Кузьма Стеклов. Оконная история в лицах (47)


пред.   след.

Было очень много и других – забавных и не очень – приключений во время двух наших первых (в сентябре и декабре начала 80-х годов прошлого века) поездок в столицу Таджикистана город Душанбе. Не буду описывать их так же подробно, как предыдущие впечатления, – мне кажется, читатель, ты уже и так впитал атмосферу советской Средней Азии из предыдущих историй.

Думаю, что основы мастерства рыночной торговли, проявившееся в нас в полной мере в дальнейшем, были заложены именно на таджикских базарах.Мы не смогли бы вести себя потом столь уверенно и раскованно на китайских и гонконгских толкучках, на «блошиных» развалах Европы, «гаражных» распродажах Америки...

А начиналось все это в Ленинабаде.

В какой-то момент мы оказались в этом старинном городе перед самым отлетом в Москву. На самом деле это место известно было с седьмого века как Ходжент. К сожалению, в отличие от Самарканда и Бухары там – кроме средневековой крепости и мечети-мавзолея какого-то шейха – от славной истории ничего не осталось. Да еще по дороге к базару – типичные бедные восточные кварталы. Узкие пыльные улочки, кривые глиняные стены, за которыми иногда растут фруктовые деревья.

Правда, через весь город протекает полноводная река – кажется, Сырдарья. Мы тогда не знали, что хлопковые поля обрабатывают редкостной химической дрянью, остатки которой попадают в арыки и речки – и с удовольствием в ней купались (после очень жарких дней это было необычайно приятно).

Одной из главных наших задач в той поездке, поставленных любимыми женами, было привезти в – тогда еще бедную с этой точки зрения – Москву среднеазиатских длинных и одуряюще душистых дынь, огромных мясистых помидоров «бычье сердце», сладких, как мед, персиков – всего того, чему наши дети были бы рады.

С целью выполнить полученные поручения, накануне отъезда мы, естественно, пошли на главный рынок.

Честно говоря, я до сих пор не уверен в том, что нужно делиться с тобой, читатель, секретами общения с восточными продавцами – слишком интимные вопросы придется затрагивать... Кроме того, как рассказать о той радости, которую испытывает любой европеец, получив десять – пятнадцать процентов скидки через две минуты торговли.

Самое смешное в том, что в цене фруктов в Средней Азии изначально заложено примерно двадцать – тридцать процентов только для предварительного разговора. Я уже говорил в какой-то из своих историй, что на Востоке необходимо торговаться. Иначе тебя будут воспринимать лохом (быть может, я не совсем правильно применяю современную молодежную терминологию – не успел проконсультироваться с малолетними внуками).

Дыни мы купили без особых приключений. Единственная проблема возникла с их упаковкой для дальней транспортировки – нам предложили сначала их просто обвязать какой-то лозой и везти на руках. После того, как мы сказали, что повезем их в «саму Москву», нам организовали замечательные деревянные ящики, из которых в дальнейшем я строил мебель в своей московской квартире.

Настоящее обучение рыночным отношениям началось при покупке знаменитых помидор «бычье сердце». Подойдя к продавцу, мы сразу сказали, что покупаем много – пятнадцать килограммов – чем сразу сбили цену с полутора рублей до рупь двадцати.

Еще через полчаса напряженных переговоров, проходивших в атмосфере взаимного подкалывания и расцвеченных преувеличениями и обманом, мы ударили по рукам – окончательная цена была согласована на уровне один рубль пять копеек за килограмм.

И вдруг – тот человек, с которым мы так долго торговались, исчез, словно провалился. Пока мы озирались и искали его под прилавком, он вернулся с кирпичом. На наш недоуменный вопль: «Зачем нам кирпич? Нам кирпич не нужен!» (если честно – мы слегка струхнули), – он ответил: «Это у нас будет пять килограмм!»

Мы категорически отказались от такой меры веса и взвешивали по килограмму. Сколько помидор мы в результате купили – я не знаю. Когда продавец укладывал на весы пару огромных сочных красных пасленовых, и чашка начинала опускаться, мы сверху укладывали еще один плод в качестве «похода». Это не вызывало протестов – традиция, блин!

Одну тетку, которая отказывалась торговаться – не соблюдала правил, зараза! – мы элементарно надули, пользуясь лучшим знанием математики. Не помню точно, что мы у нее покупали – помню только правило, которое вывели. Правило это, правда, сегодня уже не работает – слишком дешевыми стали калькуляторы, к сожалению.

А тогда мы поняли, что нужно называть нетрадиционные цифры, которые невозможно разделить в уме быстро. Кажется, мы пытались купить у нее персики, и она отказывалась снизить цену с трех рублей за килограмм – а персики были лучшие на всем рынке! И тогда мы сказали ей, что покупаем тринадцать килограммов за двадцать восемь рублей. Тетка посмотрела на нас ошарашено, и спросила: «А это почем будет?»

Не моргнув глазом и с каменными лицами, мы сказали: «По два восемьдесят семь». И получили желаемое.

Не один раз мы потом пользовались этим нехитрым приемом – и срабатывало всегда стопроцентно. Учить арифметику нужно было лучше, тетка!

У одного из наших новых душанбинских знакомых случилась свадьба – и нас на нее пригласили.Нам было интересно посмотреть на национальные обряды, и мы, конечно, пошли. И были очень разочарованы.

Мы так и не увидели невесту! Несмотря на то, что наш брачующийся знакомый был каким-то комсомольским деятелем – его жену из посторонних мужиков видел только местный имам. А нам так хотелось посмотреть, как выглядит невеста в традиционном таджикском облачении! Но некоторое представление о национальных традициях мы все равно получили.

Посреди тенистого двора стояло несколько огромных дастарханов – низких столов, покрытых коврами. Сидеть на них нужно без обуви, по-турецки, как у нас принято говорить – хотя такое определение наших тогдашних хозяев наверняка обидело бы.

А по самой сути – ничего отличного от привычных нам свадебных торжеств. Обычная пьянка, в которой, правда, принимали участие только особи сильного пола.

Женщин к столу не подпускали – они хлопотали на кухне, извещая специального человека о готовности очередного потрясающего блюда. То есть – мы не видели ни одной женщины вообще за этот вечер. Сначала было очень странно, но потом – как-то привыкли.

И поняли, что в ряде случаев (например, когда собираются по достаточно серьезному поводу – такому, как свадьба, рождение или похороны) национальные среднеазиатские традиции очень человечны.

Разве смогли бы мужики так много друг другу сказать и так хорошо провести время в тени фруктовых деревьев? Женщины бы очень надоедали своим щебетом, а также постоянно пилили бы за лишнюю выпитую рюмку!

пред.   след.