Кузьма Стеклов. Оконная история в лицах (50)


пред.   след.

Все-таки забавные бывают приключения на экспертизах окон! Вот, например, Московское правительство очень много построило к юбилею города в 1997 году. Зачастую, правда, быстро, «богато» – и совсем не качественно.

Прошло буквально три – четыре года, и появилось множество заказов на экспертизу «юбилейных» построек. В нашем климате и при том «качестве» строительства это было совершенно неизбежно. Меня тоже, читатель, довольно часто привлекали к этой работе. Более того, могу смело утверждать, что в какой-то момент я стал главным экспертом по оценке состояния построенных к юбилею Москвы культовых сооружений различных конфессий.

Надеюсь, все помнят переживания героя книги Джерома Клапки Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», когда, изучая Медицинскую энциклопедию, который выяснил, что – по описанным в этом справочнике симптомам – он болен (в разной степени запущенности) всеми известными болезнями. За исключением одной – родовой горячки.

Следует сказать, что после того как в течение полугода ко мне обратились за экспертизой мечети, православного храма и синагоги, мне – так же, как и герою Джерома, – стало очень обидно, что на этом все и закончилось.

То есть, католический храм, буддийская ступа, лютеранская церковь, храм кришнаитов, баптистский молельный дом (все они, кажется, в Москве существуют) – прошли мимо меня! Одно утешает – их, вероятно, просто не успели построить к 850-летию столицы.

На Поклонной горе возвели в те годы за деньги Московского правительства три мемориальных храма – мечеть, храм Георгия Победоносца и синагогу. Очень красивые сооружения – но с массой проблем.

Сначала нас позвали посмотреть мечеть – главный имам жаловался, что течет крыша, а во многих местах выступила и плесень. Откровенно говорю – я никогда раньше не видел подобного в недавно построенных зданиях!

Гроздья разноцветной плесени свисали с купола главного зала на полтора метра, все углы были покрыты липкой слизью, окна, изготовленные из алюминиевого профиля известной фирмы, успели за четыре года изрядно покрыться следами коррозии, повсюду было ужасно холодно и зябко из-за повышенной влажности... Мы начали разбираться – что же происходит в этом здании.

Так как строили эту мечеть городские власти, мусульманские начальники настояли на том, чтобы и экспертизу, и возможные переделки в дальнейшем оплачивали они же. Поэтому все совещания в мечети проходили очень забавно.

Несмотря на жесткое (наверное, религиозное) правило, что нужно перед входом разуваться, оно не выполнялось с первого дня. Да и попробуй, заставь руководителя строительного департамента московского правительства скидывать ботинки где-нибудь, кроме квартиры градоначальника!

Поэтому имамом было принято мужественное решение (наверняка это не было предусмотрено в священном Коране) поверх ковров постелить специальную дорожку, которую местные служки оперативно перекладывали под ноги сиятельных чиновников, осматривающих плесень и слизь в разных концах мечети. Потом это испоганенное покрытие, думаю, с омерзением сожгли.

Разговоры на еженедельных совещаниях достойны того, чтобы (в сокращенном, конечно, виде) процитировать в этой истории.

Имам (несколько заискивая, но с очевидным внутренним достоинством): «Здравствуйте, господин начальник департамента!»

Начальник (не скрывая своего раздражения, что приходится так рано вставать): «Ну, и ты здравствуй! Погода-то, какая хреновая, а!»

Имам (очень робко, пытаясь быть незаметным – достоинство куда-то делось): «Господин начальник, пожалуйста, ботинки грязные снимите!»

Начальник (хамовато): «Я же говорил тебе – еще раз скажешь про мои ботинки, не буду платить за ремонт! Понял?»

Имам (обреченно): «Понял... По дорожкам, пожалуйста, господин начальник ходите».

Начальник (деловито): «Ты мне не указывай, понимаешь! Ну, что тут у вас протекает?»

Имам (очень волнуясь): «Вот у нас – не только протекает, а еще и плесень цветет. Вот – видите?»

Начальник (удивленно): «О-ё! А откуда это взялось-то? Никогда такого не видел! Эксперт (это ко мне), что за фигня такая?»

Эксперт безмолвствует: пока мне нечего сказать.

Имам (излишне эмоционально, на мой взгляд): «Господин начальник, вы нам плохо построили. Мусульмане недовольны – молиться неприятно».

Начальник (резко обрывая жалобы): «Да ты совсем обнаглел, что ли? Вы наших мальчишек убиваете (Только что началась вторая чеченская война. – К.С.), а мы вам бесплатно церковь строить должны?»

Имам (напрягшись): «Мы никого не убиваем, мы мирные мусульмане.

Начальник (пренебрежительно): «И сколько тут у тебя человек молится каждый день?»

Имам (расслабившись и довольно гордо): «Это самая популярная мечеть в Москве! Больше пятисот человек в праздничные дни бывает, однако!»

Начальник (очень грубо): «Однако! Ты что – чукча, блин? И все ботинки снимают! А носки, небось, два месяца не стирали! И потеют – полтыщи человек, блин! Грязные, потные – и что ты хочешь? Конечно, плесень заведется! Скажи спасибо, что змеи не ползают! В общем, думаю, сами виноваты! Ты бы своих татар мыться научил лучше, чем в правительство жаловаться! Ладно. Эксперт (это мне), посмотри – что они тут начудили!»

Должен сознаться, читатель, что этот диалог я составил из разговоров на нескольких «оперативках». Но за общую стилистику и смысл полностью отвечаю.

пред.   след.