Кузьма Стеклов. Оконная история в лицах (67)
← пред. след. →
Ты знаешь, читатель, что я отличаюсь иногда немного хулиганским поведением – недостаточно часто, кстати, на мой взгляд. Выступаю редко, но – иногда – метко...
Эта история связана с не самыми давними событиями – оконными выставками в конце января 2010 года в Киеве и в начале февраля в Новосибирске.
Я очень благодарен своим украинским и канадским партнерам за то, что они последние несколько лет приглашают меня на ежегодную главную выставку с конференцией в Киеве. Она проходит в конце января каждого года и называется «Primus». Это дает мне возможность оценить то, что будет происходить на «Мосбилде» в последующем апреле, а также общую ситуацию со светопрозрачными конструкциями на необъятных пространствах Союза Независимых Государств (быть может, я и неправильно расшифровал аббревиатуру «СНГ», но даже не стану лезть в словарь для уточнения!).
Не хочу сказать, что на Украине выставка лучше – просто там мероприятие раньше проходит. И – если – в Киеве стало хуже по сравнению с предыдущим годом, то и в Москве не стоит ожидать ничего хорошего. Да и в Новосибирске тоже.
Я очень много уже упоминал этот сибирский город – только для того, чтобы высказать свое отношение к знаменитой выставке «СтройСиб».
Должен признаться, что я посетил ее лишь однажды, в 2003 году, кажется. Именно тогда я и сказал организаторам, что больше не приеду к ним до того, как они не построят новый выставочный центр. В существующем здании я постоянно ощущал приступы клаустрофобии и – время от времени – чувствовал себя как в переполненном вагоне московского метро (запахи крепкого мужского пота и сладких женских духов меня преследовали еще две недели после окончания этой главной сибирской выставки).
Мне было сказано, что новое здание уже строится, и через два года меня пригласят перерезать красную ленточку. К сожалению, и меня, и всех экспонентов слегка надули – здание до сих пор «строится». А я, привыкший держать свое слово, больше никогда не был на «СтройСибе».
Жду-с – очень я соскучился по столице Сибирского федерального округа! Больше не буду в этой истории упоминать этот город.
Вернемся, читатель, однако, в Киев. Я, действительно, очень люблю его – как принято говорить, «Мать городов русских». У меня там много друзей – ты мог убедиться в этом, прочитав хоть что-то из «Оконной истории...». Более того, мои ближайшие родственники очень долгое время жили на Украине.
Пожалуй, читатель, у меня не будет возможности рассказать об этом в другом месте, поэтому – потерпи немного, ожидая описание моих «хулиганств» на выставке «Primus» в этом году!
Мой прадед, Леон Людвигович *** (как сейчас выяснилось за то, чей он выдающийся ученый, спорят Польша, Литва, Украина и Россия), основал психиатрическую больницу в городе Виннице и долгое время был ее главным врачом. Кстати, думаю, именно поэтому в моих историях довольно часто – абсолютно непроизвольно (генетика, наверное!) – встречаются ссылки на Фрейда и некоторые медицинские термины. Я довольно часто проезжал мимо этого города, но никогда там не был.
И вот, пару лет назад, будучи в Киеве в январе на той же выставке «Primus», решил заехать на выходные в Винницу. Киевские приятели заказали мне и жене номер в гостинице – как выяснилось, очень крутом бандитском притоне рядом с самым большим на Украине автомобильным рынком, куда мы и приехали поздним вечером в пятницу. Очень было обидно, что эта гостиница расположена не в центре города, но – как я потом выяснил – мои друзья договорились с действительно лучшим отелем. Обычно-то мы с женой стараемся жить в самом центре нового для нас места, чтобы и погулять можно было, и в ресторанчик сходить в любое время.
Про город Винницу я не знал тогда практически ничего. Только следующее:
– в Российской империи там был один из крупнейших районов оседлости евреев и, соответственно, очень большая еврейская диаспора;
– там работал великий русский хирург Пирогов и есть его мавзолей (несмотря на то, что нас туда просто-таки завлекали, мы не пошли в эту местную «достопримечательность» – я и в Мавзолее Ленина был только один раз! По принуждению. Дело в том, что, будучи пионером, я участвовал во вручении цветов Президиуму какого-то съезда КПСС в 1961 году – стыдно до сих пор! Мне, кстати, «достался» Семен Михайлович Буденный – как сегодня помню его прокуренные жесткие усищи! И еще то, каким одинаковым отработанным жестом они в обмен на гвоздички достали приготовленные коробки конфет. А потом – в качестве вознаграждения – нам «подарили» визит без очереди в Мавзолей. Во, подарочек-то детям, а?! До сих пор мурашки по телу при этих воспоминаниях...);
– Гитлер в окрестностях этого города во время войны построил один из своих бункеров;
– ну и, конечно, то, что там жил и работал мой прадед, и родилась моя бабушка.
Только несколько позже, к сожалению, я прочитал роман Дины Рубиной «Белый голубь Кордовы», где городу Виннице и ее истории посвящены очень интересные страницы. Кстати, советую заглянуть в эту книгу – на мой взгляд, стоит прочесть ее.
И вот утром в субботу мы вызвали такси, сели в него. На вопрос водителя: «Куда?», я смог ответить только одно: «В психиатрическую больницу». А ничего больше я и не знал!
Меня потрясла реакция таксера – он спросил (абсолютно индифферентно): «В новую или старую?»
Должен сказать, то, что там есть аж две психбольницы, меня нисколько не смутило – вряд ли мой прадед организовал «новую». И мы поехали в «старую».
Та психиатрическая больница, которую основал мой прадед в самом начале прошлого века, и сегодня, как выяснилось, крупнейшая на Украине. В соответствии с принятыми в те времена правилами, она представляет собой почти два десятка одно-двухэтажных корпусов, расположенных на довольно большой территории. Кроме того, мой предок был одним из разработчиков теории и практики трудотерапии для умалишенных, которые должны были обеспечивать себя овощами, фруктами и прочим. В связи с этим больнице принадлежали огромные сады, поля, коровники, свинарники.
Сегодня территория клиники практически включена в центр города. Именно поэтому вместо садов и полей мы увидели строительные краны и довольно уродливые (как и везде) панельные дома – на Украине в начале этого века тоже был строительный бум! Но подъездная дорога к больнице до сих пор сохранилась в первозданном виде и похожа на те, которые мы привыкли видеть в фильмах про английские дворянские усадьбы – по бокам столетние липы, разъехаться могут разве что две одноконные коляски.
Мы с женой пошли, естественно, к главному корпусу психиатрической больницы с множеством памятных мемориальных досок, среди которых имени моего прадеда не обнаружили. И решили, что попали не туда.
При перепечатке информации обязательна активная ссылка на www.tybet.ru