис замедляет рост оконного рынка стран Восточной Европы в 2024 году. Зарубежный обзор tybet.ru

*Д-р Збигнев Мендель – владелец польской компании GERDA. Предприятие занимается производством и экспортом алюминиевых СПК, входных дверей, гаражных ворот и фурнитуры. Компания имеет сильные позиции на рынках Великобритании, Бенилюкса, Германии, Чехии и Словакии, а также в странах Балтии и США.

Подготовлено редакцией tybet.ru по материалам forumbranzowe.com.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru